– Наталья Леонидовна, ваш округ отличается от многих регионов тем, что образованию власть всегда уделяла первостепенное значение. На нужды образования не просто выделялись очень большие деньги, а выстраивалась системная образовательная политика, рассчитанная на эффективный результат.
– Прежде чем строить новые школы, внедрять инновационные образовательные технологии и передовые методики, мы анализировали демографическую структуру нашего региона, динамику изменений. Нам было ясно, что нельзя просто латать дыры, а необходимо системно заниматься проблемами образования, не просто строить школы, наполнять их новой материально-технической базой и новым содержанием, а выстраивать фундамент для общего образования – развивать дошкольное образование, расширяя сеть детских садов. А с другой стороны, стало понятно, что необходимо развивать и профессиональное образование в рамках региона. Этого требовала динамично развивающаяся экономика округа. Мы сумели выстроить цепочку непрерывного образования, идя от простого к сложному, от детского сада до университета. – Вы закрывали сельские школы? – Мы преобразовывали школы в образовательно-культурные спортивные комплексы, которые позволяли решить сразу несколько социальных задач, в том числе оптимизировать расходы не только на строительство новых зданий и сооружений, но и на содержание уже существующих. Школа становилась учреждением, где можно было не только учиться, но и получать какую-то социальную помощь, заниматься в спортивных секциях, творческих кружках, пользоваться библиотекой, комплекс объединял в себе функции библиотеки, клуба, спортивного учреждения и становился местом совместного проведения досуга взрослых и детей. – Что было главным для вас в образовательной политике? – Никогда не спешить с принятием окончательного решения. Сначала опробовать ту или иную технологию, рассмотреть возможные риски, а потом уже внедрять в массовом порядке. Ярким примером является ЕГЭ. Мы ЕГЭ ввели сразу, как только было принято решение, но не на всей территории, а по желанию районов и городов. А потом уже потихонечку, постепенно эту технологию внедрили на всей территории округа, обучая и переобучая педагогов, и вели большую разъяснительную работу с родителями. – Вы считаете, что это был правильный шаг – проводить итоговую аттестацию в форме единого государственного экзамена? – А почему нет? Во-первых, ребенку не приходится по несколько раз сдавать одни и те же экзамены. А во-вторых, такая форма действительно позволяет дать независимую оценку качества знаний. Сейчас многие критикуют ЕГЭ, но как технология, именно как технология независимой оценки, это очень правильное и грамотное решение. Другое дело, какова начинка контрольно-измерительных материалов внутри, об этом можно спорить. – Мне кажется, в решении ваших задач вам сильно помогло то, что вы сделали серьезную ставку на общественность. – Мы не только сделали такую ставку, но мы ее и подкрепили законодательно. Одними из первых в Российской Федерации приняли региональный закон «О государственно-общественном управлении в сфере дошкольного, общего, дополнительного, начального и среднего профессионального образования». Он появился благодаря усилиям покойного Анатолия Пинского и бывшего заместителя министра образования России Елены Чепурных. Закон позволил нам привлечь родителей, представителей бизнеса не только к обсуждению актуальных проблем, но и к выработке оптимальных решений. Ни одно новшество не принималось в округе без общественной экспертизы. Это помогло нам избежать очень многих ошибок. – Кстати, я помню, как однажды на какой-то встрече с педагогами вы страстно убеждали учителей, что нужен внешний аудит их деятельности и что одной из форм такого аудита как раз и является единый госэкзамен. – Аудитом можно назвать и инвентаризацию отрасли, когда мы описали все параметры, начиная от материально-технической базы каждого учебного заведения и заканчивая кадрами: кто у нас работает, с каким стажем, какие учебные заведения окончили наши кадры, какую и где прошли переподготовку, по каким программам работают, какие учебники и так далее. – Скептики утверждают, что никакую «новую школу» мы не построим с имеющимся кадровым составом. Вы тоже так думаете? – Я думаю, что нужно работать с тем человеческим материалом, который есть, но необходимо отрабатывать новые технологии переобучения и повышения квалификации. Чтобы оставаться в профессии, на мой взгляд, нужно переходить от ступеньки к ступеньке в своем профессионализме и постоянно совершенствоваться. И не важно, сколько тебе лет. Жизнь не стоит на месте. Она все время выдвигает новые требования, дает новые возможности. Мне кажется, что учитель, педагог, воспитатель должен быть постоянно готов к обучению. У него настрой души должен быть именно таким. Не надо бояться компьютера, не нужно бояться электронных учебников, интерактивных досок, нужно просто быть готовым к тому, что это новая ступенька, это новые знания. Учитель – это та профессия, где нужно постоянно заниматься самообразованием. – А что такое, на ваш взгляд, самообразование? – Это умение успевать за временем. Чтобы быть принятым в той аудитории, с которой работаешь. А это значит понимать, чем живут подростки, что их волнует, какие фильмы они смотрят, какую музыку слушают, о чем разговаривают между собой и на каком языке. Мне кажется, что мы живем в такие времена, когда не надо стесняться, что учитель чего-то не знает, что ребенок лучше осведомлен, где и как добыть информацию, что этот маленький человек может быть более информирован, чем взрослый. Надо уметь учиться вместе с ним. И это тоже самообразование… – Может ли учитель быть успешным? – Я всегда была уверена, а сейчас уверена вдвойне-втройне: для того чтобы быть успешным в любой профессии, а в профессии учителя тем более, необходимо любить то, чем ты занимаешься, – любить детей. Тогда у тебя будет стимул совершенствоваться, постоянно заниматься самообразованием, изучать интересы детей, с которыми работаешь. – Но за любовь к детям у нас не платят, платят за количество учеников и часы, отработанные в школе. Платят мало, а хотят, чтобы учитель делал много – формировал фундамент, основу будущего. – Я согласна, что учителю должны хорошо платить. Ну нет у государства пока возможности платить больше. Наше общество очень сильно расслоено – у нас люди либо богатые, либо бедные, нет реального среднего класса, на котором держится экономика большинства развитых стран. Как только у нас появится средний класс, который и станет основным налогоплательщиком, многие вопросы отпадут сами по себе, в том числе и об учительской заработной плате. – А что нужно сделать, чтобы у нас появился средний класс? – Развивать новые производства. Чтобы сформировался современный рынок труда, позволяющий выбирать и реализоваться в профессии. Чтобы экономика развивалась, наукоемкие технологии. Кстати, думаю, что в нашем регионе как раз средний класс уже присутствует. За счет достаточно обширного, хотя и однообразного рынка труда. Это с одной стороны. А с другой стороны, за счет среднего возраста. Средний возраст – тридцать четыре с половиной года. И в основном работающее население. Несколько лет назад в Ханты-Мансийском автономном округе РИА «Новости» проводило Международный валдайский клуб политических экспертов. Вот как раз эти эксперты и обратили внимание на то, что в регионе действительно сформирован средний класс. – Не кажется ли вам, что многие вопросы решатся, когда мы станем социальным государством? – Но мы и так социальное государство, это и в Конституции записано. Как вы знаете, есть три типа социальных государств. Минимальное социальное государство, когда государство по минимуму по своим возможностям оплачивает все те гарантии, что зафиксированы в Конституции. Есть социальное максимальное государство, которое это делает по максимуму. И есть социально эффективное государство. Пока в мире таковым считают США. Мне кажется, что мы сейчас находимся при переходе от минимального социального государства к максимальному социальному государству, но мы лишь в самом начале пути. – И на этом пути многому надо учиться как власти, так и гражданам. – Власть должна готовить людей к переменам, объясняя, какие социальные и экономические перемены стоит ожидать от реформ, модернизации, с какими рисками можно столкнуться, как их избежать. Часто власть забывает об этой своей функции и сталкивается с негативными реакциями, отторжением