Евгений ДЕНИСОВ, учитель физической культуры школы №1007: – Сейчас создается множество благоприятных условий для того, чтобы молодые специалисты шли в общеобразовательные учреждения. Не могу говорить за весь Западный округ, но в районах Солнцево и Переделкино сейчас настоящий бум: в школы приходят не только выпускники педагогических вузов, но и кандидаты в мастера спорта, мастера спорта, которые подкованы как в теории, так и в практике. Не исключаю, что эта грамотная кадровая политика и обеспечивает растущие спортивные результаты ЗАО на городском уровне.
Сегодня все пришли к выводу, что школе необходимы два спортивных зала, а также пришкольная спортивная площадка. Отрадно, что все новые школы этим обеспечены, но надо вспомнить и о старых школах, где один спортзал: когда наступают холода и ты не можешь вывести детей на улицу, в таком зале ютятся по два класса. Естественно, что в таком дефиците учебно-тренировочного пространства становится тяжело, а подчас и невозможно обучить детей определенным программам и навыкам, отсюда и одиннадцатые классы, которые не могут выполнить контрольные нормативы своего возраста, отсюда и повышенная травмированность занимающихся. Очень нужна какая-то целевая программа, которая после проведения диагностики школы на предмет нужности второго спортивного зала могла бы обеспечить его строительство. В частности, в нашем районе из 12 школ всего 3 школы-новостройки с двумя спортивными залами. Но самое главное – необходимо так усовершенствовать медицинскую службу школы, чтобы медик оставался в школе до конца работы всех спортивных секций. Тем более в школах полного дня.
С каждым годом календарь школьных соревнований спартакиады увеличивается. Это уже не те три вида – баскетбол, волейбол, футбол, что были в 90-е годы, сюда включены и различные виды боевого искусства, и такие редкие виды, как флорбол и гандбол, и такие экзотические, как аэробика, акробатический рок-н-ролл. Соревновательная деятельность хорошо структурирована: на районном уровне ею руководят методисты по физической культуре, на окружном – это детские оздоровительные и образовательные центры, на городском – Центр организационно-методического обеспечения физического воспитания при Департаменте образования.
В области создания пришкольных и дворовых площадок совершен поистине рывок, с началом работы спортивных отделов в муниципалитетах с помощью окружных управлений образования и Управления по физической культуре и спорту было очень много таких площадок реконструировано и построено. Можно смело сказать, что нет острой потребности в появлении новых площадок. У муниципалитетов появляется свой календарь спортивных мероприятий на год, спортивным соревнованиям в этом календаре отводится приоритетное место. Это обеспечивает занятость подростков разного возраста в оздоровительно-развивающей деятельности района. Чтобы убедиться в том, что пропаганда спортивных отделов муниципалитетов работает, можно посмотреть на участников спортивных мероприятий и невооруженным взглядом увидеть, что их количество растет от соревнования к соревнованию, что доказывает: лучшая альтернатива зловредным привычкам – спорт. Кроме того, эти мероприятия имеют широкий спектр охвата: проводятся соревнования и между семьями, и между ветеранами, работа с населением ведется не только «сверху», но и «снизу» – постоянно приходят инициативные люди, предлагают свои идеи. После рассмотрения актуальности этих идей в календарный план вносятся поправки и включается, например, еще одно соревнование по тому или иному виду спорта. Если соревнование продуктивно в образовательно-спортивном или воспитательном плане, то оно становится ежегодным.
Сейчас в школах начинается эксперимент по внедрению в соревновательный процесс школьных лиг по разным видам спорта. Теперь не приходится ждать соревнований круглый год и, вдруг проиграв один матч, ждать следующего матча до следующего года. Теперь можно будет играть целый год, появляется право на ошибку. Очень интересно будет проследить за этим новшеством, так как у многих школ есть профилирующие виды спорта, и для них этот эксперимент будет большим подспорьем.
Есть идея создания клубов при образовательных учреждениях – это самоуправление в школе, в том числе в создании школьного спортивного комитета. Уже есть первые ласточки с положительными отзывами, то есть появляется возможность принятия решения детьми, что прививает им чувство ответственности, так как они отвечают перед школой и директором за результаты, дисциплину и качество обучения. Старшеклассники проводят утреннюю гимнастику у младших учеников, внедряется ученическое наставничество, ребята следят за инвентарем. На совете спортивного комитета учащиеся рассматривают различные вопросы, касающиеся спортивно-тренировочной деятельности. Можно утверждать, что сегодня наметилась тенденция желания подростков заниматься спортом. При этом, как ни странно, в школах много детей со специальной и подготовительной группами здоровья. Это происходит, как мне кажется, из-за недостатка часов, выделяемых на физическую культуру. В школах просто необходим третий урок физкультуры, а также профилизация уроков физкультуры, где можно будет делить ребят не на классы, а на группы по различным видам спорта. Если кому-то не нравится ни один вид спорта, то можно было бы определить его в группы ОФП и ЛФК. Конечно, нужно прививать детям любовь к спорту с малых лет, рекомендуя педагогам дополнительного образования создавать секции начиная с начальной школы.
Проблема есть также в малой освещенности спортивных мероприятий, которые проходят как в округе, так и в городе. У нас есть свое телевидение, которое освещает только то, что произошло, то есть постфактум. А нам необходим заблаговременный анонс происходящих событий, чтобы молодежь знала, куда и когда пойти. К этому нужно подключать также газеты, размещать информацию на информационно-рекламных щитах, делать все, чтобы было как можно больше информации о спорте в разных сферах жизни. То есть спорт нуждается в рекламе. Человек должен знать, где и как он может активно отдохнуть.
Поступательная спортивная активность нашего Западного округа на городском уровне, на мой взгляд, обеспечивается нашими новыми идеями, принципиальными позициями и надеждами.
В нашей жизни сейчас сумасшедший ритм. Вчера я еще не знал, как пишется слово «учитель», сегодня я уже один из них. Профессиональную стезю учителя можно сравнить с маршрутом альпиниста: каждый, кто хоть раз поднимался в горы, помнит ощущение бесконечного пути – кажется, вот она, желанная вершина, за этим нависающим выступом, но делаешь рывок из последних сил и оказываешься на очередном уступе. А вершина манит, зовет. Заставляет сделать еще один шаг, потом второй, третий. Так и в жизни педагога: проходит один учебный год, наступает следующий, становится ясно: ты поднялся всего лишь на новую ступеньку бесконечной лестницы, потому что настоящему учителю, нашедшему себя, свое призвание в этой профессии, всегда есть чему учиться и к чему стремиться.
Комментарии