search
main
0

Наталия Яникова, Псковская область: Какой я вижу школу через 10 лет.

Мне 47 лет. Утро. Я выпиваю чашечку кофе и запрыгиваю в квадрокоптер. Через 10 минут я оказываюсь в школе – Псковской гимназии hard&soft skills. iОхрана опять недовольна, потому что я влетаю к себе на 14-й этаж прямо в окно…

Просто мой квадрокоптер имеет небольшие размеры и помещается в оконный проем. А вот учителю географии приходится оставлять свой квадрокоптер внушительных размеров внизу, на стоянке возле школы. А все потому, что географ ведет успешный бизнес – у него организована сеть заправок по городу для электромобилей.

Вообще некоторые мои коллеги достаточно успешны в бизнесе. Например, учитель химии продает handmade-средства для омоложения в интернете. А я вот на досуге иногда занимаюсь ремонтом и апгрейдом домашних роботов. Но сложнее всего пришлось учителям иностранного языка – все они переквалифицировались в дизайнеров образовательной среды.

Тезис 0. Заимствований в русском языке через 10 лет будет больше, и школа устанет с этим бороться.

Тезис 1. В будущем понятие профессии размывается. Это коснется и профессии учителя. Многим учителям нужно будет переучиться, превратить хобби в возможность дополнительного заработка.

Итак, мои level’ы на сегодня (кстати, всегда удивляюсь, как это iЗавуч всегда ухитряется составить такое гибкое расписание – наверное, ей помогает нейросеть).

Тезис 2. Процессы управления в сфере образования все более автоматизируются, используется прогнозирование на основе BigData.

Группа \”Андромеда++\”. Доверстывает новый сезон игры дополненной реальности \”Война и мир\”. В этой версии пользователь вовлекается в написание пятого тома. Кстати, я никогда не играла в компьютерные игры, но, глядя на детей, вот уже года два возделываю электронный огородик.

Тезис 3. В школе будущего нет понятия классов, параллелей, уроков. Есть группы, в которые учащиеся объединяются по интересам. Есть level\’ы, то есть определенные уровни, на которых дети и преподаватели-тьюторы работают совместно.

Тезис 4. В школе будущего размывается понятие предметной области как таковой – происходит взаимопроникновение предметов друг в друга. Иногда случаются совершенно неожиданные мэш-апы, но никто этому не удивляется.

Тезис 5. Разрыв между учителями и учениками сокращен: мы учимся вместе, имеем общие интересы, работаем вместе над важными для нас задачами.

Группа \”Энергия\” проводит тест-драйв по проекту, согласно которому наша школа будет окончательно переведена на альтернативные источники. Наконец-то мы выйдем на самоокупаемость, ведь от нас этого так давно ждали. Думаю, что уже завтра iЗавуч догадается подключить к нашему проекту пару ребят-маркетологов.

Тезис 6. Школа ориентирована на создание проектов, которые будут полезны обществу.

А после этого у меня марафон предприимчивости и ярмарка стартапов. Да, сегодняшние дети не такие, как те, с которыми я работала 10 лет назад. Возможно потому, что именно тогда мы начали менять этот мир – прокачивать креативность, навыки коллаборации и коммуникации, развивать эмоциональный интеллект. Кажется, это было совсем недавно – мои первые уроки по STEM и смешанному обучению.

Тезис 7. Вместе с предметными знаниями будут востребованы не только и не столько компетенции в цифровой сфере. Все более важными будут становиться навыки 21 века. Школа будущего оказывает существенное влияние на развитие и становление личности.

Но есть и проблемы. Да, опять на прокачку ко мне приходит Объединение Фактор. Теперь эти ребята взломали чей-то электронный кошелек. Однако, работа с трудными всегда меня зажигала (из таких трудностей, например, когда-то вырос курс по электронному текстилю для девочек).

Тезис 8. В школе будущего также, как и в сегодняшней, будут дети,к которым нужен особый подход.

Собираюсь домой, но меня задерживает как всегда внезапная телепортация iЗавуча. Лихорадочно вспоминаю, какой из электронных отчетов я не сдала. Оказывается, я сдала все, что только можно, просто мне выражают личную благодарность за поддержку детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Их родители – космические туристы, уже вторую неделю не могут вернуться с орбиты на Землю из-за шутки какого-то 5-летнего хакера из Китая.

Тезис 9. Учителя в школе все также будут время от времени погружаться в отчетность. Ведь именно эта отчетность позволит выстраивать гибкое управление учебным процессом. И мы станем операторами баз данных.

Тезис 10. Школа будущего работает не только с трудными детьми, но и со сложными семьями, проблемы которых трансформируются во времени. Роль школы как социального института увеличивается.

Да, наконец-то пришло официальное приглашение: завтра провожу игру живого действия на развитие гибких навыков где-то на Марсе, в районе горы Олимп. Пора домой, паковать чемодан. Взгляд задерживается на фотографии моей команды Весенней школы \”iУчитель\”, которая уже 10 лет висит на стене. Я до сих пор не понимаю: им повезло тогда со мной или мне с ними. Впрочем, это и неважно. Невольно ловлю себя на мысли о том, что годы идут, а самые главные ценности остаются неизменными.

Тезис 11. Для учителя в школе будущего останется важным взаимодействовать с коллегами, единомышленниками, учить и учиться у коллег. Учителю в школе будущего необходимы взаимопомощь, понимание и сочувствие.

До встречи на Марсе!

Об авторе:

Наталия Яникова – учитель физики и информатики, руководитель технопарка Псковской инженерно-лингвистической гимназии, победитель конкурса «Учитель года-2017» Псковской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте