search
main
0

Наталья Яковлева, Омск: Уважение нужно заслужить. Его вместе с дипломом не выдают!.

На днях СМИ облетела новость – заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Виктор Шудегов начал готовить поправки в Закон «Об образовании в РФ», которые предусматривают наказание за оскорбления и применение насилия…

в отношении педработника.Шудегов предлагает ввести наказание за «оскорбления, насмешки, упреки в некомпетентности, поучения, формирование негативного отношения в среде учителей и родителей и так далее». Причем депутат хочет, чтобы тех, кто обижает педагогов, судили по статье 319 УК РФ, как и тех, кто ругает власть. Наказание по ней подразумевает штраф, а также обязательные и исправительные работы на срок от 6 месяцев до 1 года. Потому что  статья 130, по которой судят обидчиков обычных граждан,  обычно сводится к решению вопроса, была ли произнесена публично матерщина,  содержится ли оскорбительное, по данным экспертизы, слово в СМИ. А с представителями власти сложнее – тут суд решает (читай – они сами), что их оскорбляет: нецензурщина или просто нелестный отзыв об их компетентности.

Интересно, как в таком директора будут критиковать своих подчиненных, для них появляется риск «формирования негативного отношения в среде учителей»… Я уж не говорю про родителей. Недовольных много, высказывающих свое мнение единицы. Теперь их не будет вовсе, и в образовании наступит тишь да благодать. Проблема, правда, в детях. Надо как-то с детства их учить, чтобы не придумывали учителям кличек, не смели вслух замечать их ошибки. Дома под одеялом можно, но в классе – месте публичном – никак нельзя, тут рты на замок!

Логично было бы принять и другой закон, чтобы были равны все участники образовательного процесса: ввести для педагогов наказание за «оскорбления, насмешки, упреки в некомпетентности, поучения, формирование негативного отношения в среде учителей и родителей и так далее», которые они допускают в отношении детей. Разве справедливо, когда одним можно, а другим нельзя? Меня всегда удивляет, когда плохой педагог называет ученика «чуркой с глазами» или «пнем с ушами» (цитата из реальной жалобы мамы двойняшек – у мальчика уши топорщатся, у девочки глаза навыкате). И при этом ожидает в ответ уважительное: «Спасибо, учитель, за то, что объяснили окружающим мои недостатки». Впрочем, педагоги – люди умные, они могут унизить не только словами, к которым не придерется суд, но и делами, например, просто не замечая ребенка. А ребенок и его родитель должны в ответ промолчать, не подвергая сомнению его компетентность.

11-летнему мальчишке из Омской области, на которого осенью пожаловалась в полицию собственная учительница, сильно повезло. Он вел себя на уроке неправильно, по мнению педагога, поэтому она потащила его к директору. Пацан, обычно тихий, сопротивлялся, считая, что виноват не он, а его сосед. Учительница упала, синяк набила. И ничего, что у ребенка растяжение связок на той руке, за которую она «вела». На исправительные работы, случись это после принятия новых поправок, отправилась бы его мама.  Ну а мальчишку, вдруг взбунтовавшегося, просто выгнали бы из школы. Кстати, как такие поправки согласуются со статьей Конституции о том, что право на образование имеет каждый?..

Дети и родители, которые по закону об образовании считаются полноправными участниками процесса, реально и сейчас поставлены в положение подчиненных. Увы, опыт показывает, что никакие ведомства, начиная со школы, не заинтересованы в том, чтобы разрешать конфликт между педагогом и ребенком-родителем, главное – отчитаться, что ничего не было. Тут либо ребенку таскать с собой видеокамеру с диктофоном, либо педагог все равно перетянет на свою сторону свидетелей – и коллег, которые не хотят ссориться, и мам с папами, которые зависят от него.

Вообще я всегда считала, что уважение нужно заслуживать – его не выдают вместе с дипломом. Теперь (если поправки примут) отношения учителей и учеников должен будет регулировать закон. То есть  в конфликтах между детьми и педагогами и без того трудных для рассмотрения больше и разбираться никто не станет. Школьные психологи, которых и без того мало, только наводят «тень на плетень», уверяя, что в любом споре между ребенком, родителем и учителем самая большая ответственность лежит на учителе – не досмотрел, не доработал, не понял. А не надо больше педагогам никого понимать! Функция школы – воспитывать учеников – отменяется. Зачем? Им же прикажут уважать – так пусть уважают молча!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте