Первое собрание в своем 7-м классе я посвящу ЕГЭ. Буду настраивать детей на то, что это не самое большое испытание в их жизни. И не самое страшное, если учиться систематически. А главное – не надо думать, будто от него зависит жизнь.
Я впервые в этом году была на ЕГЭ, причем и коридорной, и аудиторной, и сопровождающей. Главное впечатление – дети, сдавая экзамен по выбору, воспринимали его гораздо легче, чем обязательный экзамен. \”Обязаловка\” давит. А на выборный они шли осознанно, понимая, зачем это надо, хорошо подготовившись и будучи уверенными, что такой труд принесет свои плоды. Вели себя все по-разному, но большинство, разумеется, волновались. Видела, как ребенок не мог почти два часа справиться с тремором. Соответственно и сосредоточиться. У кого-то наступало странное расслабление, возможно, под действием валерьянки или других успокоительных, смотря как родители готовили их с вечера. Но были и совершенно спокойные, собранные ребята – как раз те, кто сдавал ЕГЭ по выбору. Как маму семиклассницы, которой ЕГЭ еще предстоит, несколько утешает наблюдение – девочки в целом переживают испытание легче, чем мальчики. Видимо, так мы, женщины, устроены. Сильно расстроило, опять же к
ак маму, что на экзамен нельзя приносить никакой еды-питья, кроме воды и шоколадки. Это же четыре часа напряженной мыслительной деятельности! Дети, конечно, могут потерпеть, но зачем им создавать лишние трудности? Я бы свою дочь, если бы могла, покормила и обязательно напоила горячим чаем. Но на ЕГЭ ничего не должно отвлекать, то есть пахнуть, хрустеть, шуршать, пузыриться. Вот стоишь и боишься каблуком об пол ненароком задеть. На инструктаже нам рассказывали страшную историю, что одна аудиторная щелкнула пару семечек, после чего ребенок написал апелляцию – это помешало ему сосредоточиться. И одежду, разумеется, выбираешь тщательно – красная блузка не допускается.
Учителя испытывают большой прессинг. Инструктаж с каждым годом детализируется до головокружения! Аудиторные сосредоточенно бдят. Хотя, по-моему, дети и сами не хотят списывать, им ведь тоже объясняют, чем это кончится. К последним экзаменам на дверях классов появились таблички с перечеркнутыми телефонами и фотоаппаратами, как еще один – визуальный – сигнал. Хотя инструктаж на эту тему дети проходили. В аудиториях списать, по-моему, невозможно. Ведь как минимум два учителя смотрят с разных концов класса. То есть в четыре глаза. Мне как-то с трудом верится, что нашлись такие наглые ученики, которые смогли сфотографировать свои работы. Даже если, допустим, один педагог решил чего-то недосмотреть, зачем другому неприятности – штрафы, выговоры? Тем более что сговориться невозможно. Четыре часа сидим-стоим вдвоем с учителем из другой школы, как правило, незнакомым, не читаем, не пишем, уж тем более не разговариваем. Когда распределяют по аудиториям, по должностям, только и молишься: хоть бы не аудиторной! У аудиторных контролеров ответственности больше – сбор материалов, запечатывание конвертов. Периодически наведываются представители Роспотребнадзора. Все время чувствуешь, что ты контролируешь, но и тебя контролируют. Ощущение не из приятных. Коридорной быть, конечно, полегче – такого напряжения нет. Говорить тоже нельзя, но как-то больше себя чувствуешь человеком – хоть взглядом можешь подбодрить ребенка. Немного неловко отводить его в туалет, и если он задерживается, стучать, спрашивать: «Все в порядке?» А бывает и не в порядке. Обычное дело – расстройство живота на нервной почве. В туалете, в общем, можно подглядеть в шпаргалку, если ребенок за пару минут ее найдет, прочитает и запомнит. Но, боже мой, какое счастье, что не придумали туалетных! Это же какое унижение!
Я все же старалась не изображать из себя Цербера, сохранять спокойствие и уверенность, что никто даже не думал делать чего-то непозволительного. Я считаю, больше всего на экзамене нужна спокойная обстановка, и так все в нервном напряжении. В 9-м классе экзамен устроен чуть комфортнее. Детей, по крайней мере, не делят на группы. И хотя сдают они тоже в чужой школе, но хотя бы видят вокруг себя знакомые лица. В 11-м просто какие-то шпионские игры! Старшеклассников из одной школы развозят по нескольким другим. Только на перекличке они узнают номер своей аудитории и парты. Аудиторные, коридорные наблюдатели – также. На экзамене по русскому языку, правда, меня неприятно поразило, что теперь текст изложения читает диктор. То есть учителям все меньше доверия, не дай бог, где-то интонацией выделят запятую! Ну, тогда вообще нужно не допускать педагогов на ЕГЭ – пусть их заменят роботы. Да и на уроках тоже, раз государство настолько нам не доверяет…
Радует, что сдавать ребята стали лучше. Впервые наш гимназист – Егор Грицына получил 100 баллов по информатике, и русский у него к сотне подбирается. Заслуженный учитель РФ Наталья Павловна Бардаенко подготовила в этом году какое-то немыслимое количество высокобалльников по русскому языку. Прекрасный учитель и тоже учится готовить к ЕГЭ. Наши дети хорошо сдали информатику. В этом году ждем 12 медалистов. Но и выпуск этот просто звездный. В первом классе эти мальчишки-девчонки только что на люстрах не висели, и наши педагоги смогли их энергию преобразовать в качество образования. Но прочитала на сайте «Учительской газеты», что в Москве сдали ЕГЭ лучше всего. Как такое возможно? Там что ли только лучшие учителя и лучшие ученики? Не думаю. Я вижу, как работают наши педагоги, и не верю, что целый регион, который к тому же все время жалуется на засилье детей приезжих, плохо знающих русский язык, может быть лучше другого.
Первое собрание в своем 7-м классе я посвящу ЕГЭ. Буду настраивать детей на то, что это не самое большое испытание в их жизни, и не самое страшное, если учиться систематически. А главное – не надо ждать от него слишком много и думать, будто от него зависит жизнь. В ней много других – более важных – экзаменов. Понятно, что от ЕГЭ мы никуда уже не уйдем. Но давайте сделаем систему человечнее.
Об авторе
Наталья Ивановна Носкова, заслуженный учитель РФ, учитель изобразительного искусства и МХК гимназии №43, Омск
Комментарии