search
main
0

Наталья Алексютина, Санкт-Петербург: Зачарованные мультфильмами

Казалось бы, что плохого в том, что ребенок смотрит мультики, пока взрослые занимаются своими делами? Тем более, если это талантливо сделанная работа, например, популярный мультсериал “Маша и медведь”…

Наталья Алексютина

…Он транслируется с 2009 года. За эти годы на YouTube-канале мультсериала число подписчиков достигло 28 миллионов, он набрал более 22 миллиардов просмотров. По скромным подсчетам 400 человек в секунду смотрят «Машу и медведя» ежедневно!

Правда, есть одно «но»: образованных родителей не удовлетворяет в нём лингвистическая и поведенческая составляющая. А почему так происходит, говорили на интерактивной лекции «Речевое поведение героя мультфильма: негативный пример или образец для подражания?», которую провела доцент кафедры русского языка Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Татьяна Губернская. Лекция состоялась в рамках «Родительского университета» вузовских педагогических сезонов.

Как пояснила преподаватель, поводом для обращения к данной проблеме стал личный опыт наблюдения за влиянием мультфильмов на ребенка, который начал воспроизводить примеры речевых искажений и манипулятивных стратегий поведения, увиденные на экране. Прежде всего, не очень хорошо то, что Маша является единственным персонажем, обладающим вербальной коммуникацией, хотя при этом медведь учит ее писать и считать. В мультфильме достаточно много языковой игры и речевых искажений, которые можно объяснить, если бы у ребенка был выбор. Дети осваивают речь с помощью взрослых, и, когда они сталкиваются с проблемой выбора – правильного или неправильного произношения, то опираются на речь тех, кто рядом. Если нет взрослых, то часто в мультфильмах, особенно в советских, предлагаются неправильный и образцовый варианты. Яркий пример тому – мультфильм «Каникулы в Простоквашино», когда носителю просторечий почтальону Печкину противопоставляется грамотная речь Матроскина, Дяди Федора и т.д. В случае с «Машей и медведем» только девочка обладает умением выражать мысли словесно, и ошибка остается ошибкой. Ребенку не из чего выбрать. Это не так серьезно, когда разговор идет о языковой игре – «вкусновато», «я такая скорая на помощь» и т.д. Но другое дело, когда в ход идут жаргонизмы – «залепуха какая-то». Маша употребляет данное слово, лепя пельмени, однако в словаре жаргонизмов слово «залепуха» одним из значений имеет слово «глупость». Поэтому возникает вопрос о целесообразности использования этого слова в мультфильме. По мнению Татьяны Губернской, использование жаргона, его популяризация вообще опасна, потому что размывает языковые этические нормы. Широкое значение жаргона может заменить 50 литературных слов, что приводит к резкому сужению словарного запаса. Сегодня, к сожалению, жаргонизмы встречается, как в детских мультфильмах, так и в текстах современных песен.

Но даже не столько лингвистические ляпы в «Маше и медведе» волнуют педагогов-ученых, сколько демонстрирующиеся в нём манипулятивные стратегии поведения девочки. Например, Маша вообще не пользуется этическими нормами. Её главным аргументом в любом споре является маленький возраст. Если разобрать сериальную жизнь, то девочка манипулирует, угрожает, шантажирует и т.д. Медведь при этом всегда пытается найти компромисс, может, поэтому за его поведением часто рекомендуют наблюдать учителям начальных классов?

Медведь с точки зрения педагогики – идеальный воспитатель. Маша же с точки зрения педагогики – наихудшая модель женского поведения и совсем не образец для подражания.

Конечно, мультфильмы желательно смотреть вместе с ребенком, объясняя ему по ходу многие моменты. Мультфильм или художественный фильм должный быть способом общения между родителями и детьми, а не возможностью отгородиться от ребенка.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте