Это удивительный мальчик Даниил Шипунов, и он мечтает стать артистом и выступать на большой сцене. Мы, взрослые, надеемся, его мечта сбудется, мы делаем для этого все.
С рождения и до поступления в школу Даниил большую часть времени находился в семье, на домашнем образовании, так как, со слов родителей, был ослабленным и много болел. Изредка посещал в детском саду группу кратковременного пребывания.
1 сентября 2014 года мальчик переступил порог колледжа малого бизнеса №4 и окунулся в мир, где всех встречают приветливой улыбкой и рады каждому ребенку.
Нужно отметить, что в школу он пришел с определенным багажом знаний. Даня умел писать буквы, читать по слогам, считать в пределах 10. Но особые образовательные потребности ребенка с синдромом Дауна, имеющего нарушение развития интеллектуальной деятельности, трудности поведенческого характера, социальной коммуникации, не давали возможности Даниилу сформировать учебное поведение. Он был настолько гиперактивным, каким остается и сейчас, что вся педагогическая команда говорила о сложностях в освоении программы. Однако особая организация урочной и внеурочной работы, основанная на использовании практической деятельности и проведении специальных коррекционных занятий, поддержка родителей дали определенные результаты.
Все силы педагогического коллектива, а это учителя и специалисты службы психолого-педагогического и социального сопровождения, семьи были направлены на поиск такого вида деятельности, который помог бы ему улучшить учебную мотивации и познавательную самостоятельность. Родители мальчика обратились с просьбой организовать их ребенку индивидуальные занятия по музыке.
У меня, учителя музыки и ритмики, не было и мысли о достижении каких-то больших целей. Но в том, что музыкальные занятия помогают детям с различными нарушениями раскрывать музыкальные способности, влияют на физиологическое развитие ребенка, в частности способности правильно дышать, говорить, петь, развивать мелкую моторику, музыкально-ритмические способности, у меня не было сомнения.
При работе с детьми, имеющими ментальные нарушения, я всегда придерживаюсь следующих правил:
1) маленький успех – большая победа;
2) особенный ребенок – медленный путь к победе (поиск нестандартных решений);
3) только командная работа совместно с семьей приведет к успеху;
4) консультирование семьи по созданию музыкальной атмосферы дома (подбор литературы, просьба прослушивать музыкальные произведения, чтение книг о композиторах и людях, достигших музыкального успеха, просмотр видео о детях-музыкантах), ежедневные занятия музыкой (в школе и дома);
5) использование позитивных средств стимуляции деятельности и поведения (похвала за хорошее занятие);
6) тренировка навыков исполнения музыкальных произведений для зрителей.
Вспоминаю наше первое занятие… Учитывая особенности ребенка, его гиперактивность (всегда находится в движении), нежелание принимать правила занятия и следовать инструкции взрослого, природные особенности (маленькая рука и короткие пальцы), я наметила план занятия, в который входили разные виды деятельности: знакомство с различными музыкальными инструментами; игра на ударных инструментах, фортепиано; работа с нотной азбукой и дидактическим материалом. К моему удивлению, первое занятие с Даней прошло очень продуктивно, но наибольший интерес вызвал один инструмент – фортепиано. Поразило то, что при работе с инструментом он никуда не вскакивал, слушал внимательно и выполнял мои задания. Мы увлеклись, и результатом занятия стал объем материала, который был рассчитан на занятия в течение месяца. Удивительно, что с первого занятия мальчик научился играть музыкальное произведение: упражнение «Вальс собачек» из сборника А.Артоболевской «Первая встреча с музыкой». Это был предел восторга Дани и мой!
Начались рабочие будни: два раза в неделю занятия с учителем и каждый день дома с мамой. Каждое занятие все больше и больше раскрывало музыкальные способности ребенка – замечательную память, слух и чувство ритма, благодаря чему мы могли за одно занятие (40 минут) выучить наизусть две-три мелодии из сборника А.Николаева «Школа игры на фортепиано». Но самое главное для нас – это чувство успеха и счастья у Даниила. Он с удовольствием садится за инструмент и демонстрирует свои достижения игры на фортепиано. Об успехах Дани Шипунова известно не только в нашем школьном корпусе, но и в колледже.
Большую роль в успехах мальчика сыграла его семья. Обучая Даню, я все ближе знакомилась с ней и понимала, как важно родителям найти Даниилу нужное и полезное дело, которое не только принесет пользу его развитию, но и поможет социализироваться в обществе. Вместе мы создавали условия для обучения ребенка игре на фортепиано в домашних условиях.
Были выработаны схема занятия и правила, главным из которых стало: не играть механически от начала и до конца музыкальное произведение с ошибками, а работать над трудным и новым фрагментом; а затем играть без ошибок и повторов все музыкальное произведение не менее двух раз подряд.
Занятия с Даней доставляют мне большое удовольствие, я наблюдаю за его движением вперед, за тем, как он постигает азы игры на инструменте, познает музыкальную грамоту. Конечно, у меня есть маленькие профессиональные секреты для работы с детьми, имеющими нарушения в развитии. Для того чтобы Даниилу было легче осмыслить музыкальную грамоту, я перевожу ее на работу с дидактическим материалом, при разборе музыкальных произведений не только исполняю, но и пою (сольфеджирую мелодию или как вокализ пою на слог), при работе с новым произведением мы разбираем все – от темпа и построения мелодического рисунка до образов, которые рисует нам музыка.
Даниил – желанный артист на всех школьных концертах, с большим удовольствием играет для своих одноклассников на переменах. В его репертуар входит уже более 20 крупных произведений.
Первой большой наградой для ребенка стала и оценка профессионального жюри конкурса «Семицветик», который проводится для творческих детей с ограниченными возможностями здоровья. Он получил диплом лауреата II степени.
С 2017 года Даниил принял участие во многих музыкальных и творческих московских и международных конкурсах, организованных для здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. О Данииле заговорил наш город, и не только….
Нужно отметить, что на многих конкурсах и фестивалях, организованных для здоровых детей, он был единственным участником с нарушениями в развитии интеллектуальной деятельности, а критерии оценки были одинаковыми для всех участников.
Даниил дважды был участником музыкального арт-фестиваля в Южной Корее, также дважды был участником джазового фестиваля в Нидерландах United by music, где достойно представлял Россию и заслужил похвалу и одобрение профессионалов и простых любителей музыки.
Я радуюсь его успехам и очень горжусь своим учеником! Мы вместе продолжаем шагать к новым победам!
Елена МОРОЗОВА, учитель музыки колледжа малого бизнеса №4
Комментарии