Сегодня, когда много новшеств появляется в системе образования, когда учителям предлагают новые технологии, методики, программы, стандарты, как должна измениться подготовка будущего педагога в педвузе?
– Что сегодня подразумевается под классическими методами подготовки учителя? Каковы их роль и тенденции использования? – Несмотря на преобразования в сфере общего и высшего профессионального, в частности педагогического, образования, классические формы и методы обучения никуда не уходят. Остаются лекционно-семинарские занятия, лабораторные практикумы, однако их содержание, технологии обучения, естественно, претерпевают изменения. При подготовке учителя нужно учитывать прежде всего и те процессы, которые происходят сегодня в общеобразовательной школе, и те новые профессиональные задачи, которые должен учитель уметь решать. Общее положение вещей таково, что сильнее всего в современной системе образования изменяется школа, а инноватика прежде всего приходит в нее. Это не только информационные технологии, реализация которых сегодня наряду с другими инновациями предполагает разработку так называемых учебников-навигаторов, комбинирующих текстовую и цифровую информацию, не только стремительное развитие дистанционных форм обучения. В школе набирает обороты проектно-исследовательская деятельность учащихся. В связи с введением федеральных стандартов общего среднего образования появляется задача подготовки учителя к работе по формированию у учащихся универсальных учебных действий. Поскольку многие школы уже представляют собой экспериментальные площадки, проводят педагогические исследования, необходимо готовить будущих учителей, по крайней мере магистров образования, к руководству этой работой. Ко всему этому мы должны готовить будущих педагогов. На это нас ориентируют федеральные государственные образовательные стандарты подготовки бакалавров и магистров образования. – Повальная информатизация образования носит эволюционный характер или уже перешла в революцию? – Пожалуй, это революционный процесс, и я считаю, что это очень опрометчиво. Во всем нужна осторожность, ни один метод, ни одна форма обучения не может и не должна быть доминирующей, вытесняя все остальное. Сейчас же складывается ситуация, когда информационные технологии избыточны – они на уроке, они после уроков, они в домашней работе, во внеучебной деятельности учащихся. Санитарные нормы, ограничивающие время работы учащихся за компьютером, не соблюдаются. Сейчас каждая школа имеет сайт, на котором публикует домашние задания для учащихся, проводит различного рода консультации, комментирует выполненные учащимися задания. Таким образом, складывается ситуация, когда взаимодействие с ребенком становится виртуальным. – Так это необходимость или мода? – Я считаю, что это и то и другое. Конечно, представление определенной информации на сайте оправданно и целесообразно, например, справочной информации, домашних заданий, планов семинаров, вариантов самостоятельных работ. Но что делать ребенку, у которого в данный момент компьютер не работает или нет выхода в Интернет? Поэтому должны быть альтернатива и параллельное развитие – и на бумаге, и в Интернете. Тем более в диалоге с учащимся. Мне удобнее прочитать текст, который он написал и принес мне, поговорить с ребенком, обсудить написанное, задать ему вопросы и ответить на его вопросы тогда, когда он сидит рядом со мной. Я считаю, что это эффективнее, потому что цифровые средства не могут обеспечить диалога в его классическом понимании. Еще один пример – цифровые образовательные ресурсы. Если их проанализировать, то обнаружится много фрагментов, демонстрация которых представляет собой пустую трату времени. В частности, чтобы поставить простой физический эксперимент, зачастую достаточно элементарных бытовых средств и материалов, более того, их можно дать ребенку, и он сам сделает эксперимент. А мы записываем это на диски и показываем с экранов мониторов. Нам очень нужен компьютер для демонстрации эксперимента, который невозможно произвести в классе, из-за того что нет соответствующих приборов. Он полезен, когда представлены видеофрагменты, в которых демонстрируется применение каких-либо физических законов. Он очень полезен в качестве элемента экспериментальной установки при работе с реальными приборами. Но когда мы пытаемся заменить компьютером простой ученический эксперимент, я считаю эту практику ошибочной. – К чему же тогда стоит стремиться? – Мы должны прийти к какому-то равновесию между традициями и инновациями. То, что наработано отечественной педагогикой и отечественной методикой, мы не можем и не должны отбрасывать. На мой взгляд, образованию нужны не реформы, а взвешенная модернизация. В старой системе образования было много достоинств – это прежде всего фундаментальное образование, но мы не уделяли должного внимания формированию у учащихся общеучебных умений, исследовательских умений, умений применять знания и способы деятельности к решению проблем. Этот пробел нужно восполнить. К сожалению, сегодня мы уходим от проблемы содержания образования, в частности физического, в большей степени занимаемся организацией деятельности учащихся. Так вот, если бы мы не шли по пути взаимоисключения, а создали бы синтез теории и практики с участием новых технологий, это было бы прекрасно. – Как реализуют новаторские методики в МПГУ? Какова необходимость в них и что разрабатывают ученые-педагоги? – Новаторство, безусловно, нужно. Новые подходы мы разрабатываем и внедряем. Например, в области формирования у учащихся исследовательских экспериментальных умений. Мы пока не стали разработчиками оборудования, хотя мне бы очень хотелось заниматься этим здесь, на базе университета, такие планы у нас есть. Сейчас мы используем игровое оборудование, которое выпускает ООО «Научные развлечения» под руководством Олега Поваляева, знакомим с этим оборудованием наших студентов, учителей, которые приходят повышать квалификацию, опробуем это оборудование в школе. И наоборот, используя это оборудование, ведем экспериментальную исследовательскую работу, в которой участвуют студенты. Мы пытаемся посмотреть, что можно сделать с новым оборудованием, чтобы оно могло быть полезно. Это на самом деле инноватика. Оборудование мы используем на уроке, в проектной деятельности, в кружке, находим различные формы использования оборудования на наших экспериментальных площадках и, получив данные по его эффективности, переносим это в реальный учебный процесс. – И каковы результаты? – Результаты очень интересные. Во-первых, мы разрабатываем методики формирования исследовательских экспериментальных умений учащихся, а наши студенты осваивают эти методики, обучаются применению физических приборов для организации различной учебной деятельности учащихся. При этом если дети выполняют проект, то он предполагает не только приобретение каких-то умений, но и получение определенного продукта, например составление описания к лабораторным опытам с этим набором. Дети создают такие вещи. Студенты тоже принимают в этом участие и обучаются такой организации работы с детьми. Кстати, дети помимо таких описаний умудряются давать рекомендации разработчикам. И даже это еще не все. Магистры, работая на новом оборудовании, составляют описание этих лабораторных работ, которыми могут воспользоваться бакалавры. Преемственность двух ступеней – это тоже новая форма работы. – Какие перспективы, ближайшие планы? – Мы хотим создать учебно-научный центр при нашей кафедре, который будет называться примерно «Образовательная среда школьного физического кабинета». Мы хотим и имеем такие возможности по договоренности с фирмами получить оборудование, планируем обучать студентов работе с новейшим оборудованием. Таким образом, студенты учатся работать с новым оборудованием, а разработчики оборудования непосредственно выходят на потребителя. Мы обучаем студентов – бакалавров и магистров, аспиранты, докторанты и преподаватели проводят на этом оборудовании исследовательскую работу, и, самое главное, на базе полученного опыта мы создаем методику использования всего этого в учебном процессе. Дальше расширяются возможности по повышению квалификации учителей, эту работу мы уже проводим, привлекаем к работе в наших лабораториях школьников Москвы. Около 400 школьников мы уже обучили работе с имеющимся оборудованием на организованных нами практикумах. Наконец, мы можем выйти, и это реально, на производство оборудования. Это колоссальная работа, которая даст реальные результаты. – Насколько свободны сегодня педагоги в новаторстве в области методик? Есть ли какие-то психологические, административные, законодательные ограничения? – Педагоги абсолютно свободны, более того, их творчество приветствуют. У нас есть докторантка, которая занимается проблемой подготовки учителей к инновационной деятельности. Она проводит занятия с магистрами, готовит их к инновациям через решение разного рода ситуационных задач. Это, пожалуй, действительно новое направление в подготовке будущих учителей. Такую методику, как и любую методику, которую мы используем для работы со студентами, можно переносить в школу. Через решение ситуационных задач со школьниками тоже можно формировать их компетенции – умения и желание применять знания, которые они получают, к решению разного рода задач. Что касается психологических проблем, то нельзя сказать, что учителя сопротивляются введению инновационной деятельности, но по результатам нашего исследования оказалось, что пока еще очень небольшая часть учителей реально готова к инновационной деятельности и к использованию инновационных методов и технологий. Даже новое поколение. Отсюда следует, что мы должны их этому обучать, и мы сейчас это начали. – Как вы видите общую картину: Россия по сравнению с зарубежьем до сих пор в догоняющих? – Мы занимаем довольно высокое место в международных исследованиях подготовки учащихся, в которых проверяют их знания. Но мы очень сильно отстаем от зарубежных стран по результатам исследований, оценивающим умения учащихся решать проблемы, нестандартные задачи. Мы, как я уже говорила, пытаемся эту ситуацию исправить, новые стандарты уделяют большое внимание деятельностному компоненту содержания образования. Однако, и об этом идет речь, необходимо найти оптимальный подход в решении двуединой задачи формирования у учащихся фундаментальных знаний и видов деятельности, позволяющих решать возникающие проблемы. Что касается физико-математических предметов, то следует заметить, что учебные планы школ далеки от совершенства. В частности, подавляющее большинство учащихся физику изучают на базовом уровне в объеме двух часов в неделю, то есть существует абсолютное несоответствие между требованиями и учебными планами, что не позволяет обеспечить необходимый уровень знаний учащихся и сформировать у них различного рода умения и виды деятельности. – Как решается вопрос с развитием индивидуальных способностей у учащихся? – Мы понимаем, что дети разные и развивать их нужно по-разному. Этому способствует и система профильного обучения, и уровневая дифференциация, и работа с одаренными учащимися. Кроме того, в последние годы весьма успешно разрабатывают и внедряют в практику идею построения индивидуальных образовательных траекторий. Но не следует думать, что индивидуальные способности учащихся развиваются только в индивидуальной деятельности. Этому в большой степени способствует работа учащихся в малой группе. Помимо того что в этом случае формируется умение осуществлять коммуникацию, устанавливать межличностные отношения, каждый ученик в группе занимается именно той деятельностью, которая ему больше нравится, к которой у него больше стремления. Это как раз и развивает индивидуальные склонности, способности учащихся. Все названные вопросы обсуждаются со студентами. – Как бороться со снижением мотивации учащихся? – Я думаю, что только комплексно. Прежде всего это проблема социальная. Она связана в какой-то степени с информатизацией, распылением внимания, с падением престижа высшего образования и, к сожалению, распространенной ситуацией, когда зарплата не зависит от квалификации, с отсутствием настоящих общественных организаций, которые не объединяют молодежь. Можно сколько угодно критиковать комсомол, но это была общественная организация, которая так или иначе тоже воспитывала детей. Нужно много усилий, чтобы вернуть ситуацию, когда хорошо учиться будет престижно. – Ощущается ли стимуляция инноваций со стороны государства? – К сожалению, не особо, все стремления на корню подрывает проблема заработной платы. Особенно это касается регионов. Но это только верхушка айсберга, ведь учителю просто не дают нормально работать. От него требуют столько, что остается только удивляться его самоотверженности за такую оплату труда. Если раньше основным документом был календарный план, по которому учителя контролировали, то теперь учитель помимо множества других бумаг должен составить рабочую программу (а он не должен этого делать, ведь программа составляется авторами учебника, и нужно иметь определенную квалификацию, для того чтобы этим заниматься). Уровень контроля превосходит уровень помощи учителю в его реальной работе. В редких школах администрация взвешенно относится к этим нагрузкам. Поэтому ожидать весомых инноваций следует только после снижения подобного давления.
Комментарии