Мои неугомонные семиклассники постоянно заставляют меня искать и придумывать что-то новое для организации занятий. Я не остаюсь на месте, за что очень благодарна им. Несмотря на то, что мой педагогический стаж представляет уже двузначное число,…
…на подготовку урока я трачу немало времени. Иногда эти затраты больше длительности самого урока. Однако, новый стиль моей работы эффективнее того, что копилось годами и содержится в толстых методических папках. Я отдыхаю, проводя тщательно подготовленное и продуманное занятие, наблюдая за активной работой ребят, которые увлечены рабочим процессом и стремятся вместе со мной получить качественный результат.
Продумывая свои занятия, я всё время ставлю перед собой определённые задачи. Необходимо:
– чтобы каждый ученик был вовлечён в учебный процесс;
– чтобы каждый ощущал своё продвижение вперёд;
– чтобы у меня было время уделить внимание ребятам именно в тот момент, когда им трудно.
Поэтому важно мотивировать и поддерживать обучение, предлагая интересные практические задания, давая возможность работать в сотрудничестве.
Ещё один серьёзный момент, на который я обращаю внимание при подготовке к урокам, – это моё глубокое убеждение в том, что истинное понимание физики, а очень часто и интерес к этому предмету – приходят только через практику. Поэтому везде, где это возможно, я использую учебное оборудование и любые подручные средства для организации микропроектов. Мне нужно, чтобы мои ребята чувствовали связь предмета с жизнью, учились самостоятельно планировать эксперименты, ставить гипотезы, делать выводы, анализировать. Всё это прописано в образовательном стандарте и названо метапредметными результатами, однако только на практике ты начинаешь понимать суть сухих формулировок и расширять границы для творчества.
Когда выигрываешь в лотерею и не знаешь, что делать с выигрышем
Не скрою, что мне повезло: перейдя работать в школу-новостройку, я получила новое качественное оборудование для демонстрационных и фронтальных экспериментов, Wi-Fi в классе и тележку с ноутбуками. А для полного счастья мне, сельской учительнице, не видевшей никогда больших по численности классов, досталась целая сотня семиклассников – это мои 7 \”А\”, 7 \”Б\” и 7 \”В\”. В каждом классе их больше тридцати. И уже на первых уроках с ними я поняла, что здесь нужно работать по-другому. Почему? Потому что постоянно кто-то теряется из виду, остаётся в стороне, не участвует в дискуссии со мной, уходит от активности. Кроме того, на это наложились сложности с проверкой письменных работ, поскольку количество тетрадей превосходит разумные пределы. И тогда я начала делать шаги в сторону автоматизации учебного процесса с опорой на сильных и ответственных ребят, которые могут вести отдельные группы за собой. Я поняла, что нужно как можно реже замыкать учебный процесс на себе: какой бы харизмой ни обладал учитель, современные подростки больше будут доверять однокласснику или интернету. И тогда в голове начали складываться пазлы информационной образовательной среды, которая насыщена качественным учебным контентом, позволяет получать обратную связь. Такая среда должна давать моим ребятам возможности планировать свою работу и контролировать себя.
Для организации обучения я использую собственный сайт. Контент, размещаемый на нём, разнообразен. Он включает созданные с помощью Learning Apps и Google Forms онлайн-задания, пошаговые описания опытов и открытые задачи, практические вопросы и проекты с подсказками, фотографиями экспериментальных установок. Там же размещаю видеоматериалы, тексты с пропусками и облака слов по изучаемым темам, обобщающие схемы по разделам предмета, требующие заполнения и объяснения. Формулируя домашние задания, вывешиваю на сайт подсказки и описываю структуру решения задач.
STEM + смешанное обучение
На своих занятиях чаще всего я использую две технологии – это STEM и смешанное обучение. Считаю эти элементы ключевыми для построения комфортной образовательной среды при обучении физике в 7-х классах. Во-первых, седьмой класс – большое поле для практических экспериментов с точки зрения STEM, а во-вторых, это подходящий возраст для погружения в смешанное обучение.
STEM (S – science, T – technology, E – engineering и M – mathematics) предполагает гармоничное включение в образовательный процесс математики, инженерии, технологий. Всё это непосредственным образом связано с физикой, и мне важно, чтобы дети открывали эти взаимосвязи на моих занятиях. Я стараюсь предлагать им жизненные задачи, развивая через это умения коммуницировать, мыслить креативно. Довольно часто STEM превращается в STEAM, где буква А отвечает за Art, то есть за творческий подход, дизайн, гуманитарные технологии. Это особо ярко проявляется в заданиях на конструирование моделей физических явлений, объектов, приборов. Такое сочетание приводит нас к осознанию важности межпредметных связей далёких друг от друга дисциплин. Иногда я предлагаю своим ребятам придумать свою собственную задачу по определённой теме, а затем решить задачу, составленную одноклассником. И здесь мы переходим на следующую ступень – STREAM (R – read), когда важен текст, чтение, письмо, когда формируется отношение к контенту, который мы генерируем и задействуем для собственного обучения.
