search
main
0

Настройка чувств. Soft skills и социальный театр

​Современный театр – это один из самых сильных инструментов, затрагивающих восприятие чувств: ведь, приходя в театр, зритель сопереживает актерам и ситуации. Присутствуя на театральных постановках, человек осваивает знания, нормы, но не просто перенимает опыт, а пропускает его через себя, свой внутренний мир, индивидуальность.

Реалии жизни сегодня таковы, что современные подростки заметно отличаются от тех, что были десять-двадцать лет назад: они лучше информированы, обо всем наслышаны, у них широкий кругозор. Социо­культурная среда, доступность Интернета, современные технологии способствуют этому. Клиповое мышление, присущее современной молодежи, не дает возможности получить глубокие и серьезные знания в определенной области. Яркая картинка, короткий незамысловатый текст, который не несет практически никакой смысловой нагрузки, но дает минимум информации, – этого современному молодому человеку зачастую более чем достаточно. Огромному потоку информации, который обрушивается на детей с экранов телевизоров, из монитора компьютера, через Интернет, противостоять очень сложно. Все это негативным образом сказывается на психике ребенка. Сформировать устойчивую жизненную позицию, твердый характер, положительные жизненные ориентиры на жизнь, самостоятельность – все это является социально значимыми задачами воспитания современного подростка.Социальный театр и является той средой, которая способна сформировать у подростка так называемые soft skills, «мягкие навыки», удовлетворить потребности подростка в проживании разных ролей, эмоций, получить опыт преодоления личностных и социальных проблем, отраженных в социальной роли, сформировать свое отношение, позицию к проигрываемому социальному факту, стать автором и актером собственной стратегии поведения в сложной социальной ситуации. Социальный театр способен усилить эмоциональную и психологическую составляющую воздействия на молодежную аудиторию.Общеизвестно, что soft skills – группа социально-психологических навыков, которые пригодятся человеку в большинстве жизненных ситуаций. Это навыки коммуникации, публичных выступлений, работы в команде, лидерские навыки.Вторая группа навыков – это hard skills, профессиональные навыки, которые пригодятся в работе.Но успех на профессиональном поприще зависит не только и не столько от уровня профессионализма и от того, насколько хорошо вы разбираетесь в той или иной области. Как справедливо заметил В.Шипилов, зачастую «людям, которые хотят реализовать себя в обществе, не хватает не профессионализма, а умения быть эффективным лидером как по отношению к другим – вести за собой, так и по отношению к себе – вести себя и управлять своей эффективностью».Сегодня у зрителя есть возможность выбора не только самого театра, но и социально-культурного поведения в нем. Одной из таких форм и является деятельность социальных театров, которые объединяют людей разного возраста и разных возможностей.Что же такое социальный театр? Существует множество определений этого современного явления:1. Социальный театр – театр равных зрительских возможностей.2. Социальный театр – это уникальная технология, совмещает в себе театр и дискуссию.3. Социальный театр – это вид театра, освещающий злободневные явления через любые выразительные средства и сценические приемы.4. Социальный театр – это психотерапевтический метод для решения личностных и социальных проблем.Основы социального театра зарождались в послереволюционной России, в 1919 году, когда в вагонах агитпоездов, отправлявшихся во все концы страны, демонстрировались театрализованные постановки социального содержания. Социальным театром такая активность не называлась, но, по сути, она им была.Социальный театр как современное направление творческой деятельности может развиваться как в репертуарном театре с профессиональными актерами, так и в самодеятельном театре, в котором играют непрофессиональные актеры.Наиболее яркими представителями социального театра в профессиональной театральной среде являются западноевропейские театры «Ройял-корт» (Великобритания) и «Неотложный театр» (Испания). В России в этом направлении активно работают «Театр.док» и театр «Практика», в постановках которых часто используются тексты, созданные в технике вербатим, то есть документальной пьесы.В последнее время в России появляются самодеятельные театральные студии, работающие в этом направлении. Такие группы успешно работают в Москве, Санкт-Петербурге и других городах.Во время театрального представления происходит постоянное воздействие как на зрителя, так и на самого актера. В этом заключается главное отличие социального театра от драматического – нацеленность на социальные перемены в процессе его постановки и воспроизведения. Театр в данном случае выступает как продукт, который способствует преобразованию общества. Изначально задачей драматурга и режиссера является определение целевой группы, для которой они предполагают создание постановки социального театра, который, по сути, является формой реабилитации носителей социальных проблем.Социальный театр уже используется для реабилитации людей с особыми потребностями и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также как технология профилактики правонарушений несовершеннолетних.Театральная студия «Серебряная нить» стала инициатором создания и реализации проекта «Социальный театр в Зеленограде». Проект получил поддержку в Зеленоградском отделении Московского городского университета и начал свое развитие с создания не только новой сценической площадки, но и системы обучения и тесного сотрудничества с образовательными организациями города Зеленограда. Самодеятельные актеры театра – это обучающиеся зеленоградских школ от 13 до 18 лет. Они же обучающиеся по дополнительной общеразвивающей программе «Театральные ступени» МГПУ, которая дает им возможность освоить азы актерского мастерства, развить навыки творческой коммуникации, наметить перспективы дальнейшего личностного роста.Социальный театр «Серебряная нить» интерактивен в своих сценарных замыслах и их реализации. В коллективе царит творческая атмосфера и поощряется креативный подход всех участников к созданию будущей постановки. Например, в разработке сюжетного хода театрализованного квеста «Праздник хранителей леса» принимали участие все актеры. Они придумывали игровой реквизит и костюмы, подбирали интересную экологическую информацию для конкурсов и викторин, создавали образы для грима, разыскивали интересный материал для музыкально-шумового оформления.Эта программа была предложена зеленоградским школьникам, обучающимся в 4‑7‑х классах школы №1692, и была принята с большой радостью и энтузиазмом как детьми, так и педагогами.Благодаря специфике, гибкости театральных методик, их адаптивности к различным задачам, которые ставит перед собой режиссер, их применение возможно практически в любом виде повседневной практики, в том числе и в образовательной деятельности. Именно поэтому в планах театра – создание и совместное проведение театрализованных квестов по темам, максимально приближенным к учебным программам гуманитарных школьных дисциплин, таких как литература, история, география, русский и иностранный языки и др.Театр предлагает разноплановую программу и разнообразные формы ее представления: ролевые игры-сказки для детей младшего школьного возраста, театрализованные представления-квесты для подростков, спектакли в жанре «театр-форум» для старшеклассников, мастер-классы, творческие лаборатории.Технологии социального театра помогают осознанному позитивному отношению к себе как личности, позволяют подросткам по-новому оценить себя, свой статус и перспективы в жизни.Театр-форум – одна из наиболее эффективных технологий, позволяющих решать эти задачи.Социальная проблема, поднимаемая в сценарии спектакля по повести О.Арефьевой «Нас здесь никто не понимает», вскрывает противоречия, трудности общения и взаимопонимания людей, являющихся носителями разных культурных традиций. Эта тема глубоко анализировалась и обсуждалась юными актерами во время подготовки спектакля, и каждый раз проживается творческой группой вместе со зрителями в процессе реализации сценария.Метод проведения спектаклей театра-форума позволяет остановить действие в кульминации и потом, после обсуждения со зрителями, продолжить его так, как видят разрешение конфликта в сюжете пьесы они сами. Актеры импровизируют, воплощая замыслы зрителей-сценаристов. Спектакль не только настраивает зрителей на определенную тему, но и заинтересовывает, пробуждает чувства и мысли.Таким образом, занятия в социальном театре развивают у юных актеров soft skills – навыки, которые так необходимы сегодня подрастающему поколению. В процессе подготовки и реализации спектакля у детей формируются:- базовые коммуникативные навыки, которые нужны всем и всегда: умение слушать и слышать собеседника, умение убеждать и аргументировать свою точку зрения, навыки самопрезентации, командной работы, публичного выступления;- навыки управления собой (self-менеджмент), которые позволяют эффективно управлять своими эмоциями, временем (тайм-менеджмент), навыки использования обратной связи (что особенно важно в социальном театре);- навыки эффективного мышления: формирование креативного, логического, проектного мышления.Опыт начинающего свой путь социального театра «Серебряная нить» показывает, что этот творческий метод общения молодых с молодыми на равных имеет огромный потенциал.Людмила КОЧЕНОВА,руководитель театра «Серебряная нить», доцент МГПУ, кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте