search
main
0

Наталья БОЧКАРЕВА. учитель физики

С незапамятных времен человек пытался объяснить все, что происходит вокруг него и с ним самим. До появления науки ему «помогали» в этом мифы и религия. Проверить, убедиться в правильности своих представлений человеку зачастую не было дано: возникало немало ошибочных идей, которые удалось исправить или опровергнуть лишь спустя столетия благодаря развитию науки и техники.

Сегодня наука проникла во все области нашей жизни. С каждым годом меняется ее облик, а вместе с ней меняются ее важнейшие спутники – образование и школа. Школа – это не только первый шаг к науке и технике, но и путь к человеческой мысли. На современном этапе развития России роль школы трудно переоценить. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, способные к сотрудничеству, отличающиеся энтузиазмом, обладающие высоким чувством ответственности за судьбу страны. Важнейшей задачей также является формирование профессиональной элиты.

Но нашему образованию свойственна слабая практическая ориентация школьных знаний. На мой взгляд, в этом направлении необходимо перевести образование на упрощенные программы, что позволит возродить интерес к науке без ущерба для научно-технического прогресса страны. Для этого можно ввести элементы занимательности в любой предмет даже в ущерб строгости изложения (сделать шаг к доступности), усилить практическую направленность всех школьных дисциплин (повысить наглядность), уделять больше внимания природным явлениям и их техническому применению. При этом массовая школа не должна ставить целью подготовку учащихся к поступлению в вуз. Гораздо важнее подготовить к жизни в реальном мире через обучение в профильных классах тех детей, которые сделали свой выбор, имеют стимул и соответствующий потенциал. Также необходимо создание нового поколения учебной литературы, направленной на практико-ориентированное преподавание и освоение знаний, требуется широкое внедрение информационных технологий в преподавание всех школьных дисциплин. Еще один подход: усилить роль предметов, обеспечивающих успешную социализацию школьников, – экономики, истории, права, улучшить профессиональную ориентацию и трудовое обучение, обеспечить всеобщую компьютерную грамотность. Создавать условия для психологической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии.

Всем известно, что управление образованием в соответствии с Законом «Об образовании» должно носить государственно-общественный характер. Но, к сожалению, сохраняется потребительское отношение к школе, к ее проблемам, а в итоге – к детям: если возникают какие-то проблемы в школе, родители сразу обращаются в роно или облоно. Общество неактивно участвует в создании того, что называется укладом жизни школы. Нельзя сводить это участие только к родительским комитетам: российская демократия еще недостаточно развита, поэтому родители остаются зависимыми – от директора школы, от учителей.

В связи с этим при каждой школе необходимо создать попечительский совет из бывших выпускников, родителей, представителей местных органов власти, общественности. Главнейшей задачей попечительских советов должно стать создание соответствующего уклада школьной жизни: качественная реализация учебного процесса, организация внеучебной работы с учащимися, их питания, быта учащихся и педагогов, обновление материальной базы школы.

Ближайшая цель – формирование оптимальной модели взаимодействия школы и общества, в которой будут четко распределены и согласованы полномочия, функции и обязанности всех субъектов образовательной политики. Должны быть обеспечены гласность и доступность обсуждения и принятия решений.

Наталья БОЧКАРЕВА, учитель физики СШ №7, учитель года Волгоградской области-2003, Петров Вал

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте