Августовские совещания – очень хорошая российская традиция, которая сложилась в системе российского образования. Работники образования – педагоги, управленцы – используют их, для того чтобы подвести итоги прошедшего учебного года, отметить и наградить самых достойных представителей педагогического сообщества, обсудить планы на текущий учебный год.
Москве реализованы очень многие педагогические традиции, она сохраняет лидерство в создании педагогических инноваций, развитии новых образовательных технологий, по заслугам гордится успехами своих учеников. Опыт Москвы, безусловно, заслуживает не только изучения, но и распространения его среди других регионов Российской Федерации.2015-2016 учебный год – это третий год работы по новому Закону «Об образовании в РФ» и четвертый год работы над реализацией приоритетных задач образовательной политики, которые были оглашены в майских указах Президента РФ. За это время очень многое уже сделано, принято достаточно большое количество нормативных актов, обеспечивающих реализацию стратегий, концепций, стандартов, программ. В этом году в число особенно важных документов, принятых совсем недавно, внесены примерные основные образовательные программы дошкольного, начального общего и основного общего образования. По этим программам были проведены беспрецедентные общественные обсуждения, теперь школы и детские сады разрабатывают свои программы. С 1 сентября 5-е классы начинают учиться по Федеральному стандарту основного общего образования, в каждой школе должна быть своя программа. Продолжается создание примерной программы старшей школы.Повышение качества образования невозможно без особого внимания к воспитанию как неотъемлемой части образовательного процесса. И в стандартах, и в примерных программах много внимания уделено воспитательной составляющей – мы говорим о личностных результатах образования, о программе воспитания как обязательной части и примерной программы, и программы конкретного образовательного учреждения. На федеральном уровне разработаны два ключевых документа – Стратегия развития воспитания в Российской Федерации, она недавно утверждена Правительством РФ, и программа «Патриотическое воспитание в Российской Федерации», она внесена в Правительство РФ. Никто не предлагает посвящать воспитанию специальные уроки с объяснением нового материала и ответами у доски. Но каждая школа может проводить мероприятия, которые будут интересны не только детям, но и родителям, которые будут обсуждать в семьях, оставят теплые воспоминания.В системе образования многое делают для решения проблем особых детей, Москва, безусловно, лидер этого направления. В декабре 2014 года были утверждены ФГОС общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые вступят в силу с 1 сентября 2016 года, в 24 регионах продолжается апробация стандартов, я благодарю педагогов Московского региона, которые принимают участие в этой апробации. Радует тот факт, что 50 процентов детей с ОВЗ сегодня учатся в обычных школах, но нельзя допускать бездумную инклюзию, значительная часть специализированных школ и подразделений должна сохраниться. Эти проблемы заслуживают обсуждения, 26-28 октября 2015 года в Москве состоится первый в истории России съезд дефектологов «Особые дети в обществе».Рост качества образования невозможен без его объективной оценки. ЕГЭ в этом году был проведен честно и объективно, большое спасибо Москве за профессионализм и принципиальность ее педагогов. Столь же честно и объективно должна проводиться государственная итоговая аттестация в девятых классах. Мы должны понимать, что от качества оценочных процедур во многом зависит отношение к учебному процессу учеников, их родителей и педагогов. Результаты ЕГЭ – основание для совершенствования преподавания, повышения квалификации учителей, для улучшения образовательных программ, здесь мы готовы оказать организационную и методическую помощь.В новом учебном году начнутся изменения ГИА. Помимо русского языка и математики девятиклассники должны будут сдавать еще два предмета по выбору. В последующие годы количество предметов по выбору будет расти: в 2018 году – до трех, в 2020 году – до четырех. Уже в 2017 году баллы будут выставлять с помощью федеральной шкалы и влиять на оценку в аттестате.Одна из новых форм оценки качества образования – всероссийские проверочные работы, это, по сути, для каждого ребенка промежуточная аттестация, но она будет проходить по единым материалам и оцениваться по единой методике, проводить и проверять их будут учителя в школах. Я знаю, что в Москве уже есть опыт такой работы, безусловно, он послужит принятию решений на федеральном уровне. Надеюсь, что Москва станет центром активной подготовки работ. Всероссийские проверочные работы в 2015-2016 учебном году впервые напишут четвероклассники по русскому языку, математике и окружающему миру. В последующие годы, по мере утверждения примерных программ и внесения изменения в государственные стандарты, проверочные работы будут проведены и в других классах. В стране возрастает интерес к китайскому языку, по популярности он сравним с испанским языком, в 2016 году мы планируем в виде апробации провести ЕГЭ по китайскому языку в тех регионах, где его активно изучают, уверены, что Москва станет участником этой работы. Оценка качества образования – это не только ГИА, ЕГЭ и проверочные работы, но и национальные исследования качества образования – НИКО. Мы также развиваем независимую оценку качества работы системы образования, которая проводится силами общественности. В Москве сложился определенный опыт этой работы.Повышение качества образования немыслимо и без изменений в образовательных технологиях. Новация 2015-2016 учебного года – электронные учебники. У всех учебников, включенных в Федеральный перечень, теперь есть электронная версия. С 1 сентября школы могут использовать как бумажные учебники, так и электронные. Можно одновременно и те, и другие. Это решает образовательное учреждение, педагог, но, безусловно, учителя должны научиться интенсивно пользоваться электронными учебниками. Уверена, что эта работа будет проведена и в Москве.