search
main
0

Настоящий читатель

Татьяна Юрьевна ПЕРШАГИНА – заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной русско-татарской школы № 55 г. Казани. Под ее руководством с 1994 года реализуется программа деятельности классов экономико-правового профиля на базе Татарского института содействия бизнесу.

В рамках этой программы в июне 2003 года ученики приняли участие во Всероссийском студенческом форуме «Молодежь и всемирное наследие» под эгидой ЮНЕСКО. Татьяна Юрьевна разработала цикл учебно-методических пособий по анализу художественного произведения, награжденных дипломами I и II степени республиканских конкурсов авторских программ. С 1998 года Татьяна Першагина работает в классе развивающего обучения по системе Эльконина-Давыдова.

Мы перешагнули порог нового, XXI века и напряженно всматриваемся в будущее: что оно нам принесет?.. «Кризис культуры» – так, к сожалению, определяется современная стадия общественного развития. Критическое состояние гуманитарной сферы общественного сознания, преобладание материальных запросов над духовными, вопиющая культурная безграмотность общества – вот симптомы этого явления. Может ли школа что-то противопоставить этому, в состоянии ли она излечить поразившую нас болезнь? Я считаю, что да. И в первую очередь этому способствуют уроки литературы.

Как сочетать между собой все аспекты урока литературы и многочисленные межнаучные связи и вместе с тем избежать схематизма и излишней усложненности курса? Основой для решения этой проблемы может быть использование системно-комплексного подхода в изучении художественного произведения. Суть его заключается, как минимум, в двух идеях:

1. Взгляд на художественное произведение и художественный процесс как на саморазвивающуюся, целостную, эмерджентную (т.е. с избыточным содержанием) систему с богатейшими внутренними и внешними связями и четкой структурной иерархией компонентов.

2. Привлечение для исследования данной системы таких научных методов и частных методик, которые оказываются целесообразными в каждом конкретном случае.

Теория и практика системно-комплексного анализа при изучении литературного произведения в старших классах и легли в основу моей авторской программы «Литература в контексте мировой художественной культуры». Данный курс предполагает изучение литературы (русской и зарубежной) в тесной связи с другими видами искусства и с опорой на новейшие достижения литературоведческой науки. Он нацелен, во-первых, на формирование у ребят навыков художественного мышления и воображения во взаимосвязи с мышлением логическим, что призвано способствовать развитию творческих способностей в различных сферах деятельности; и во-вторых, на повышение культурного уровня учащихся, развитие эстетического вкуса и формирование высоких духовных потребностей.

Я стремлюсь помочь моим воспитанникам стать настоящими читателями, слушателями, зрителями; окружить себя атмосферой красоты; наполнить свои души гармонией. И мне кажется, что это получается. А в качестве примера позволю себе процитировать отрывок из одного сочинения.

«Где-то когда-то, в давнее-давнее время, давнее потому, что оно прошло и его больше нет, жил-был человек. Он был писатель и врач. Почему врач? А почему у меня вообще возникает такой вопрос? Интересное совпадение – очень часто основной профессией хорошего писателя является профессия врача. Может быть, это из-за того, что если врач лечит тело, то он должен знать, как лечить душу? Ведь душа гораздо более хрупкая, нежели тело, она гораздо более ранима… Наверное, этот человек знал, как лечить душу, ведь он был – Мастер. И у него была своя Маргарита, пусть ее звали не так, но ведь это совсем не важно. Он написал много чудесных, необыкновенных книг, и одной лишь этой книги – книги о Понтии Пилате, об Иешуа Га-Ноцри, о добре и зле, о жизни и смерти, о любви и ненависти – хватит для того, чтобы о нем помнили еще много лет и знали, что он – Мастер».

Мне думается, что ученик, способный так рассказать о любимом писателе и о любимой книге, сумел стать настоящим читателем и станет настоящим человеком.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте