Сегодня в мире образованность определяют не суммой конкретных знаний, а методологической подготовкой и уровнем информационной культуры.
Одна из основных целей непрерывного образования – расширение и диверсификация образовательных услуг. Такая парадигма базируется на необходимости использования инновационных подходов, методов, способов обучения и образовательных моделей. Попытки создать подобную инновационную образовательную модель привели к тому, что три года назад в качестве эксперимента на базе нашего педагогического колледжа был создан детский развивающий центр.Главным для организаторов центра стало создание условий для разностороннего развития личности ребенка, развития его творческого потенциала и активной жизненной позиции. Занятия в центре призваны развивать познавательные и творческие способности своих воспитанников, формировать у них потребности здорового образа жизни и физического самосовершенствования, создавать ситуации успеха для каждого ребенка. Проект существует на принципах самофинансирования, услуги, оказываемые им, оплачивают родители воспитанников, однако цена услуги столь минимальна, что позволяет даже малообеспеченным семьям воспользоваться услугами, предложенными центром.Основными принципами работы центра стали добровольность (дети и родители самостоятельно выбирают образовательную или воспитательную программу), доступность (территориальная близость и небольшая стоимость услуг), актуальность (развитие тех направлений, которые способствуют всестороннему развитию личности), мотивационная заинтересованность (развитие интереса через ситуацию успешности, игровые методики развития и обучения), социальная значимость (центр охватывает значительное количество детей микрорайона). Все мероприятия, проводимые студентами колледжа или его воспитанниками, общедоступны, центр служит базой практики для студентов нашего колледжа.Детский развивающий центр представляет собой объединение воспитанников, в котором каждый ребенок может найти сферу приложения своих интересов. Форма центра определена как структурно и содержательно оформленная организация взаимодействия участников педагогического процесса, направленная на решение определенных развивающих и образовательных задач. Возраст наших воспитанников: от 3 до 14-15 лет (подготовка к ОГЭ). Для каждой возрастной группы определены несколько направлений развивающей или образовательной деятельности.Центр реализует программы по направлениям: художественно-эстетическое, в рамках которого проводят занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, различные техники аппликации и бумагопластики, лепка); музыкальное, в рамках которого работает детский музыкальный театр «Гномики», в котором детей обучают вокалу, хореографии, декламации; спортивное представлено двумя секциями: оздоровительная гимнастика (направлена на общефизическое укрепление детей) и бальные танцы (в социальном партнерстве с танцевально-спортивным центром «Латинский квартал»); образовательное, предоставляющее английский язык для малышей, подготовку к школе, подготовку к ОГЭ.Поскольку ведущая деятельность ребенка в возрасте до 6 лет игра, все занятия в этих возрастных группах проводят в игровой форме.Для детей старшего дошкольного возраста организованы занятия по подготовке к обучению в школе по трем основным дисциплинам: «Основы начальных математических знаний», «Развитие речи с обучением грамоте» и «Английский язык». Занятия проводят в занимательной форме с учетом рекомендаций психологов.Работу центра курирует опытный психолог, который контролирует работу педагогов центра и консультирует родителей по психолого-педагогическим проблемам. Сегодня в центре занимаются 102 воспитанника. В центре наши преподаватели отрабатывают свои авторские методики, а студенты проходят практические занятия.Результаты деятельности центра впечатляют. Музыкальный театр «Гномики» представляет три музыкальных спектакля: «Котята-поварята» (младшая театральная группа), «Курочка Ряба» (младшая театральная группа), «Сказка о глупом мышонке» (старшая театральная группа). Зрители спектаклей – дети из малообеспеченных семей микрорайона. Изостудия организовала три тематические художественные выставки работ, созданных воспитанниками на занятиях центра: «Олимпиада и олимпийская символика», новогодняя выставка, «Что за прелесть эти сказки…». Воспитанники секции бальных танцев постоянно участвуют в турнирах, проводимых танцевально-спортивным клубом «Латинский квартал», они завоевали 12 кубков среди своей возрастной категории в Федерации бальных танцев. На наш взгляд, у центра вполне серьезные перспективы. Кроме уже зарекомендовавших себя направлений мы планируем развивать центр как базу практики для студентов колледжа, организовать группу продленного дня (подготовка уроков с младшими школьниками), психолого-педагогическое консультирование и диагностику (включая психологические диагностики, разработанные в МГПУ), внедрять программы по детской одаренности (в сетевом взаимодействии с Институтом педагогики и психологии образования МГПУ), создать программы «Фитнес для малышей» и «Фитнес для мам», открыть секцию единоборства для малышей, кружки цифровой фотографии и компьютерного дизайна.Поскольку работа детского развивающего центра имеет практико-ориентированный характер, его работа в стенах учреждения, занимающегося подготовкой педагогических кадров, не только уместна, но и весьма полезна: проведение практик на его базе может дать как экономический эффект (сокращение затрат на практику в базовых учреждениях), так и социальный (более тесное повседневное взаимодействие будущих педагогов и детей разных возрастных категорий).Т.КУЗНЕЦОВА, С.ЛЕБЕДЕВА, Э.ФЕДОРОВА
Комментарии