Ее энергичные, улыбчивые толстушки украсили множество фильмов. Практически всех героинь Натальи Крачковской объединяет одна общая черта – доброта, будь то “очаровательная дуреха” мадам Грицацуева из “12 стульев” или Qсупруга управдома Бунши из фильма “Иван Васильевич меняет профессию”. Даже смеясь над ними, зритель тем не менее им симпатизирует. Ее роли всегда были просты и незамысловаты. Но, несмотря на эту простоту, именно талантливая игра Натальи Леонидовны всегда была своеобразным магнитом в любой картине. Такова природа замечательной русской актрисы. Но экран – это одно, а жизнь, как известно, – другое.
– Наталья Леонидовна, легко ли сохранять в себе чувство любви к ближнему, тем более в наше тяжелое время?
– У меня есть принцип: никогда не демонстрировать другому человеку свое плохое настроение, не загружать своими неприятностями. Взять собаку: если она плохо себя чувствует, то уходит куда-нибудь и никого не беспокоит. Так и нам нужно поступать. Мои бабушки меня когда-то научили хорошему правилу: “Твои проблемы и неприятности – это только твои проблемы, не неси их людям. А вот радостью своей – поделись!”.
По-моему, всем нам надо жить по Божеским заветам. Никто в нашей жизни ни от чего не застрахован, особенно в старости. Если ему не помочь, то кому же тогда помогать? Кто знает, как сложится в дальнейшем моя судьба? Может, и мне когда-нибудь понадобится чья-то помощь. Поэтому на встречах со зрителями я обычно говорю: “Будьте добры друг к другу, заботьтесь о своих ближних. Всегда следует помнить русскую поговорку: “От сумы да от тюрьмы не зарекайся”. Если мы будем внимательны к детям и старикам, то к нам трижды вернется содеянное нами добро”.
– И вы никогда не срываетесь? Неужели не приходилось встречаться с хамством и прочим?
– Бывает, что и сорвусь. Порой отбрею хама так, что ему это надолго запомнится. Только после этого ругаю себя…
– Это сейчас так редко встречается.
– Не согласна с вами. Все зависит только от нас самих. Действительно, сейчас всем нелегко жить, так что, всем надо срываться, грызться друг с другом?
– Вас предавали?
– Много раз. Было очень больно, но я никогда не выясняла отношений с этими людьми, потому что считала бессмысленным. Просто больше с ними никогда не общалась. Я человек абсолютно незлой, но предательства не выношу.
– Эти черты характера заложены с детства, или вы их в себе воспитали сами?
– Скорее всего, у меня это на генетическом уровне. Мои родители были актерами Пушкинского театра. При этом отец, Леонид Юрьевич Белогорский, мечтал о военной карьере – он происходил из старинной дворянской фамилии, все мужчины которой связывали себя с воинской службой. К сожалению, из-за происхождения его ни в какие военные учебные заведения не приняли, и он стал артистом. Мечта у отца все-таки осуществилась, когда во время Великой Отечественной войны его призвали в армию. Это был человек удивительной храбрости и отваги. Правда, его называли дамским угодником: он по-джентльменски относился к женщинам. Отец был очень красивым, темноволосым с зелеными глазами. И самое главное, он был уверен в том, что человек существует для того, чтобы творить на земле только добро. К великому горю, в 1945 году он погиб.
– Кто вам “подарил” нынешнюю фамилию?
– Крачковская я по мужу. Это тоже исконно дворянская фамилия: прабабушка мужа была родной сестрой Кутузова. С Владимиром Васильевичем мы прожили 26 прекрасных лет. Это был очень хороший человек, умный, интеллигентный.
– Вы не раз говорили, что у вас брак счастливый.
– Понимаете, я верю: как сыграешь свадьбу – так и будешь жить. У нас была замечательная свадьба. Мы сыграли ее весной, когда все цвело. Съемочная группа накрыла роскошный свадебный стол прямо в саду. Была какая-то неземная красота. Мы вырастили прекрасного сына. Василий тоже талантливый, он ведущий звукорежиссер. В 1996 году стал лауреатом премии “Ника” как звукорежиссер одного из фильмов. У меня есть внук, которого назвали в честь деда, ему сейчас десять лет. Так что растет на земле еще один Владимир Васильевич Крачковский. Не могу не сказать о своей невестке. Наташа очень аккуратный, чистоплотный человек, с завидной выдержкой. В прошлом она преподаватель. Она очень хорошо воспитывает моего “легендарного внука”. Его так называют мои друзья, которым он как-то заявил: “Моя бабушка Наташа – актриса, мама – Скорпион, а я – Рачок”. Семья сына живет в Коньково, мне до них добираться сложно, а они ко мне на машине часто приезжают. К их приезду я обычно обязательно готовлю что-нибудь необычное.
– Вы, я слышал, хорошая хозяйка.
– Без ложной скромности скажу, что умею делать все. Особенно люблю русскую кухню: борщи, пироги, причем обязательно на столе должно быть всего много, все должно быть разное и вкусное. С удовольствием принимаю гостей. Когда приходят подруги, варю борщ со всякими приправами, если мяса нет – не страшно, побольше зелени, под это дело можно и выпить немного, хотя никогда не злоупотребляем. А потом начинаем петь душевные песни. Даже соседи приходят, интересуются, по какой программе передают. Обычно отвечаю: по нашей. Я объездила практически весь мир и убедилась в том, что питаться нужно только своей, родной пищей: она и привычна, и здорова, и полезна для организма. Не стоит испытывать судьбу, потому что она может наказать.
– В детстве вы ведь мечтали о карьере артистки оперетты.
– Мечтала… Да только, как видно, опереточной дивой стать мне было не суждено: не оказалось голоса. После школы сразу поступила на актерский факультет ВГИКа в мастерскую Владимира Белокурова. Правда, учиться не пришлось. По дороге в институт меня сбила машина. Пришлось долго лежать в больнице, еле выжила, мне восстанавливали зрение, для глаз был вреден яркий свет… Это было для меня катастрофой. Из-за болезни так и не окончила ВГИК, осталась, так сказать, “народным самородком”. Потом все начинала заново: с самодеятельности, участвовала в массовках. Именно там меня заметил режиссер Владимир Басов и пригласил на пробы. Он в это время собирался снимать “Битву в пути”. Помню, пришла намазанная, накрашенная. Он посмотрел на меня и сказал: “Смойте краску и наденьте старый свитер”. Пробы оказались удачными, и меня утвердили на роль Веруньки. Это было сорок лет назад. Потом снялась в роли Клавы в картине “Половодье”, сыграла солдатку в “Русском сувенире”. Но вышла замуж, родила сына и решила, что актрисой мне быть не суждено. Муж работал на “Мосфильме” звукооператором и как-то взял с собой на съемки. Здесь встретилась с режиссером Леонидом Гайдаем, который вскоре пригласил меня “попробоваться” на роль мадам Грицацуевой. Честно говоря, я растерялась. Пробы меня просто замучили. После девятнадцатого раза расплакалась и сказала, что раз у меня не получается, то пусть сразу скажут. Только после этого Гайдай признался, что просто хотел посмотреть, на что я способна.
– Вы помните, сколько всего в вашей копилке фильмов?
– По-моему, больше 110. Обычно я стараюсь сниматься в фильмах, где нет пошлости, агрессии, чернухи. Людям ведь хочется видеть светлое и большое. По-моему, я – это то, что им нужно.
– Поэтому вас так любят снимать режиссеры?
– Может быть. И я не делю роли на маленькие и большие, главные и эпизодические. Я – актриса и должна уметь сыграть любую роль. Должна сказать, что мне не стыдно ни за одну из сыгранных мной ролей.
– Вы ведь выступаете еще и на сцене. Кстати, почему вы согласились сыграть роль “Беса Фантазии” в пьесе по произведениям Владимира Набокова?
– Меня действительно никто не ожидал увидеть в таком амплуа. Но, должна сказать, у меня был Черт с человеческим лицом. Он сочетал в себе и обаяние, и жестокость, и искушение. На самом деле в спектакле иносказательно говорилось о дефиците нормального отношения к людям. Эта пьеса – альтернатива тому, что творится сейчас на экране. В настоящее время эту роль я не играю. Больше того, считаю, что актер подобные роли играть не должен. Мы, актеры, и так являемся лицедеями, живем против Божьих законов, так что есть моменты, с которыми надо все-таки считаться.
– Кого из кинорежиссеров вы считаете своими?
– Многих. Мне повезло, что я работала с такими гениями, как Александров, Басов, Гайдай, Юрий Беленький… Я могу продолжить этот список, но не хочу этого делать: зачем мне портить свою дальнейшую судьбу? Но меня удивляет и возмущает, что в кино нередко приходят случайные люди, которые не имеют таланта, но у которых очень большие деньги. Они дают их на съемки картин по откровенно слабым, но, как они считают, кассовым сценариям и ставят условия, чтобы в этих фильмах снимались их абсолютно бездарные друзья, подруги, родственники. Мастера своего дела, по сути, практически лишены работы. А “новые” снимают только негатив. Я считаю это настоящим преступлением против отечественного кинематографа. Будь моя воля, я все это бы прикрыла!
– Но вы же сейчас снимаетесь в современных фильмах?
– Жить-то как-то надо! Хотя я снимаюсь в добрых лентах. Понимаю, что Михаил Кокшенов создает не киношедевры, но у него нормальные фильмы, полные юмора, без злобы. Поэтому и работаю с ним. Мы с Мишей знакомы уже 35 лет, дружим с ним. Он сейчас пользуется популярностью у зрителей, и Миша – достойный ученик Леонида Гайдая. Охотно снимаюсь и у Александра Панкратова-Черного. Кстати, мне очень понравилась роль в его картине “Русский счет”, где я сыграла бандершу мафии. Не забывает меня и телевидение. Скоро на экраны выходит продолжение сериала “Медики”, где я сыграла одну из ролей.
– Своей актерской судьбой вы довольны?
– Когда-то замечательный актер Леня Марков сказал мне однажды: “Что же режиссеры не видят твоих глаз! Для тебя же надо специально сценарии писать”. Но у режиссеров собственный стереотип, они относятся ко мне, как к веселому пустячку. Но у нас же полно женщин таких, как я. Им тоже хочется любить и страдать…
– Наталья Леонидовна, как вы относитесь к своей фигуре?
– С любовью и почтением. Я никогда не стеснялась своей полноты, больше того, мне всегда нравилось, что я толстушка. Лично мне полнота помогает в творчестве: в кино я одна такая, ни на кого не похожа.
– Неужели не пытались похудеть?
– На мой взгляд, диеты – это настоящее изуверство, которое придумали худые люди. Хотя, должна сказать, худеть я пробовала, но ничего у меня не получилось. Я ничего не ела… от завтрака до обеда. Иногда даже два дня выдерживала. Но к концу третьего уже начинала ненавидеть всех и себя в первую очередь. Ночью, ругая себя за малодушие, тихонько вставала и шла к холодильнику, открывала дверцу и… съедала все подчистую. Как же надо мной хохотали муж с сыном! Был у меня случай на съемках фильма “Иван Васильевич меняет профессию”. Я заболела и похудела на восемнадцать килограммов. Леонид Гайдай приостановил съемки, строго мне заявив: “Наташа, это невозможно смонтировать. В дверь ты вошла в одной весовой категории, а вышла в другой. Давай срочно поправляйся!”. Пришлось выполнить указание режиссера. А что делать!
– Но вы же снимаетесь в рекламе средств для похудения.
– Да, я это проверила на себе и убедилась, что она мне помогает не толстеть больше, да и чувствовать себя я стала здоровей. Но я мечтаю сняться в рекламе каких-нибудь пирогов или хлеба, потому что сама люблю эти продукты. И даже знаю, как это все можно разыграть… И вообще я хотела бы посоветовать никогда не комплексовать из-за своих “габаритов”. Я прожила довольно долгую жизнь. У меня было немало поклонников. Знаю из своего опыта, что пышные формы предпочтительнее. Они ласкают глаз и греют. Сами посудите, настоящий мужчина хочет прислониться к чему-то теплому и мягкому, уютному. Главное, надо уметь себя подать.
– Вы гадалкам верите?
– Верю, но никогда не пыталась узнать о своей судьбе, По-моему, это грешно. Хотя у меня были вещие сны. Один из них не забуду до конца своих дней. Как-то в доме само собой треснуло зеркало. На душе сразу стало тревожно, но я решила не обращать на случившееся внимания. Спустя месяц умер муж. Нужно было немедленно выбросить треснувшее зеркало в проточную воду, в реку. Возможно, судьба тогда распорядилась бы по-другому. Нельзя держать в доме все то, что треснуло, включая и посуду. Это обязательно отразится на хозяевах.
– Наталья Леонидовна, вы все так тонко чувствуете. Наверное, у вас обостренная интуиция?
– Да, я хорошо чувствую людей. Иногда кто-то улыбается, а я вижу, что это фальшь, притворство. Но в большинстве своем мне встречаются люди добрые и хорошие.
Леонид ГУРЕВИЧ
Комментарии