Министерство образования Московской области с недавних пор располагается в Одинцовском районе Подмосковья. Над центральным входом в малоэтажное административное здание недалеко от МКАД еще висит символика его прежних хозяев – Мособлгаза. Декоративный металлический элемент над центральным входом напоминает язычок пламени, и, похоже, он так же как и здание, наследство, полученное от предшественников.
Мы встречаемся с первым заместителем министра образования Московской области Натальей Николаевной Пантюхиной ранним утром. Бодрая и сосредоточенная, она предлагает сесть за большой стол, за которым мы и начинаем наш разговор.- Наталья Николаевна, Московская область ежегодно наращивает количество стобалльников ЕГЭ. Многие регионы с интересом наблюдают за этими показателями. В чем же секрет успеха? – Прежде всего стоит сказать о том, что Московская область, особенно в последние годы, уделяет особое внимание качеству образования. Это и внутренние мониторинги, и совместная работа с Рособрнадзором. Так вот, качество образования растет. Это подтверждают и косвенные показатели, например опросы родителей.Что касается стобалльников, то, действительно, их число у нас ежегодно увеличивается. Если в 2016 году их было 340, то в 2018‑м уже 530. Количество выпускников, получивших 100 баллов, увеличилось с 2014 года в 2,3 раза. Это результат большой планомерной работы, причем со всеми участниками образовательного процесса – учителями, учениками, их родителями, администрациями школ на местах и так далее. Главное, на наш взгляд, – это мотивация, и для каждого из участников этих процессов она своя.- Отслеживаете ли вы изменение показателей по отдельным предметам?- Конечно! Понятно, что ежегодно это разные показатели – где-то происходит рост, где-то снижение. Но наша задача на данном этапе аналитическая. Собрать все сведения, разобраться, почему это происходит, выработать и внедрить инструментарий для дальнейшего роста.- Много шума наделал в прессе выпускник одной из московских школ Руслан Салимгареев, получивший 400 баллов на ЕГЭ. Есть ли в Московской области так называемые мультибалльники?- Конечно! Мы регулярно узнаем о подобных результатах. Например, в 2018 году 100 баллов по двум предметам получили 26 выпускников, в 2017‑м такой результат по трем предметам продемонстрировали 3 выпускника, а по двум предметам – 15 выпускников.Таких ребят мы награждаем, предоставляем им возможность поделиться своим опытом по подготовке к сдаче экзаменов.- Давайте, если вы не возражаете, вернемся к отдельным предметам. Радуют ли вас результаты по ним?- Лидерство по предметам в этом году у нас по русскому языку. Здесь 305 стобалльников против 148 в прошлом учебном году. Мы, само собой, анализируем эти и другие результаты. Московская область активно участвует во всех апробационных мероприятиях, которые проводит Рособрнадзор в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации.Конечно, подобных результатов было бы невозможно добиться без заинтересованных педагогов. В 2017 году губернатор Московской области принял решение о том, чтобы педагоги, подготовившие стобалльников, получали премию в размере 100 тысяч рублей. В прошлом году мы отметили 253 педагога, а в текущем – уже 400. Средства в бюджете Московской области предусмотрены, и, думаю, где-то в октябре-ноябре все они уже получат и такую поддержку.- ЕГЭ – объективный показатель деятельности образовательных учреждений. Это конкретные цифры, которые можно разложить, построить соответствующие графики и сделать определенные выводы. Верно ли утверждение, что Министерство образования Московской области в оценке эффективности в первую очередь прибегает именно к результатам ЕГЭ? Или все-таки есть какие-то сопутствующие критерии?- Безусловно, в первую очередь мы анализируем результаты ЕГЭ. Причем не только стобалльников, о которых мы уже поговорили, и так называемых высокобалльников – выпускников, получивших по 3 предметам 220 баллов и больше. Эти показатели, по сути, говорят о том, насколько меняется качество знаний выпускников, насколько они подготовлены к поступлению в вуз.Но нам не менее важно понимать причины затруднений, возникающих у наших выпускников 9‑х и 11‑х классов при выполнении работ в ходе выпускных экзаменов.Четвертый год мы проводим диагностические работы в 4‑8‑х классах, по результатам которых определяем направления усовершенствования образовательного процесса каждой школы, каждого класса.Если оперировать имеющимися данными, то мы наблюдаем увеличение числа школ и соответственно учеников, у которых повышается качество знаний. Здесь снова можно обратиться к статистике. Если в 2014 году количество высокобалльников было 5108 и составляло 17,4% от общего числа выпускников, то в 2018‑м мы пришли к числу 8100 человек, что составляет 27,9%.Все это в конечном итоге говорит о том, что качество подготовки учеников выросло, это позволяет нашим ребятам поступать в вузы, которые входят в Топ-100 высших учебных заведений страны. А это в свою очередь свидетельствует о том, насколько меняется качество знаний выпускников в современной подмосковной школе.- Наталья Николаевна, Московская область немаленькая с точки зрения территории. Ощущаете ли вы в этой связи какие-то сложности, связанные с управлением процессами? – Вы знаете, министр образования Московской области Марина Борисовна Захарова в своих выступлениях говорит о том, что Московская область – это модель России. Сравнение, как мне кажется, очень точное. В Московской области 67 муниципальных образований, в которых располагается 1386 только лишь общеобразовательных школ. Кроме того, в каждом муниципальном образовании достаточное количество детских садов. На сегодня их число превышает 2100. А еще учреждения среднего профессионального образования, высшие учебные заведения.Система, которая создана в Московской области, с моей точки зрения, позволяет эффективно управлять сферой образования региона. Не стоит забывать и о том, что в каждом муниципальном образовании есть свое управление образования, где работают настоящие профессионалы. Выстроенная сеть взаимодействия управленцев разных уровней и позволяет достигать таких результатов.- Выходит, нет или почти нет никаких темных пятен или заметных провалов в рамках этих процессов?- Безусловно! Все работает в штатном режиме. В последние 4‑5 лет мы уделяем особое внимание управленческому аппарату, руководству школ, поддержке квалификации их директоров. С 2017 года для них регулярно проводятся обучающие семинары, мастер-классы, стажировки.Московская область – один из лидеров в системе образования страны, но на сегодня мы в пятерке этих самых лидеров, а стремимся попасть в тройку. Для этого нужно обучать в первую очередь директоров, чтобы они впоследствии обучали свою административную управленческую команду и педагогов.Возвращаясь к вашему вопросу, скажу, что если проблемы и возникают, то мы стараемся оперативно и системно их решать.- Известно, что вы также ведете и собственные рейтинги учебных заведений области. Расскажите, пожалуйста, о них.- Да, действительно, с 2016 года мы ведем оценку деятельности руководителей школ. Почему именно руководителей? А потому что их достижения – это достижения команды. Для оценки этой работы мы выработали 10 критериев.Оценка деятельности образовательных организаций в Московской области ведется с 2007 года на основе интегральных показателей. В настоящий момент создана единая система электронного мониторинга, в рамках которой в течение года собираются данные для расчета этих показателей и формируется Топ-100 лучших школ.С 2014 года губернатор Московской области и правительство региона выделили средства на грантовую поддержку школ из этого списка. Первая десятка получает по миллиону рублей, а остальные девяносто школ – по 500 тысяч. Важно отметить, что в этой оценке участвуют и муниципальные школы, и негосударственные.- Наталья Николаевна, на основе каких именно критериев происходит оценка этих школ?- Список лучших школ (Топ-100) формируется, как я уже упомянула, на основе интегральных показателей, в состав которых входят результаты ОГЭ и ЕГЭ, олимпиад и внутренние оценки школ. То есть в основе – учебные результаты.Важной особенностью является то, что мы оцениваем не только средние школы, но еще и основные, и даже начальные. Это связано с тем, что у нас не только городские школы, но и сельские, их более 460. Все они со своими особенностями, 140 из них, к примеру, малокомплектные. Оценивать их результаты на одном уровне с городскими школами, наверное, было бы неправильно, поэтому в зависимости от того, какая перед нами школа, мы и применяем специальные критерии.Вместе с тем мы стараемся максимально приблизить свою систему оценивания к федеральной, чтобы иметь возможность улучшать свои показатели в так называемом федеральном Топе. Результаты очередного года будут известны уже в октябре, и я надеюсь, что мы останемся на уже занятых позициях или даже улучшим свои результаты.
Комментарии