Принятый Государственной Думой РФ и одобренный Советом Федерации Закон «О внесении изменений в законодательные акты РФ…» самым кардинальным образом изменит деятельность российской высшей школы. Сначала для тех, кто не в курсе – в России вовсю разворачивается административная реформа. Не очень успешная и не очень продуманная. Особенно в том, что касается бюджетных отраслей. Конкретно – системы образования. Еще конкретнее – высшей школы. И тут такие развороты, что просто дух захватывает от стремительности поворотов и скорости.
Как известно, на крутом повороте да при большой скорости некоторые предметы отлетают по касательной и навряд ли попадут потом на основную дорогу. К такому отлету, судя по всему, готовят высшие учебные заведения. Как говорит член комиссии «По вопросам оптимизации структуры и функций организаций, действующих в сфере здравоохранения и социального развития, экологии, культуры, образования и науки» (эта комиссия работает в составе Правительственной комиссии по проведению административной реформы), ректор государственной Академии социальных инноваций Сергей Кондратьев, что, вероятно, на федеральном уровне пока останутся 300 с небольшим государственных вузов. Это «пока» весьма многозначительно, ведь за этим шагом последуют следующие, которые тем или иным образом скажутся на судьбе высших учебных заведений. Как говорит Николай Булаев, председатель думского Комитета по образованию и науке, может быть, в Правительстве РФ уже и составлен список вузов с распределением по уровням, но законодателям об этом пока никто ничего не сообщал. И все-таки есть моменты, хорошо известные законодателям, которые касаются как раз вузов.
Центр – отдельно, регионы – отдельно
Долгие годы власти твердили о том, что регионам нужно открывать собственные вузы, работающие на удовлетворение их нужд в специалистах высшей квалификации. Дело в том, что в начале перестройки и в рыночные времена федеральные вузы стали самостоятельными и выживали за счет тех специальностей, которые пользовались высоким спросом у населения. Вот откуда у нас появилось немереное количество юристов, экономистов, менеджеров. Недавно ставшие классическими университетами былые педагогические вузы выбрасывали из своих учебных планов педагогическую практику и не хотели работать на образование, здравоохранение и культуру. Они могли это сделать, но исключительно за деньги, коих у регионов было не так уж и много. Регионы самостоятельно решали эту проблему. Оказалось, что им проще создавать свои вузы, давать им здания (или даже строить их), собирать крепкие профессорско-преподавательские коллективы, платить им более высокую зарплату, чем могли платить в федеральных вузах, а студентам давать повышенную стипендию и систему социальных льгот. За регионами пошли по тому же пути и муниципалитеты крупных городов. Можно говорить о том, как этим вузам давали лицензии, как их аттестовывали и аккредитовывали, но весь этот путь они прошли. Сегодня в России полтора десятка муниципальных и около 50 региональных вузов. Среди них такие крепкие, как, скажем, Московский городской педагогический университет, находящийся в рейтинге российских педвузов на третьем месте, Московский психолого-педагогический университет, не имеющий в стране аналогов по подготовке будущих педагогов и психологов. Да, у этих вузов нет аналогов, а в новом законе нет для них правового поля. Ведь у регионов и муниципалитетов теперь нет права создавать такие высшие учебные заведения.
Поправки в закон обсуждали в основном ректоры федеральных вузов, у них свои заботы, им не было дела до региональных и муниципальных собратьев. Вот и получилось, что права этих вузов никто не отстаивал. До 2007 года ничего в их судьбе, возможно, и не изменится. А вот после 2007 года муниципальным предложат стать региональными, а потом вместе с другими региональными высшими учебными заведениями перейти в федеральное подчинение. Но не просто так.
Федеральный центр передает полномочия регионам вместе с частью налогов, чтобы те могли с этими полномочиями справляться. Если кто-то наивный думает, что обратный перевод, в частности передача региональных вузов на федеральный уровень, обойдется без передачи части налогооблагаемой базы регионов центру, тот сильно ошибается. Вузы будут принимать только с финансированием и недвижимостью, которая перейдет в собственность Федерации. Если этого не дадут, то вузы федеральному уровню не понадобятся, у него федеральных вузов столько, что впору закрывать лишние. Так что, Москва должна будет закрыть свои пять педагогических вузов или отдать новехонькие здания чужому дяде, который не построил для них ничего? Во всяком случае, сегодня столица уже «морозит» стройки и всерьез размышляет, стоит ли ей открывать новый педвуз, который по замыслу должен готовить кадры для начального и среднего профессионального образования. Нужны такие кадры? Нужны, об этом чуть не на каждом совещании говорят управленцы и работодатели. Так вот кадры нужны, а вузы, получается, не понадобятся.
Председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке Николая Булаева такая ситуация пока не очень волнует, у него голова больше болит за передачу учреждений НПО и СПО на региональный уровень. Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, сведущий больше в науке, чем в образовании, с проблемами региональных и муниципальных вузов пока еще не разобрался. Но и руководителю думского комитета, и министру придется в ближайшее время заниматься этими проблемами, потому что они связаны с важными государственными интересами.
Кто «даст дуба»?
Казалось бы, федеральный центр более всего должен быть заинтересован в том, чтобы регионы помогали его подведомственным учебным заведениям. Регионы помогают, например, Санкт-Петербург, город науки и высшего образования, имеет договора с вузами на предмет оказания ими научно-технической и интеллектуальной помощи экономике и городскому хозяйству. Городу это выгодно, вузам – тоже, потому что власти сдают в аренду учебным заведениям обширные площади по символической, ну просто копеечной цене. Не отстает от Петербурга и Москва – по договорам правительство Москвы передает вузам ежегодно 560 миллионов рублей на оплату коммунальных услуг и прочие хозяйственные нужды, а арендная плата установлена для вузов в размере один рубль за квадратный метр в год. Теперь по новому закону регионам запрещено оказывать такую помощь тем учебным заведениям, которые относятся к иному уровню власти. То есть Валентина Матвиенко может и хочет оказывать помощь федеральным вузам, но не имеет на то никакого законного права. Четыре программы, которые были запланированы в городе на Неве, уже почти заморожены в ожидании лучших времен. Можно не сомневаться, что без такой помощи федеральные вузы и в Москве, и в Питере, и в других крупных российских городах могут и не выжить. Представьте, как обидно, в худшие времена выжили, а сейчас, когда нефти полно, да по такой высокой цене, могут, как говорится, «дать дуба».
Отдай избушку государству
В тяжелые времена вузы выжили. Как только стали дела налаживаться, они задумались о развитии. Развитие заключалось в том, что высшие учебные заведения принялись находить инвесторов или мобилизовывать собственные средства для строительства новых учебных и научных корпусов, расширять за счет новых площадей объем научных исследований, наращивать количество обучающихся. Постоянно возникал вопрос о том, кому будут принадлежать эти здания – государству или автономному вузу. Новый закон ответил на этот вопрос: вузу теперь не принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, продукты интеллектуального и творческого труда, ставшие результатом деятельности вуза. Не вправе вуз теперь распоряжаться доходами от собственной деятельности и приобретенными на эти доходы объектами собственности. К разграничению полномочий этот пункт никакого отношения не имеет. Он имеет отношение к другому: теперь чиновники, которые выступают от имени государства, смогут отобрать у вуза все, чем тот располагает. Ну какой же инвестор будет теперь вкладывать свои деньги в укрепление материальной базы вуза, какой вуз станет вкладывать заработанные средства в развитие, да он предпочтет проесть все деньги. Это будет уже не государственный интерес, а тысячи частных, на которые он распадется. Интересно, какой умный экономист и зачем все это придумал?!
Все решит аккредитация
На одном из заседаний совета Ассоциации негосударственных вузов нынешний помощник председателя Правительства РФ Владимир Филиппов пообещал, что вскоре не будет государственных и негосударственных, будут только аккредитованные и неаккредитованные вузы, а средства из бюджета будут получать только те, кому государство отдаст свой заказ на подготовку высококвалифицированных специалистов. Пока в жизни негосударственных вузов появилось, пожалуй, только одно существенное новшество – они теперь не могут создаваться в заявительном порядке. Лицензию на образовательную деятельность они станут получать исключительно по правилам, установленным соответствующими российскими законами. В частности, иметь соответствующие помещения. Учитывая нынешние цены, навряд ли какой-то вуз справится с приобретением приличного помещения. Если не найдет, конечно, супербогатых студентов, которые оплатят все. Строчки о содействии в функционировании негосударственным вузам теперь в законе нет, из чего можно сделать вывод, что негосударственным вузам будут чинить препятствия при проверках и аттестациях. Что же касается госзаказа, то даже самые лучшие негосударственные вузы такого заказа пока еще не получали. Не потому, что не имеют на то права, а потому, видимо, что с госзаказом должны идти и деньги, а отдавать их в частный карман, даже очень хороший и работающий на интересы страны, наше государство еще не решается.
Без разбора в единую кучу
Разговоры о том, что все вузы страны соберут под одну министерскую крышу, шли уже давно. На отчетной коллегии бывшего Минздрава РФ грядущее событие обсуждали ректоры медвузов и высказывали опасение, что система высшего медобразования может погибнуть. Дело в том, что по информации ректоров, брать на федеральный уровень планировали только те вузы, у которых есть свои клиники, а те, что работают на базе больниц, не брать, поскольку для госкармана хлопотно составлять договоры да и накладно платить за практику студентов медучреждениям, которые не захотят пускать к себе тех, кто напрямую не относится к Минздраву. Предыдущего министра образования РФ Владимира Филиппова журналисты терзали на пресс-конференциях: правда все это или нет. Филиппов отвечал, что все это слухи, не будет такого, потому что для министерства это большая обуза, потому что и в самом деле неясно, что делать с учебными и научными базами ведомственных вузов – клиниками, депо или учебными театрами.
Я спрашивала руководителя Федерального агентства по образованию Григория Балыхина, как решается вопрос с вузами, он сказал, что агентство отправило отрицательный отзыв на подобный проект. Наконец, нынешний министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко на мой вопрос, что планируется сделать с ведомственными вузами и соберут ли их под одну министерскую крышу, сказал буквально следующее: решение пока не принято, но над разработкой этой проблемы работает комиссия под руководством Александра Шохина и Владимира Мау.
Удивительно, до чего просто решение серьезных дел, связанных с жизнью и смертью высшей школы (да порой и школы вообще!), поручают людям, которые, мягко говоря, в образовательном сообществе особого авторитета не имеют. Ну почему это решают не ректоры, не уважаемые педагоги и ученые, а чиновники?! Потому и решения, наверное, принимаются такие, что через коленку ломаются не только судьбы, но и целые учебные заведения.
Комментарии