Цели игры: активизировать изучение учениками экономических явлений, связанных с рыночными отношениями;
формировать навыки осуществления экономических расчетов;
развивать самостоятельность, предприимчивость, ответственность.
Оборудование:
плакаты: “Бизнес оставляет мало времени для праздности”; “Удача сопутствует только образованным”; “Он любил и страдал. Любил деньги и страдал от их недостатка”
(И.Ильф и Е.Петров).
справочный материал (учебники по экономике, словари, справочники).
Лицевые счета каждого участника игры. Таланты (деньги, которые работают в процессе игры достоинством 1 т. 2 т. 3 т. 5 т. 10 т.).
Ход игры
Организационный момент
Вступительное слово ведущего:
– Добрый день, дорогие друзья!
Мы рады вас приветствовать на экономической игре “Мир рыночной экономики”.
Мир экономики – увлекательный, удивительный мир со своими радостями, огорчениями, проблемами и удачами. Чем только не одаривает бизнес тех, кто взялся за него с конкретной целью – заработать. Легче в этом мире тому, кто образован и организован, кто знает механизмы рыночной экономики, кто владеет языком экономических терминов.
Представление участников
(Ученики 8-9-х кл. в паре с родителями, братом, сестрой, другом…)
В подготовительный период каждый участник выбирает девиз.
1) “Легче прожить деньги, чем нажить”.
2) “Ничто не дается даром”.
3) “Своя рубашка ближе к телу”.
4) “Бережливость – лучшее богатство”.
Представление жюри
(В жюри входят учителя и родители школы).
Банк
В банке работают контролер и кассир. Контролер просчитывает результаты каждого тура, переданные ему жюри. Кассир выдает заработанные таланты и принимает взятые в кредит согласно списку.
Каждый участник имеет возможность взять в банке кредит в размере от 10 т. по 30% при условии:
если вернуть после первого тура – 11 т.
после второго тура – 12 т.
после третьего тура – 13 т.
Справочное бюро
Здесь собран весь необходимый справочный материал по игре. За каждую справку, консультацию участник платит 3 таланта.
ПЕРВЫЙ ТУР
В первом туре участники имеют возможность заработать таланты на знаниях основ экономической теории. За каждый правильный ответ участникам начисляется 1 т.
Ведущий: Каждый из нас выступает в роли потребителя, покупателя и продавца, каждый имеет дело с товаром.
Что такое товар?
(Товар – продукт труда, предназначенный для продажи или обмена).
Игра: “Назови товар”.
Молоко – окорок – капуста – ананас и т.д.
Ведущий: Наш труд, способности, таланты, ум – тоже товар, но товар “невидимый”.
Особый товар – деньги.
Какие функции выполняют деньги?
(Средство измерения, обмена, сбережения и накопления).
Какие бывают деньги?
(Безналичные и наличные).
Назовите типы ценных бумаг.
(Облигации, векселя, акции…)
В стихотворении найти экономические термины и слова.
Настоящий риск с деньгами!
Можно их держать в копилке.
На постройку лесопилки.
Можно в доллары вложить,
Чтоб потом богаче жить.
Кто-то держит деньги
в Банке,
Кто-то их в консервной банке
Зарывает под сосной
На окраине лесной.
Что ж, они, наверно, правы…
Только лучше для державы,
Если ты куешь успех.
Если доллары в работе,
То владелец их в почете
И страна богаче всех.
Прочитать зашифрованную фразу.
(Каждому числу соответствует буква алфавита).
31 12 16 15 16 14 10 12 1 – 15 1 21 12 1 3 1 8 15 1 33.
(Экономика – наука важная).
Жюри считает заработанные таланты и передает сведения в банк, где каждый участник получает их под роспись.
Во время работы банка зрителям, болельщикам предлагается назвать экономические термины и понятия на букву “Б”.
(Бартер, бизнес, биржа…)
За каждый правильный ответ болельщики получают жетоны, на которых они пишут номер участника игры, в пользу которого отдается заработанный талант.
ВТОРОЙ ТУР
Во втором туре участники покупают задания. За правильный ответ начисляется определенное количество талантов.
Знание экономических терминов.
Брокер, конверсия, цена, бартер, инфляция, эмиссия, банкнота, рынок, бизнес, вексель, взятка, налог, импорт.
Участники покупают карточку по цене 1 т.
За правильный ответ – 5 т.
Подобрать термину значение.
Участникам предлагаются карточки стоимостью 3 т. и 5 т. За каждый правильный ответ – 1 т.
Карточка N 1 стоимостью 3 т.
1. Аванс 4. Инфляция
2. Биржа 5. Дефицит
3. Взятка 6. Налог
а) рост цен, связанный с большим количеством денег,
б) ситуация, когда покупатели готовы купить товара больше, чем его имеется на рынке,
в) подкуп или подарок чиновнику,
г) место массовых сделок по продаже товаров,
д) часть заработанной платы, которую выплачивают до окончания работы,
е) доля доходов, которая отдается государству.
Ответ: 1д, 2г, 3в, 4а, 5б, 6е.
Карточка N 2 стоимостью 5 т.
1. Банк 6. Себестоимость
2. Эмиссия 7. Прибыль
3. Конверсия 8. Конкуренция
4. Ссуда 9. Монетный двор
5. Спекулянт 10 Предприниматель
а) человек, который организует собственное дело,
б) величина затрат фирмы на производство товара,
в) организация, которая за плату одалживает деньги,
г) соперничество коммерческих фирм,
д) предприятие, где изготавливают деньги,
е) временно одолженные деньги,
ж) выпуск новых денег,
з) доход предпринимателя,
и) человек, скупающий товар для перепродажи по более высокой цене,
к) переход военных предприятий на выпуск “мирной” продукции.
Ответ: 1в, 2ж, 3к, 4е, 5и, 6б, 7з, 8г, 9д, 10а.
Ведущий: Все мы являемся покупателями, покупаем товар разного качества, различный по применению.
Есть закон, который защищает права потребителя и где оговаривается обязательный перевод текста, названия, применения товара на русский язык. Но всегда ли так? Нет. Можно ли разобраться в этих записях?
Участникам предлагаются карточки по цене 2 т. За правильный ответ – 4 т.
best before (лучше употребить)
expiru date (срок годности)
produktion date (дата выпуска)
20 torebek po 1,5 g (20 упаковок по 1,5 г)
Net weight 100 g (вес нетто 100 г)
100% Pure coffee granules (100% натуральный кофе в гранулах)
ТРЕТИЙ ТУР
Проходит под девизом: “Риск – благородное дело”.
Нужны определенные знания и интуиция.
Участникам зачитывается текст и дается два его значения. Нужно выбрать правильный. За свой ответ участник вносит в банк 5 т. Общее количество поставленных талантов делится на количество правильных ответов, и таланты получают правильно ответившие.
1. Процент, который взимается с лица или фирмы банком для пользования кредитом. Как он называется, депозитный или ссудный?
(Ссудный).
2. Управление производством. Что это, менеджмент или маркетинг?
(Менеджмент).
3. Посредник между продавцом и покупателем, который действует от имени третьего лица и за его счет. Кто это, брокер или диллер?
(Брокер).
Подведение итогов.
Анна ЛИКСАНОВА,
учитель Войковской основной школы
Людиновский район,
Калужская область
Комментарии