С 17 по 23 октября в курортном городе Анапа прошел XXIX Открытый российский кинофестиваль «Киношок». Всего лишь год отделяет кинофестиваль от предстоящего славного юбилея – тридцатилетия фестиваля, который будет отмечаться в следующем году. В далеком 1992 году, по инициативе драматурга и режиссера Мережко, актрисы Ирины Шевчук и продюсера Сергея Новожилова был создан этот фестиваль, который объединил кинематографистов бывших союзных республик СНГ и Балтии, чтобы не терялась культурная связь между некогда единой страны, где создавалось общее культурное пространство. За эти годы несколько раз менялось название фестиваля, но его суть оставалась прежней. И по-прежнему фестиваль тесно сотрудничает с этими странами, и нередко одним из первых открывает новые имена в кинематографе. Например, именно на «Киношоке» первыми в нашей стране были открыты имена Александра Велединского, Павла Костомарова, Владимира Хотиненко, Александра Котта и многих других, ныне известных и весьма популярных кинематографистов не только в нашей стране, но и за рубежом.
Как и в прежние годы, на двадцать девятый фестиваль были представлены фильмы из многих российских регионов, а также Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Беларуси и др. бывших республик. Всего на фестиваль было представлено в общей сложности 60 фильмов.
Несмотря на пандемию на «Киношок» приехали популярные артисты и режиссеры – Юрий Беляев, Татьяна Абрамова, Ия Нинидзе, Наталья Громушкина, Андрей Руденский, Денис Матросов, Андрей Соколов, Владимир Шевельков, Юлия Такшина, Олег Харитонов, Галина Бокашевская, Игорь Черницкий, Оксана Сташенко, Дмитрий Муляр, Николай Романов и др.
Нынешний год для фестиваля особенный, он проходил в очень сложной обстановке из-за пандемии коронавируса, в которой находится сейчас не только Россия, но и весь мир. Организаторам фестиваля пришлось проявить огромные усилия и мужество, чтобы в такое тяжелое время он состоялся. Конечно, в этом году пандемия коронавируса внесла серьезные коррективы в формат его проведения. Учитывая эпидемиологическую ситуацию, фестивалю пришлось во многом ограничить себя, отказаться от многих, особенно массовых зрительских мероприятий. Были отменены традиционные красные дорожки с большим присутствием зрителей, программа «Кино на площади», пользующаяся всегда большой популярностью среди жителей курорта и его гостей. Вместо традиционной летней эстрады, собирающей на свое мероприятие половину города, церемонии открытия и закрытия на этот раз проходили в Городском театре Анапы, с ограниченным количеством зрителей. Ежедневные кинопоказы проходили в зале кинотеатра «Мир кино», с соблюдением всех норм санитарной безопасности – дезинфекцией, безопасной рассадкой в зале с очень ограниченным количеством присутствующих, обязательно при наличии масок и т.п.
Церемония открытия фестиваля началась с прозвучавшего со сцены стихотворения современного поэта Петра Давыдова «Сны войны», в замечательном исполнении актера театра и кино Максима Колосова, напомнившим всем присутствующим о юбилейной дате – 75-летии Победы в ВОВ, которую отметила в этом году наша страна. Пронзительное, очень прочувствованное, душевное исполнение актера тронуло присутствующих и заставило еще раз задуматься о бесконечной жестокости и неисчислимых человеческих жертвах, которые принесла эта ужасающая война… В этом году церемонию открытия и закрытия фестиваля проводили сами основатели и организаторы фестиваля – актриса, вице-президент кинофестиваля «Киношок», генеральный директор Ирина Шевчук и председатель Оргкомитета фестиваля, продюсер Сергей Новожилов. Открывая фестиваль, Сергей Новожилов со свойственным ему юмором сообщил собравшимся в зале, что сегодня они с Ириной Шевчук решили «тряхнуть стариной» и самим провести церемонию открытия. И надо сказать, у них получился замечательный и очень слаженный тандем. Да иначе и не могло быть: ведь без малого почти три десятка лет они работают рука об руку на одном из старейших кинофестивалей в нашей стране, и давно уже с полуслова понимают друг друга.
По очереди они приветствовали гостей, участников Открытого российского фестиваля «Киношок», который впервые за эти годы прошел в октябре, вместо традиционного проведения в сентябре. – «Фестиваль проходит в непростое время, когда не только в нашей стране, но во всем мире свирепствует пандемия коронавируса». – сказал в своем приветствии Сергей Новожилов. – «Нам было очень важно, и мы рады тому, что он всё же состоялся, и не была прервана связь между фестивалем, кинематографистами и зрителями. Сохранены все пять конкурсов, представляющих весь спектр отечественного кино: конкурс полнометражных игровых фильмов, короткометражных игровых фильмов, конкурс документального кино, конкурс телевизионных сериалов и конкурс для семейного просмотра «Киномалышок». Кинофестиваль «Киношок» всегда вызывал большой интерес, как у деятелей культуры, так и у зрителей и являлся важным мероприятием для города, и огромным событием для людей, которые всегда его ждут» – напомнил Новожилов. Его подхватила Ирина Шевчук: «Я тоже рада приветствовать старых и новых друзей фестиваля. Невероятно, но это факт, что наш фестиваль стоит на пороге очередной круглой даты, ведь в следующем году мы будем проводить 30-й фестиваль! И это серьезная дата, и сейчас в это непростое время мы не имеем права сдаваться, мы не можем обмануть ожидания поклонников кино, друзей фестиваля и кинематографистов, ежегодно представляющих в Анапе свои новые работы. Я уверена, что вместе мы преодолеем все невзгоды и препятствия».
Старейшие организаторы фестиваля ностальгически прошлись по воспоминаниям о прошедших фестивальных годах, когда все были еще такими молодыми, посетовали на то, как быстро летит время. Затем Ирина Шевчук предложила вспомнить тех, кто покинул нас в этом году. «Это были прекрасные актеры, – сказала она, – которые верно служили на ниве кинематографа, для многих они были учителями и наставниками в искусстве». Под звучание траурной музыки, на экране крупным планом чередой проходят портреты ушедших в мир иной известных кинематографистов: Марка Захарова, Екатерины Дуровой, Галины Волчек, Инны Макаровой, Николая Бородачева, Раисы Мухамедьяровой, Аллы Мещеряковой, Михаила Кокшенова, Виктора Проскурина, Самвела Гаспарова, Игоря Черных, Николая Губенко, Владимира Андреева, Ирины Печерниковой, Бориса Клюева и других, не только российских кинематографистов, но и бывших союзных республик, которые бок о бок работали вместе в прежние годы. Зрители, стоя и, по традиции, аплодисментами проводили мелькающие на экране портреты известных кинематографистов.
Ведущие представили членов жюри всех пяти конкурсов, которые вышли на сцену. В конкурс полного метра в этом году вошли известная российская актриса театра и кино, певица Татьяна Абрамова, композитор Юрий Потеенко, питерский тележурналист, телеведущий Андрей Смирнов и художник-постановщик Владимир Трапезников. Возглавлял жюри режиссер Валерий Ахадов, который, к сожалению, из-за пандемии не смог приехать на фестиваль, и поэтому приветствовал всех по видеозаписи. Он поздравил всех участников фестиваля, сказал, что, опечален тем, что не смог приехать на фестиваль, но мысленно и душой со всеми, обещал быть всегда на связи с членами жюри, и пожелал всем хорошей погоды и крепкого здоровья.
В жюри конкурса документальных фильмов вошли оператор Евгений Привин, режиссер, продюсер Дмитрий Семибратов, председателем жюри режиссер, сценарист Наталья Гугуева. Конкурс короткометражного кино оценивали актер Дмитрий Муляр, актриса и режиссер Полина Ольденбург, председатель – режиссер, сценарист Рауф Кубаев.
В телевизионном конкурсе победителя определяли путем зрительского голосования. А конкурс детских фильмов «Киномалышок», проходил в этом году в режиме онлайн, картины которого традиционно оценивало детское жюри, во главе на этот раз с актером, режиссером и продюсером Игорем Черницким.
На празднике в этот день звучали песни в исполнении Дарьи Егоровой «Оттепель», Олега Харитонова «Там, за горизонтом», дуэт Юлии Такшиной и Вячеслава Гугиева «Лаванда», актрисы и певицы Натальи Громушкиной и др. Словом, церемония открытия, как и сказал в самом начале Сергей Новожилов, была камерной, по-семейному теплой, но с нотками грусти, это и понятно, учитывая нынешнюю ситуацию.
Фильмом открытия была замечательная картина режиссера Эдуарда Парри «От печали до радости», где само название фильма уже обещало позитивные моменты, что и подтвердилось в конце фильма. Он действительно оказался теплым, добрым, душевным, я бы даже сказала, снятым в лучших советских традициях, что редко случается в наше время.
…На следующий день начались рабочие будни фестиваля. Ежедневные кинопоказы полного метра, короткометражного и документального кино. Поскольку все массовые мероприятия были отменены, участники фестиваля были сосредоточены в основном на кинопоказах, с большим удовольствием погружаясь в мир кино.
В конкурсе полнометражных фильмов в этом году была представлена широчайшая палитра произведений самых разных жанров. Как и в прошлые годы, куратор полнометражного кино, Александр Соломонов, соединил в нынешнем конкурсе фильмы стран СНГ, региональное кино России, и, конечно же, картины, созданные ведущими московскими и санкт-петербургскими продюсерами и режиссерами. Были представлены, и зрительское кино разных стран, и сугубо авторские работы, не рассчитанные на широкий прокат, драмы и фильмы ужасов.
Что касается короткометражного игрового кино и документального, где отборщиком была куратор Александра Жукова, было представлено 24 короткометражных и 13 документальных фильмов из пяти стран. В этом году из-за коронавируса из-за общей мировой ситуации были представлены преимущественно российские фильмы. Но, благодаря копродукциям, сказала куратор, в программе приняли участие и другие страны – США, Армения, Украина, Казахстан, а также российские регионы – Москва, Екатеринбург, Челябинск, Санкт-Петербург, Казань, Анапа, более половины из которых были премьерными. Фильмы короткого метра были представлены самых разных жанров, нашлось место и эксперименту, парадоксальным и неожиданным фильмам, часто затрагивающим помимо прочего, тему человеческих взаимоотношений, что особенно важно в нынешнее сложное время.
В целом, представленная на фестивале программа была весьма интересная, и своим многообразием тем, поднятых в фильмах, и жанровым разнообразием, и оригинальным ракурсом, через призму которого рассматривалась, порой, та или иная тема и ее освещение. Много фильмов были посвящены социальным темам, которые очень близко воспринимались зрителем и находили отклик в их в душе, особенно в такое, очень специфическое время. Словом, скучать не пришлось. Хотя, что греха таить, встречались и «проходные» фильмы, которые ничего кроме досады после просмотра не оставляли в душе. Зато потом, позже, полученную эмоциональную подпитку для ума и души от некоторых других фильмов, которые оставляли самое яркое послевкусие, компенсировали затраченное время сполна.
За просмотрами фильмов время пролетело быстро и пришло время «собирать камни», то бишь, подводить итоги, которые и были озвучены на церемонии закрытия фестиваля.
На этот раз Казахстан снова лидировал, никак не желая отпускать завоеванное ранее знамя победы. Теперь он, кажется, переплюнул даже самого себя. Два фильма, представленные на фестиваль – и оба оказались в фаворе, и в каком! Фильм режиссера Ернара Нургалиева «Жаным, ты не поверишь» – такого единого восприятия зрителем, какое было после его просмотра, я давно не встречала. Эта остроумная, эксцентричная, черная комедия, с непредсказуемыми ситуациями, буквально взорвала зал! Вместе с тем, за всеми этими сумасшедшими перипетиями и бесконечным смехом, проглядывала главная, нравственная идея фильма, что школьная дружба трех таких разных молодых людей, и любовь, семья и семейные ценности, против которых выступали двое из трех друзей, оказывается, вполне могут сосуществовать вместе, и не только не будет мешать их дружбе, но и напротив, укреплять ее. К осознанию этого наши герои приходят уже к концу фильма. И показано это органично, не навязчиво, как бы, «между строк». В фильме безумно много смешных моментов, бешенного позитива. Неслучайно все зрители до единого выходили из зала с улыбками на лицах. А позитив в наше время, согласитесь очень ценный «витамин». И в результате, главному герою обоих фильмов (об этом ниже) Данияру Алшинову аж четырежды пришлось подниматься на сцену за наградами. Фильм «Жаным, ты не поверишь» получил призы сразу в трех номинациях, – главный приз фестиваля Гран-при «Золотую лозу» – за лучший полнометражный фильм, приз – за лучший сценарий, написанный группой казахских авторов, а также Диплом прессы «За позитив в фильме, за торжество силы дружбы, любви и семейных ценностей». Второй фильм казахского режиссера Адильхана Ержанова «Черный, чёрный человек» был полной противоположностью предыдущему фильму, по теме, эстетике и художественной разработке. Фильм повествует о коррупции и безответственности в судебной практике одного небольшого городка, о том, что за всем этим стоят человеческие судьбы, а иногда и поломанная жизнь. В фильме рассказывается о следователе, который хочет поскорее закрыть дело об убийстве мальчика. Ведь «виновного» уже подыскали и его ожидает суд. И так бы оно и случилось, если бы не вмешалась приехавшая из города журналистка. Теперь следователь, впервые за всю его практику, будет вынужден провести настоящее расследование по всем правилам. Фильм сильный, хорошо проработанный и серьёзный. И, жюри достойно оценило режиссера Адильхана Ержанова, наградив его призом – за лучшую режиссуру. И снова приз, и снова – Данияр Алшинов, которому предстоит (в который уж раз!) снова подняться на сцену за призами, своими, и за отсутствующих коллег. На этот раз ему присуждена награда – за лучшую мужскую роль в фильме «Черный, черный человек». Сегодня у молодого актера поистине золотой звездопад. Бывает же такое!
Впрочем, казахам уже заметно наступают на пятки киргизские кинематографисты. Фильм Артыка Суюндукова «Шамбала» из Кыргызстана, снятый о мотивам повести Чингиза Айтматова «Белый пароход», получил сразу два приза. «За воплощение художественного образа за роль мальчика» в фильме был вручен Специальный Диплом жюри актеру Артуру Аманалиеву. А приз за лучшую музыку в фильме присужден композитору Мурзали Жеенбаеву». Фильм рассказывает о мечте мальчика по имени Шамбала. По-киргизски «шам» означает «свеча», а «бала» – ребенок. Получается – мальчик, излучающий свет. Шамбала свято верит в древнюю сказку, миф об Оленихе, спасшей от врагов последнего младенца из их рода, и вскормившей его своим молоком. И несмотря на то, что со временем люди истребили оленей, мальчик верит и ждет, что когда-нибудь олени все-таки вернутся в их края.
За лучшую операторскую работу награжден призом имени А. Княжинского оператор фильма «История одной картины» Михаил Белов. Лучшей женской ролью была отмечена роль актрисы Риты Аброськиной в белорусском триллере «Spice Boys».
Среди фильмов короткого метра лучшей признана работа Анастасии Остапенко «Качели». Специальным призом оргкомитета «Киношока» награжден за удачный режиссерский дебют в комедии короткометражного фильма Никиты Тарасова «Спасибо коучер!». В категории документальных фильмов победу одержала «Община» Павла Фаттахутдинова и Светланы Бобровой. Спецприз за дебют присудили Софии Леонидовой за фильм «Бумажные миры Латифа Казбекова».
Победитель конкурса телевизионных фильмов, как мы уже сообщали, определялся путем зрительского голосования. Сериал Сергея Щербина «Чёрное море» занял первое место. В число призеров также вошли «Закрытый сезон» Дарьи Полторацкой и «Маршруты любви» Бориса Рабея.
В конкурсе детского кино «Киномалышок» главная награда детского жюри была присуждена фильму режиссера Александра Галибина «Сестренка». Приз за лучшую мужскую роль получил в этом фильме Арслан Крымчурин за роль Ямиля, а за лучшую роль девочки – Марта Тимофеева за роль Оксаны. В этом году детское жюри во главе с его председателем Игорем Черницким учредило новый приз «Приз детских симпатий», которым единогласно наградило фильм Евгения Бедарева «Домовой».
Были вручены также Спецпризы от информационного партнера журнала «Путёвые заметки» за лучшую режиссуру фильму «Крик тишины» Виктора Потапова, за лучшую женскую роль – Николь Плиевой, исполнившей роль Нины в фильме «Крошка», за лучшую мужскую роль Арслану Крымчурину за роль Ямиля в фильме «Сестренка».
На церемонии закрытия ведущими Сергеем Новожиловым и Ириной Шевчук были вручены призы «Госпожа удача» имени Павла Луспекаева замечательным актерам – народной артистке Грузии и России Ие Нинидзе и Заслуженному артисту России Юрию Беляеву.
Завершилась церемония закрытия праздничным концертом, который украсили своими номерами Галина Бокашевская, Елена Бирюкова, Максим Колосов, Ия Нинидзе, Николай Романов, Татьяна Абрамова, Олег Масленников-Войтов и другие артисты театра и кино.
Нынешний фестиваль во всех отношениях был необычный, о которых было рассказано выше. И поскольку все массовые мероприятия из-за известных причин были отменены, все желающие смогли посмотреть онлайн церемонию закрытия и гала-концерт гостей и участников фестиваля, который они посвятили врачам и медицинским работникам, оказавшимся на передовой борьбы с пандемией.
Итак, прощай, 29-й Открытый российский кинофестиваль «Киношок»! Впереди – юбилейный, тридцатый!
Фаина ЗИМЕНКОВА
Фото – Эрик Вигандт
Комментарии