Одна из важных характеристик пилотного проекта – общественно-государственное управление, поскольку к оценке его хода привлечены самые разные структуры, заинтересованные в конечном результате – повышении качества образования в Москве.
Важно отметить, что изменения, связанные с реализацией пилотного проекта, лежат не только и не столько в области изменения механизмов финансирования. Это в первую очередь изменения психологического характера, и они предполагают качественные изменения управленческих подходов и механизмов: от директив и инструкций к самостоятельности. Повышение самостоятельности влечет за собой принципиально новую управленческую функцию директора. К привычному управлению учебным и учебно-воспитательным процессом добавляется и становится крайне важным управление ресурсами. При этом педагогический коллектив получает не только свободу, но и обязанность самым непосредственным образом участвовать в принятии решений по всем направлениям деятельности учреждения и требовать от своего руководителя создания максимально эффективных условий работы. Самостоятельность влечет за собой ответственность за последствия и результаты, поэтому каждое решение должно быть коллегиально, прозрачно, обоснованно и, что очень важно, грамотно оформлено.Хочу отметить, что участники проекта имеют возможность влиять на ход его реализации. Например, в связи с изменениями федеральной нормативной базы в части увеличения предельно допустимой нагрузки на один час (третий урок физической культуры) и уменьшения числа часов на ставку учителя начальной школы (с 20 часов до 18 часов) по инициативе образовательных учреждений, участвующих в проекте, был увеличен размер норматива финансирования (информация на слайде).Кроме того, именно участниками проекта был поднят вопрос о введении коэффициентов для детей-инвалидов, требующих создания особых условий для реализации индивидуальных образовательных программ, и с 1 января введены коэффициенты для этих категорий обучающихся.С 1 октября 2011 года основные механизмы (субсидиарное финансирование и возможность разработки и введения новой системы оплаты труда) применяются в дошкольных учреждениях. Основные модели введения НСОТ в дошкольных учреждениях формируют при активном включении в этот процесс профсоюзных организаций Совет заведующих и те учреждения, которые первыми приняли решение о введении новой системы оплаты труда.Такая возможность – влиять на ход реализации проекта – стала заманчивой и для тех учреждений, которые вступали в проект после 1 апреля. Расширение числа участников проекта осуществлялось на основании инициативы коллективов учреждений. Следует отметить, что с инициативой участвовать в пилотном проекте выступили не только общеобразовательные школы, но и гимназии, школы с углубленным изучением предметов, центры образования. При этом 20% всех школ, участвующих в проекте, реализуют общие задачи без получения дополнительного финансирования. Всего сегодня участвуют в проекте 1350 учреждений.Говоря о результатах реализации проекта в 2011 году, можно отметить следующие направления динамики развития школ, участвующих в пилотном проекте. Во-первых, сформирован и апробирован на практике механизм прозрачного формульного финансирования образовательных учреждений. Расчет годового объема средств, которые должна получить школа из бюджета города Москвы, может осуществить каждый родитель. Таким образом, отсутствует возможность проявления субъективизма со стороны учредителя при определении объема финансирования школ. Во-вторых, общество, как профессиональное, так и родительское, получило рычаги управления школой, в том числе по распределению бюджетных средств. При этом интересы администрации школы, учителей и родителей объединены для достижения высокого уровня качества образования. У органов государственно-общественного управления появились реальные полномочия по управлению учреждением. Большую роль в реализации проекта играют профсоюзные органы, которые стали дополнительным ресурсом в проекте развития образования в Москве, полноправным и полноценным участником этого дела.В-третьих, существенным результатом проекта стало увеличение контингента обучающихся школ, участвующих в проекте. Уже на начало нового учебного года в пилотных школах выросло количество первоклассников по сравнению с прошлым годом на 5% (тогда как в среднем по Москве на 3%). При этом школы, в которых возросло количество обучающихся, получили дополнительное финансирование в соответствии с нормативным подушевым принципом.В-четвертых, образовательные учреждения, ранее недофинансированные, получили ресурсы на развитие. Общий объем средств, дополнительно выделенных на реализацию проекта, составляет более 2,5 млрд руб. в 2011 году и 12 млрд руб. – в 2012 году. Эти средства направляются прежде всего на повышение заработной платы, и как следствие увеличиваются возможности привлечения квалифицированных специалистов.В-пятых, анализ заработной платы показал, что:- ни в одной школе средняя зарплата не снизилась;- у большинства школ она выросла по сравнению с I кварталом 2011 года. Однако учитывая, что уровень заработной платы учителя по месяцам зависит от сроков выплаты стимулирующих надбавок (ежемесячно, ежеквартально), мы предлагаем в дальнейшем использовать термин «среднегодовой доход учителя», в 2010 году в среднем он составлял примерно 500 тысяч рублей, а в 2011 году – уже около 600 тысяч рублей.В-шестых, распределение стимулирующей части фонда оплаты труда основывается на оценке результативности работы учителя, причем эта оценка носит общественный характер, поэтому в каждой школе созданы управляющие советы. Проект вовлек в обсуждение темы «Что такое результат работы учителя?» целые педагогические коллективы, родительскую общественность. Таким образом, вопрос качества образования выводится из чисто профессиональной педагогической области.В-седьмых, в системе появилась конкуренция школ за возможность предоставить семье качественную образовательную услугу, а значит, для школы становятся важными разнообразные внешние оценки ее деятельности. Отсюда уменьшение необходимости так называемого карательного контроля, так как резко выросло число заявок самих школ на участие в единых городских контрольных, городских олимпиадах, мониторингах. Школы стараются презентовать обществу объективные, вызывающие доверие результаты. В-восьмых, появился осознанный интерес учительства, администрации школы к повышению своей квалификации. На базе нескольких вузов открыта магистратура для руководящего состава образовательных учреждений Москвы, в частности, открыта группа в Финансовом университете при Президенте Российской Федерации, в Высшей школе экономики. Реализация проекта сопровождалась поставкой оборудования в школы, которое воспринимается не как дополнительная нагрузка для учителя, а как ресурс для повышения качества образования. Характерно, что учителя школ, участвующих в пилотном проекте, одни из самых активных заявителей на повышение своей квалификации. В-девятых, реализация пилотного проекта позволила подготовить образовательные учреждения к реализации с 1 января 2011 года норм Федерального закона №83-ФЗ.Безусловно, остаются проблемы, требующие дальнейшего решения. Учитывая, что проект требует проявления новых компетентностей от руководителей, лидеров профсоюзных организаций, управляющих советов, необходимо продолжать обучение разных категорий управленцев в части правовой и экономической грамотности. А что будет с проектом дальше? Уже сегодня все школы, вне зависимости от того, в пилоте они или нет, финансируют на основании субсидии. Наша задача – повышение качества.
Комментарии