– Меня потрясла его вера в меня. Ведь ничто не предвещало, что я что-то смогу, и мало кто решился бы взять 16-летнюю девушку, почти ребенка, на главную роль в таком серьезном и проблемном фильме, как “У озера╩. Что это было? Сила, вера, провидческий дар гения? Не знаю до сих пор. Силу его характера и мощное воздействие ощущали все, кто с ним соприкасался. Очень многие его ученики, находясь под этим воздействием и влиянием, невольно копировали его… Я отлично помню, как после просмотра картины Василий Шукшин вышел обескураженный и расстроенный: он понял, что повторяет герасимовские интонации. Конечно, Герасимов был диктатором, но при этом он был удивительный педагог, и всегда было ощущение, что ты сам добился успеха, ты сам…
– Влияние такого маститого человека помогло вам в дальнейшем выработать характер. Чему вы научились, пройдя школу Герасимова и Макаровой во ВГИКе?
– Мое счастье, что я училась у этих мастеров. Тамара Федоровна Макарова оказалась для меня добрым ангелом. Она всегда была чутка, ровна, приветлива и необыкновенно женственна. Герасимов – мощная личность.
Я помню слова, которые он говорил ученикам: “Вы пришли в эту жизнь – она ваша, и вы должны сами вершить ее╩. Это было мудро и напутственно. Это ощущение крепости, надежности шло от него самого. Это помогло бесконечно в формировании характера. Я была вооружена этим напутствием на всю оставшуюся жизнь. Я училась думать, рассуждать, решать сама, что есть правильно и неправильно, отметая по пути ненужное, а это порой были проходные роли, большое количество работ, которые, думаю, не были по существу моими…
– Вас судьба не обделила, подарив роли в замечательных картинах. Были ли среди них особо любимые или близкие по духу?
– Все фильмы, в которых я снималась, были подарком судьбы, потому все и любимы, и дороги. Но все же самая-самая – это роль Нели в фильме Алова и Наумова “Легенда о Тиле╩. Я очень люблю эту картину, с ней столько связано! Приступая к работе, я пролистала горы книг, альбомов с живописью Босха и Брейгеля, слушала Баха и Вивальди. Это помогло проникнуть в “суть вещей╩, в атмосферу другого времени, где тишина другая, и снег падает по-другому, и время другое, где и самой надо быть иной, чуточку неземной, немного странной, по-иному двигаться, говорить, даже чувствовать. Это так интересно!
– Каждый актер, как принято говорить, “вытаскивает╩ своих героев “из себя╩. Ваши героини – это вы сами? И что от вас в ваших персонажах?
– Что-то всегда есть “сотканное╩ из моей воли, из моего сердца. Я часто играла мужских героинь, подчас мне приходилось играть лирико-драматические роли, хотя в студенческие годы во ВГИКе мне доставались характерные роли. И вот только теперь я играю наконец совершенно другой типаж – безумно экстравагантную женщину, экзальтированную театралку с какими-то фантазиями и в то же время очень ранимую. Там целая гамма всего, где нет ничего похожего на меня и на мои прежние роли. Это современная картина режиссера Владимира Наумова, которая скоро должна появиться на экране. Очень интересная для меня работа.
– Ради чего вы играете?
– Это способ существования, образ жизни и постоянное стремление волноваться и думать… Очень страшно замереть… Я не могу не играть. Но если бы мне не выпала эта профессия, я бы занялась переводом книг – это меня увлекало всегда.
– Наташа, вам часто приходилось сниматься с замечательными актерами, людьми известными и талантливыми. Кого бы вы могли из этого ряда особо выделить, кем восхищались?
– Мне необыкновенно везло на партнеров, среди которых были и Олег Даль, и Володя Высоцкий, Василий Шукшин, Евгений Леонов, Вацлав Дворжецкий, Игорь Костолевский и многие прекрасные артисты. Но, пожалуй, особое место в этом почетном ряду занимает, конечно, Иннокентий Смоктуновский, которым я восхищалась. Его отличало всегда удивительное трепетное, ответственное отношение к профессии. Он всегда находился в каком-то творческом неуспокоении, поиске и волнении. Меня он этим поражал не раз.
Первым моим потрясением было, когда я, снимаясь в “Тиле╩, услышала, как он за два дня до съемок просил режиссеров Алова и Наумова с ним обязательно встретиться, и я видела, как он, придя в павильон с листочком текста, волнуется, пытается еще раз во всем разобраться, советуется, беспокоится, еще и еще раз хочет постигнуть… Я тогда поняла, как надо работать. Бесконечно в поиске и сомнении.
Вторым потрясением была история на съемках фильма по сценарию Тонино Гуэро. Буквально через неделю после начала съемок с Иннокентием Михайловичем случился инфаркт. Прошло два дня. Звонок из реанимации режиссеру Владимиру Наумову: “Володечка, как ты думаешь, если я переставлю фразу из текста Тонино, внесу свое словечко, не будет ли это точнее, мне было бы так удобнее, вот как ты думаешь?╩ Обеспокоенность своим делом, а не здоровьем.
– Что помогает вам обрести гармонию? Вы производите впечатление человека мягкого, поэтичного, не стремящегося к потрясениям, революционным преобразованиям и тому подобное. Какая вы?
– Я действительно не революционерка, мягка до бесконечности и не конфликтна, всегда боюсь одного: кого-нибудь задеть или обидеть, доходит почти до абсурда. Но я такова. Наверное, потому люблю тишину, люблю общаться сама с собой – в такие периоды беру горы журналов, перечитываю любимые книги, в один день это может быть Пушкин или Чехов, в другой – Булгаков или Ахматова, замираю от музыки, люблю разную музыку – от классики до любимого мною Нино Рото – это праздник души, божественно! Музыка, как и хорошая книжка, дает мне силы, возрождает меня, подпитывает, будит мысль и фантазию. Аура моего дома и мои близкие дают мне главное – комфорт души, тепло, любовь и добро. Думаю, в этом и состоит гармония моей жизни.
Ирина МЕРКУРОВА
Комментарии