В очередной раз размышляю о том, какой учитель нужен современной школе. В век информации и цифровых технологий, когда в педагогическую практику активно входят электронные учебники, а учителей ориентируют на развитие компетентностей, возникают вопросы о базовом образовании, о внутренней картине мира, которая формируется в сознании взрослеющего человека и определяет его будущее…
Понятно, что никакие знания и способы действия не усваиваются без соответствующей мотивации. Сама же мотивация возникает в пространстве между настоящим и будущим. И различается по масштабу отнесенности в это будущее: ближняя перспектива нацелена на непосредственный результат, средняя – на отсроченный, а дальняя – на смыслы деятельности в соотнесении с жизненными ценностями. Так же различаются и стратегии жизни человека: обывательская жизненная стратегия, реализующаяся по формуле «здесь и сейчас», деятельностная стратегия, предполагающая очевидные достижения и результаты, и смысловая, экзистенциальная стратегия, ориентированная на самореализацию в определенном смысловом контексте.Мотивация не рождается сама по себе. Ей необходим транслятор. По-видимому, именно эта функция становится центральной для современного учителя. Поэтому важно, какая жизненная стратегия характерна для конкретного учителя. И тут возникает противоречие, которое приходится решать в рамках новой образовательной политики. Нашему району повезло: по инициативе главного редактора «Учительской газеты» Петра Положевца для администрации и педагогов школ организован цикл встреч под названием «Беседы о главном». Мы встречались с ректором Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина доктором педагогических наук Маргаритой Русецкой, с директором Федерального института развития образования академиком РАО Александром Асмоловым, с известнейшим педагогом и психологом Шалвой Амонашвили, с руководителем Центра социологии образования Института управления образованием РАО Владимиром Собкиным. Диалог с аудиторией в ходе этих встреч ориентирован на смысловую сторону деятельности и жизни учителя. Он адресуется к личностной позиции педагога как профессионала. Это разговор, который затрагивает тонкие струны внутренней душевной организации слушателей.Понятно, что для каждого есть свои «ключики», но то, что «западает», затрагивает, становится внутренним ресурсом нашего саморазвития. Профессиональное развитие, которое для учителя неотделимо от личностного, происходит в том числе и благодаря таким встречам… Но реакция в аудитории различна. Оказывается, мало транслировать содержание, необходимо, чтобы «приёмники» слушателей были настроены на данную волну. А тут нагрузка по 30 часов в неделю, проверка тетрадей и подготовка к урокам, электронный журнал, аттестация, участие в конкурсах ради участия и грамот… Постоянная ситуативная тревожность, переводящая мотивацию от достижения цели к избеганию неудачи, а жизненную стратегию из режима развития в режим функционирования, активно разрушает эти самые внутренние приёмники смыслов. Политика лидерства, вероятно, оправданна и дает свои результаты, но какой ценой? В погоне за показателями мы теряем содержание, забываем о перспективе, губим у людей само желание думать о своем развитии и развитии своего дела. Как будто бы за нас об этом уже кто-то подумал…Вот и выходят некоторые учителя из аудитории после «Бесед о главном» со стопками проверенных тетрадей… В то же время эти беседы как раз и не предусматривают сиюминутного результата. Пусть это будет ресурсом, пусть в нашей повседневности мы нет-нет да и задумаемся о нашей миссии, о служении, об отношении к нашим ученикам, о том, что волновало нас в юности, и том, что всерьез волнует сегодня. Спасибо «Учительской газете» за то, что она дает нам такую возможность!Ольга ФИЛИМОНОВА, директор Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского, Московская область
Комментарии