Смешанное обучение включает в себя обучение онлайн, обучение с учителем, обучение со сверстниками. Оно основывается на самостоятельном и взаимном контроле, предполагает выбор темпа и места обучения. Такой подход позволяет больше доверять ученикам, даёт возможность сформировать у ребят уверенность в том, что они учатся сами, сами выстраивают процесс обучения в выбранном ими формате по собственной траектории. Такой формат работы интересен для семиклассников, потому что это дети, которые умеют и любят общаться и учиться в сети и с помощью сверстников. Это ребята, которым необходима учебная среда, погружаясь в которую они будут получать свой уникальный учебный опыт.
Ложка дёгтя
Не всё в нашей работе безмятежно. Я много спорю со своими учениками, довольно часто возмущаюсь и высказываю недовольство. Ратую за сетевую культуру, за организацию рабочего пространства, за то, что любой свой шаг необходимо продумывать. \”Почему вы взяли приборы, если ещё не определили цель работы? Что вы будете делать с блоками, если задание о рычагах? Зачем вы написали этот неприятный комментарий в блоге? Почему вы работаете вчетвером, если сегодня все работают в парах?\” Но ведь время урока и существует для того, чтобы мы учились – учились учиться.
Как удержаться в тренде
Компиляция STEM-подхода и смешанного обучения подразумевает опору на определённые правила. Если всегда помнить о них, то можно надеяться на успешный урок.
1. Выбор. У ученика обязательно должно быть право выбора. Для каждого экспериментального задания обозначьте спектр целей, из которых каждый выберет то, что больше подходит для него. Предложите набор различных приборов, чтобы ребята учились договариваться друг с другом, подбирать наиболее подходящие инструменты для проведения измерений и обосновывать это. Сформируйте для учеников отчёты по лабораторным экспериментам и тесты в электронном виде, разрешите использовать и школьное оборудование, и личные девайсы. Однако, если кому-то удобнее работать с бумажными носителями, согласитесь с его выбором.
2. Микрошаги. Ученики 7 класса ещё не готовы длительное время концентрировать внимание на одной проблеме, поэтому в течение урока необходимо использовать разные формы работы, чтобы ребята переключались. Весь материал учебной темы раздробите на небольшие порции, используйте микрозадания, микропроекты. Каждый шаг завязывается на предыдущий и позволяет видеть тему целостной, а дети при этом не устают.
3. Элементы неожиданности. Постоянно генерируйте новые открытые задачи и подключайте к этому детей, чтобы мысли о списывании вытеснялись новыми идеями. Меняйте как можно чаще расстановку парт в классе для работы пар, четвёрок. Меняйте форматы проверки домашнего задания. Иногда можно даже дать ребятам решённое задание, чтобы они прокомментировали решение, задали вопросы, нашли ошибки.
4. Открытость образовательной среды. Все ссылки на задания в блоге оставляйте в электронном журнале, чтобы просмотр учебных материалов и содержание уроков были доступны ребятам не только в школе, но и дома. Контент должен быть открыт родителям и вашим коллегам. На учебном сайте откройте возможность комментирования, это позволит выстраивать конструктивный диалог с ребятами и родителями.
Тот самый динамометр
Перед одной лабораторной работой по градуированию динамометра я очень сомневалась в том, что она будет ребятам интересна. Экспериментов с новыми приборами я не планировала, зато предлагала набор очень простых вещей – картон, скотч, маркеры, скрепки и пружины. На сайте сделала описание к работе, пояснения с фотографиями. А задание на уроке сформулировала так: вам нужно изобрести свой динамометр и так его разрекламировать, чтобы я захотела его у вас купить. Этого оказалось достаточно для активной работы. В результате мы получили уникальные приборы: они имели разные пределы измерений и погрешности, интересные конструктивные особенности крепления указателей, индивидуальный дизайн. Один из выводов к лабораторной работе: \”Мы поняли, как работает динамометр, изобрели свой и сравнили его с фабричным. Мы молодцы, потому что наш динамометр более точный. Он стоит 23 тысячи рублей\”. Я думаю, в вопросы ценообразования и маркетинга ребята вникнут чуть позже, но предметный результат меня полностью удовлетворил.
Очень надеюсь на то, что в 8-м классе мои ученики будут работать ещё более осознанно и продуктивно, а также на то, что в будущем, возможно, кто-то из них станет инженером, изобретателем,… владельцем магазина по продаже технических устройств. И я уверена, что все мои ученики будут готовы к решению любых нестандартных задач, которые для них приготовила сама жизнь.
Об авторе:
Наталия Яникова – учитель физики и информатики, руководитель технопарка Псковской инженерно-лингвистической гимназии, победитель конкурса «Учитель года-2017» Псковской области.
Комментарии