Рост качества образования невозможен без постоянного совершенствования содержания и методов преподавания учебных предметов. С 1 сентября в школах появятся новые учебники истории, написанные на основе Историко-культурного стандарта, в Российской Федерации уже реализуют Концепцию развития математического образования, ее ключевой посыл – «нет детей, неспособных к математике», при этом особое внимание уделяют поддержке мотивированных детей, в 2015 году каждый десятый учитель математики пройдет обучение по проблемам обновления структуры и содержания математического образования. Одной из мер по повышению качества преподавания и изучения русского языка должна стать Концепция школьного филологического образования, проект которой разработан РАО и Ассоциацией учителей литературы и русского языка.Какими бы интересными и современными ни были учебники и программы, ключевую роль в повышении качества образования играет учитель. Правительство приняло Комплексную программу повышения профессионального уровня педагогических работников, мы видим результаты – значительно выросло количество абитуриентов, поступающих в педагогические вузы, туда поступают лучшие ученики наших школ. Очень радует, что большая часть самых успешных выпускников педвузов связывают свою судьбу со школой. В школу приходит все больше молодых специалистов, радует, что много учителей-мужчин, это признак популярности и престижности педагогической профессии в обществе.Важный инструмент оценки качества педагогического труда, повышения качества работы учителей и воспитателей на основе их реальной квалификации – эффективный контракт. Для успешного развития педагогической деятельности нам необходимо связать повышение зарплаты с реальной квалификацией педагога и повышением качества образования. Ни для кого не секрет, что система образования сейчас работает в условиях жестких бюджетных ограничений. Наше министерство ведет трудный диалог с Минфином, удается не допускать снижения финансирования образования. Я благодарна регионам, которые не снижают финансирования, в бюджете Москвы расходная часть на образование не только не снизилась, но обеспечен и ее рост. Мы готовы поддержать Москву в этой работе.К 1 января 2016 года должно быть выполнено положение майского указа Президента РФ о всеобщей доступности дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет. Очень рада, что в Москве достигли этого показателя. Тем не менее мы должны понимать, что количество детей увеличивается, у нас подрастают дети младшего дошкольного возраста, нужно не только строить новые современные здания, но и активно развивать вариативные формы дошкольного образования – частный сектор, семейные детские сады.Демографическая политика, проводимая президентом и правительством, дает результаты: число детей школьного возраста каждый год увеличивается, рост будет продолжаться. К сожалению, более 1 миллиона 800 тысяч детей учатся во вторую смену, в третью – 13 тысяч. К сожалению, для Москвы эта проблема также актуальна. Мы должны не только строить новые школы, но и развивать дистанционное обучение, сетевое взаимодействие, открывать общеобразовательные классы на базе техникумов и вузов. Это позволит и увеличить количество мест, и обеспечить рост качества образования.Очень важно, что в последние годы мы говорим о доступности не только общего, но и дополнительного образования. Правительство утвердило Концепцию развития дополнительного образования детей. В ФЦПРО на 2016-2020 годы предусмотрены значительные средства на конкурсную поддержку региональных моделей развития дополнительного образования, поддержку талантливых детей и молодежи, их активное вовлечение в различные формы внеурочной деятельности, в том числе в социальную практику. Особо важными станут мероприятия по формированию принципиально новых моделей управления и финансирования системы дополнительного образования, здесь я также обращаюсь к опыту Москвы.В ближайшие годы предстоят изменения в государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов, будут усложнять требования к выпускникам. Детям, не получившим аттестат, должна быть обеспечена возможность построения успешной жизненной траектории. Они могут осваивать программы профессионального обучения – получать рабочие специальности, и на эти программы можно поступать без аттестата, такова норма закона. Человек научится работать с конкретным оборудованием, технологиями, получит квалификационный разряд. В 2015-2016 учебном году регионам предстоит сформировать сеть образовательных организаций, предлагающих программы профессионального обучения.Нужны дальнейшие меры по развитию профессионального образования. Как сказал Владимир Путин, именно те регионы, которые добились существенного прогресса в развитии среднего профессионального образования, как правило, становятся лидерами регионального рейтинга и демонстрируют высокую социально-экономическую динамику. Растет роль СПО для малого и среднего бизнеса, оно становится ключевым фактором формирования в России среднего класса, мы говорим о необходимости повышения статуса СПО в обществе и государстве. Акцент в развитии профессионального образования нужно делать на связь с практикой, с работодателями. Во многих регионах успешно внедряют схемы практико-ориентированного образования (в том числе дуального). В 2014-2015 годах из средств ФЦПРО были поддержаны комплексные программы развития профессионального образования в 45 регионах. В следующем году министерство продолжит оказывать государственную поддержку развития региональных систем профессионального образования. Поддержка будет нацелена на масштабное внедрение практико-ориентированных схем обучения, в государственную итоговую аттестацию будет введен демонстрационный экзамен, предстоит развитие инфраструктуры профессиональных образовательных организаций, расширение участия субъектов Российской Федерации в конкурсах профессионального мастерства по методике WorldSkills. В первую очередь апробацию этих инициатив будут проводить по 50 наиболее востребованным и перспективным специальностям СПО, которые будут одобрены Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям в текущем году.
Комментарии