реформ, а потом удивляется: вроде бы все делали с благими намерениями, а народ не понимает… Тут есть еще одна проблема – наша российская ментальность. Мы декларируем, что живем в правовом государстве, и очень не любим законы, которые принимаются в нашей стране, подвергаем их жесточайшей критике. Вот как только закон принят, он сразу же начинает критиковаться. Так не должно быть. Закон принят – он должен быть исполнен. И если со временем появляются какие-то нестыковки, необходимо вносить изменения. – Мне кажется, что внести изменения в принятый закон не так просто. Может, проще тщательнее готовить проекты законов, обсуждая их как можно шире? – Так обсуждался проект нового закона об образовании. По крайней мере у нас в регионе. Немало сломано копий на различных «круглых столах», встречах, обсуждениях, в которых принимали участие представители профессионального сообщества, родительской общественности, бизнес-структур. – Мы все время говорим о том, что система образования разваливается, что реформы не приносят результата, что учительский корпус стареет, что зарплата низкая, что учителя берут взятки, что школы горят. Мне кажется, что мы иногда специально преувеличиваем наши проблемы, не замечая перемен. – Вы правы. Мы почти не говорим о положительных примерах. Я никогда не поверю, что таких положительных примеров не существует. В любой области, в любом регионе, в любом крае они обязательно есть. Должна существовать копилка положительного. Невозможно постоянно слушать, что школа плохая, что учителя плохие, образование плохое, учебники плохие. Может показаться, что информационное пространство специально выстраивается так, чтобы человек, придя в школу, подумал, что попал в некую клоаку, что в этой сфере деятельности, которая называется образование, все плохо. Мне кажется, что средства массовой информации объективности ради должны все-таки рассказывать и о положительных примерах, а не только о проблемах, которые, безусловно, есть и которые будут. Потому что пока существует жизнь, будут существовать и проблемы. Если их не станет, развитие остановится. Что, у нас нет хороших учителей? Есть. У нас нет хороших школ? Есть. У нас нет хороших методик преподавания? Есть. Нет хороших результатов? Конечно же, есть. И необходимо говорить о тех детях, которые показывают замечательные результаты, поддерживать таких детей и поддерживать их учителей. – Мы стараемся поддерживать таких учителей, например, через конкурс «Учитель года России». Правда, средства массовой информации конкурс интересует только как информационный повод: открылся, закрылся, главный приз вручил президент… – Наверное, одного конкурса «Учитель года» недостаточно. В профессиональном сообществе таких конкурсов должно быть гораздо больше. Их задача – выявить, увидеть талантливых людей, ознакомить сообщество с их опытом, помочь распространению лучших методик и технологий, чтобы не изобретали второй раз велосипед, а пользовались уже наработанным материалом. – В Ханты-Мансийске тратят много денег на приглашение звезд. Зачем? Столицу все равно не переплюнешь. – Попытаюсь объяснить. Все последние годы мы строили не только новую систему образования, которая бы соответствовала запросам новой экономики и была направлена в будущее, но и создавали культурную среду, которая непосредственно влияет на процесс образования и воспитания. Мы дали возможность людям приобщиться к прекрасному. Они могут послушать оркестр Гергиева или скрипичный ансамбль Кремера, посмотреть балет Мариинки или спектакль МХАТа имени Чехова. – Помните, Наталья Леонидовна, мы как-то говорили с вами о том, что такого понятия провинции, как у нас в стране, не существует нигде в мире. И вы сказали, что одна из задач правительства округа – разрушить это представление. – Мы и разрушаем его, давая возможность человеку насладиться лучшими произведениями искусства. У нас молодой регион. И очень радует, когда видишь, что в зале в концерте классической музыки большинство – молодые родители, пришедшие со своими детьми. Люди меняются, становятся другими. Меняются их манера поведения, внешний облик, меняется их ментальность. Они по-другому начинают смотреть на мир. Становятся добрее. А это самое главное!
Комментарии