Когда вы будете держать в руках нынешний номер «Учительской газеты», два героя ее публикаций, два участника Всероссийского конкурса «Учитель года-2002» – Михаил Белоглазов и Александр Игнатьев – будут сидеть на трибуне в Афинах и болеть за российских спортсменов. Так Олимпийский комитет выполнил свое обещание – на вручении призов в том далеком уже 2002 году руководитель комитета Леонид Тягачев пообещал, что отправит двух учителей физкультуры на Олимпийские игры в Грецию. Пообещал и не забыл. Так что самое главное свершилось – наши в Греции!
Досье «УГ»Факты из биографииМихаил Белоглазов – учитель физической культуры Большеберезниковской сельской школы, которая находится в центре района Большие Березники Республики Мордовия. В 2002 году стал лучшим учителем года Мордовии, участвовал в Российском конкурсе, в финал не вышел, но выступил очень ярко и эффектно: на уроке ударом ребра ладони перерубал кирпичи. Закончил Михаил сначала художественно-графическое училище, а затем, после службы в армии, факультет физического воспитания Мордовского госпединститута имени М.Е.Евсевьева. Увлекается силовыми видами спорта: единоборством, гиревым спортом, самбо. Кандидат в мастера спорта сразу по нескольким видам. Преподает в 5-11-х классах. Жена Михаила Ивановича – Надежда, тоже учительница той школы по изобразительному искусству и трудовому обучению. Дочь Ирина перешла в пятый класс, а сыну Павлу три года.Александр Игнатьев – учитель физического воспитания в школе поселка гидростроителей Синегорье, что находится на Колыме Магаданской области. Школа обычная, общеобразовательная, на 600 человек, имеет хорошие традиции. Александр Иванович ведет уроки в 7-11-х классах. До этого Игнатьев трудился на Камчатке, в маленькой школе на 140 человек. В конкурсе «Учитель года» Александр Иванович победил со второго захода. В первый раз в районе занял четвертое место, а значит, имел возможность поучаствовать в конкурсе и на следующий год. Шансом этим Игнатьев воспользовался и победил в области, стал первым. Александр вполне успешно занимался групповой акробатикой. Кандидат в мастера спорта. Высокую квалификацию Игнатьев приобрел в Волгоградском институте физической культуры, потом был распределен в Магаданское облоно, а уж оно отправило молодого учителя в школу. Жена Александра Ивановича Вера – учительница технологии. Семья у них крепкая, несмотря на то, что жена работает на Камчатке, а муж – в Магаданской области. Встречаются пока по праздникам и в каникулы. Дело в том, что сын Игнатьевых Арсений служит в армии в Усть-Камчатском, так что мама предпочитает быть поближе к нему.
Если честно, Александр и Михаил думали, что им просто так пообещали ради красоты момента, а потому напоминать о себе не стали и отправились в отпуск. Александр из Магадана уехал на Камчатку (потому и найти его мы смогли с трудом), а Михаил с женой-красавицей, сыном и дочерью тоже отъехал по делам отпускным, неотложным. Телеграммами мы все же вызвали их в Москву.
– Какой это для нас подарок, – наперебой говорят педагоги. – А как нас встретили в Олимпийском комитете, ни на секунду не оставляли, помогли все документы оформить, поселили в красивой гостинице «Юность» неподалеку от Лужников, экипировали почти как олимпийцев, словом, носились с нами так, как будто мы очень важные персоны.
Нет, все-таки какие скромные у нас учителя! Думают, что они вовсе не важные персоны, а если по большому счету, то все Олимпийские игры начинаются с них, простых школьных учителей, которые находят, учат, тренируют будущих чемпионов, а потом передают их именитым наставникам, они и доводят ребят до чемпионских пьедесталов. Не было бы школьных учителей, не было бы и чемпионов, вот только о них, тех, кто сумел в начале пути поддержать талантливых ребят, вспоминают редко. Можно сказать больше: когда вручали первую премию «Слава» и чествовали тех, кто внес наибольший вклад в развитие отечественного спорта, в номинации «Учитель физкультуры» награду не вручили никому – не знали, кого награждать. В этом смысле Олимпийский комитет подал весьма многозначный пример. Кстати, чемпионы Олимпийских игр получат за медали доплату – приблизительно такую же сумму, в какую обошлись путевки для учителей, и это очень символично, потому что награда та для педагогов вполне заслуженная.
Игнатьев и Белоглазов были в 2002 году на Российском конкурсе соперниками, но соперничество на таких форумах весьма условное, потому что учителя друг у друга учатся, обмениваются опытом, помогают готовиться к конкурсным урокам и даже… болеют друг за друга. Высоких мест в том давнем конкурсе мордовский и камчатский педагоги не заняли, но подружились на всю жизнь, переписываются, перезваниваются, советуются.
У конкурсантов, как и у олимпийцев, вся жизнь делится на две части. До конкурса и после. До победы и после. Вот только победители спортивных соревнований порой не знают, что делать после победы, теряются, а учителя продолжают свою работу, обогащенные опытом конкурсного соревнования, опытом своих коллег из разных концов России, которые щедро делятся им. Может быть, по большому счету в этом и есть суть системы конкурсов «Учитель года» – быть инновационным повышением квалификации лучших из лучших, которым вроде бы и учиться нечему – все знают, всего достигли, но нельзя останавливаться на достигнутом.
От учителей, участвовавших в конкурсе, всегда ждут чего-то супернового, им приходится потом очень долго доказывать, что не зря побеждали в областных конкурсах, становились лучшими в регионах. Причем доказывать не столько другим, сколько самим себе в еще более трудной, чем конкурсная, ежедневной школьной работе.
– На наши плечи «упали» заботы о развитии физкультуры в те годы, – говорит Александр Игнатьев, – когда в годы перестройки денег на это совсем не было. Сейчас лучше, у нас президент – спортсмен, но я по радио услышал как-то, что наш Олимпийский комитет потратил на подготовку нашей сборной 109 миллионов долларов, а американский – 2 миллиарда. Разница-то какая ощутимая! Конечно, другое дело, что мы всегда выигрывали за счет своего энтузиазма, веры в победу, но хорошо бы, чтобы энтузиазм поддерживался еще и материально. Ведь у спортсменов появится какой-то стимул. Я думаю, если бы мы вернули выплаты мастерам спорта, рекордсменам пусть маленькие, но постоянные льготы, в спорт высоких достижений потянулись бы многие молодые ребята. У нас же век весьма прагматичный, поэтому в этом нет ничего удивительного – всякая работа, в том числе спортивная, в рыночные времена должна оплачиваться, тут одним энтузиазмом не обойтись, хотя без него тоже побед не будет. Большой спорт начинается с физкультуры, мы это видим и чувствуем. Кстати, это понимают и у нас в Магаданской области: наша школа получила в последнее время много разных мячей, стали приводить в порядок школьный стадион, беговые дорожки.
И тут мы стали говорить о том, насколько доступен школьникам теперь всякий спортивный инвентарь. Раньше в магазинах любой мог купить за 4 рубля 50 копеек обычные деревянные лыжи. Это было всем по карману, поэтому в школе могли требовать от всех приобретения лыж и проводить уроки зимой с разными забегами и соревнованиями. Сегодня лыжный комплект стоит минимум 2 тысячи рублей, скажем, для мордовских семей, имеющих в среднем зарплату 3 тысячи рублей и меньше, приобретение такого комплекта становится тратой непомерной. Мяч волейбольный раньше был доступен для самых бедных, а теперь попробуй купи его за 800-1500 рублей.
– У нас в Мордовии, кстати, сейчас держат курс на детский и юношеский спорт, – признается Михаил Белоглазов. – У нас проходят сельские республиканские Олимпийские игры, в прошлом году в самом центре Саранска оборудовали стадион по самым современным европейским требованиям, со специальным покрытием поля, дорожками из замечательных пружинящих материалов. Я всю эту прелесть опробовал сам – участвовал в соревнованиях по армрестлингу. У нас район один из малочисленных, но наша команда завоевала второе место – получила серебряный кубок. Сегодня у нас уже много пришкольных стадионов, по оборудованию площадок и дорожек. Это столичные стадионы в миниатюре, которые собирают на игры и тренировки всех ребят, а то и их родителей. Знаю, что в утреннее и вечернее время туда пускают родителей и жителей окрестных домов, это очень хорошо. Все зависит от власти, глава нашей республики Николай Иванович Меркушкин очень ратует за развитие массового спорта, поэтому и всеобщее отношение к нему совсем другое, заинтересованное и внимательное. Например, у нас в Мордовии безо всяких сомнений и дискуссий третий урок физкультуры введен во всех школах уже несколько лет назад.
Увеличение количества уроков – хорошо, вот только все ли школьники хотят заниматься так много? Нет, говорят Александр и Михаил, много тех, кто стремится получить освобождение и зачисление в группу ослабленных. Иногда, замечают Александр и Михаил, это происходит потому, что здоровые ребята хотят получить в аттестат пятерки по физкультуре, а в специальных группах, где нагрузки маленькие, этого добиться проще, чем в обычных. Но есть и другие случаи, когда ребята ослабленные хотят заниматься физкультурой и поправить здоровье. Учитель физкультуры для всех должен быть сам ориентиром здорового образа жизни. Михаил в этом очень преуспел, в один из школьных праздников День здоровья вместе со своими учениками и бывшими однополчанами, друзьями устроил обливание водой на морозе, а потом купание в проруби. После этого ребят в секциях, которые ведет Белоглазов, существенно прибавилось .
Оба учителя считают, что России нужно добиваться, чтобы в 2012 году в стране были проведены Олимпийские игры – дело это для активизации спорта в стране нужное и денежное, не случайно так борются все страны, чтобы их удостоили такой чести. В самом деле, и прибыль стране потом достается немаленькая, и новые спортивные сооружения появляются. После Московской Олимпиады 1980 года все почувствовали, как прибавилось стадионов, легкоатлетических трасс, площадок и бассейнов. Да дело даже не в этом, а в том, что после Олимпиады на долгие годы появился вкус к физкультуре и спорту. И Александр, и Михаил считают, что в стране нашей нужно возрождать систему спартакиад. В прошлом году проводили спартакиады школьников, но не во всех регионах, да и официально не система образования этим занималась, а спорткомитеты, которым дали деньги, и немалые. Но спорткомитеты не смогли все продумать так, как надо, в результате и участвовали немногие, причем по-настоящему спартакиады были сведены на нет тем, что у районов не было денег, чтобы отвезти команды на разные соревнования. В 2002 году в Магаданской области была проведена спартакиада – собрали членов сборных команд, и они между собой соревновались, а ведь смысл-то такого состязания в другом – в массовости. Игнатьев и Белоглазов считают, что спартакиады не должны превращаться в формальные мероприятия ради «галочки», нужно, чтобы они начинались в школе, продолжались на районном и областном уровне, завершались спартакиадой общероссийской, а победителям на разных уровнях вручали бы значки наподобие значков «ГТО». В этом смысле опыт Мордовии с ее малыми Олимпийскими играми нужно распространять по всей России. Оба учителя сетовали, что теперь нет былых «Кожаного мяча» и «Золотой шайбы», они очень стимулировали приход в большой спорт молодых футболистов и хоккеистов, тогда у сборных страны по этим видам спорта с резервом проблем не было, зато сейчас приходится приглашать легионеров из-за рубежа.
У школьных педагогов свои прогнозы Олимпийских игр: они считают, что мы обязательно победим в художественной гимнастике. Ведь у нас есть такие звезды, как Кабаева, Чащина, что большие шансы на выигрыш у Светланы Хоркиной в спортивной гимнастике. Они от души желали бы победы пловцу Александру Попову, уверены в победах спортсменов в соревнованиях на батуте, в спортивной ходьбе. Насчет волейбола и баскетбола им прогнозы делать трудно, потому что, по мнению учителей, проблем там слишком много, быть уверенными в победе команд крайне затруднительно. Но в победу сборной России в целом, в то, что сумеем обойти американцев по количеству и качеству медалей, по числу олимпийских рекордов, Михаил Белоглазов и Александр Игнатьев верят горячо и в том, что все это будет, не сомневаются.
Комментарии