Сентябрьские тезисы (2020-2021 учебный год)
Начался новый, наверное, самый необычный учебный год. Невольно задумываешься над тем, что из произошедшего в системе образования в четвертой четверти прошлого учебного года и прошедшего лета будет определять его особенности. Попробую тезисно ответить на этот вопрос, не затрагивая темы ЕГЭ, ВПР, ФГОС и пр.
1. Незаметно для себя мы перешли к жизни общества, где наша деятельность последовательно или параллельно, но проходит в смешанной (конвергентной) реальной и виртуальной действительностях. Стремительное развитие технологий и случившаяся пандемия сформировали новую «нормальность» нашей жизни, в основе которой лежат Интернет и большие данные. Конвергентная реальность на наших глазах открывает новые возможности деятельности человека, создавая технологии Четвертой промышленной революции. Естественно, возникла и новая многомерная среда развития образования. Виртуальное и реальное пространство взаимодополняют и обогащают друг друга. Эта среда естественна, понятна и привлекательна для молодежи (и не только молодежи), мотивирует к разнообразной деятельности, инновациям и взаимодействию. Она, естественно, требует иной организации образовательного процесса, отражающего особенности сетевой среды обитания человека.
2. Переход в «цифру» – не краткосрочный тренд, а новая реальность нашей жизни и образования. Будущее уже позади тех, кто его пропустил. Сегодня школьники зачастую имеют более продвинутые устройства, чем школы и учителя. Наличие смартфона в кармане обеспечивает им свободный доступ к Сети (минуя прокси-сервера), активное использование ее ресурсов, общение в социальных сетях, поиск, создание, обмен и хранение информации, решение разнообразных (в том числе и учебных) проблем.
Сегодняшний первоклассник приходит в школу с уже сформированной цифровой грамотностью.
В этих условиях дальнейшая информатизация образования без его кардинального обновления – содержания образования, форм и методов, технологий, ценностей и целей – не имеет экономического, социального, культурного и педагогического значения.
Требуют пересмотра и принципы образовательной политики.
3. Очное образование сегодня не только (не столько?) физическое присутствие в классе, сколько сочетание образовательного взаимодействия в разных средах: реальной (класс, дом, библиотека и пр.) и виртуальных (ZOOM, WhatsApp, Телеграм и пр.) при выполнении сложных нестандартных заданий, имеющих личностную, командную и социальную значимость.
4. Попытки видеотрансляций уроков показали, что поколение Интернета не загнать в телевизор. Происходит быстрый переход на современные, в том числе цифровые, образовательные технологии, замещающие традиционные. Пассивное усвоение знаний постепенно, но необратимо замещается активной образовательной деятельностью, нацеленной на новые образовательные результаты.
5. Доступность широчайшего и постоянно увеличивающегося выбора образовательных программ самого разнообразного содержания и стоимости (в том числе бесплатных) кардинально меняет образовательный «ландшафт». Открылись возможности обучения по серьезным программам за небольшую стоимость или бесплатно, удовлетворяющие любой образовательный запрос. Как следствие, наблюдается стремительный рост конкуренции на рынке образовательных услуг.
6. Образовательное неравенство сегодня определяется прежде всего доступом к широкополосному Интернету и наличием персонального цифрового устройства (проблем доступа к Сети не будет в ближайшее время, компьютеры тоже дешевеют).
7. Автоматизация рутинных процессов, как учителей, так и обучающихся, освобождает время для творчества, проектов, разнообразной деятельности, общения, самообразования и пр.
8. Школа перестала быть единственным социальным институтом, где дети получают системные знания. Их можно бесплатно найти в Интернете (прогуглить) и усвоить вне школы.
9. Информатизация традиционной школы, которую мы наблюдали и наблюдаем сейчас (усвоение и воспроизводство знания, решение стандартных задач), снижает умственную активность обучающихся (скачивание правильных ответов, рефератов, проектов и пр.). Как результат снижается роль школы и в интеллектуальном развитии молодого поколения, девальвируется система нравственных ценностей. Информатизация в традиционной школе негативно влияет и на воспитание и социализацию обучающихся, уровень их социального взаимодействия и социальной активности. Наблюдается дисбаланс между яркой, динамичной, интересной жизнью, которой живут дети за пределами школы в социальных сетях, реализуя потребность в коммуникации, разнообразной деятельности, и жизнью школы, лишенной личных для обучающегося смыслов.
10. В системе образования накоплена критическая масса изменений, которая пока не влияет как на качество образовательного процесса, так и на его результаты. Реальная цифровизация образования влечет за собой качественные изменения содержания образования, форм и методов обучения и воспитания, образовательных технологий, культуры педагогического труда, всей школьной жизни.
11. Оцифровка традиционного классно-урочного образования – не выход. Цифровой образовательный процесс – это прежде всего коммуникация, разнообразная деятельность в широком взаимодействии всех участников образовательных отношений.
Прагматизм и практикоориентированность – кредо образования в цифровую эпоху. Не «изучить», а «сделать». Занятия посвящены не теории, а деятельности.
12. Без конкуренции сегмент онлайн-образования ждут стагнация и деградация. Регуляторы (Минобрнауки и Минпросвещения России) должны лишь создавать условия развития рынка Edtech по установленным критериям. Миссия образования сегодня – всестороннее личностное развитие, подготовка каждого человека к успешной жизни и деятельности (профессиональной, социальной, культурной и пр.) в высокотехнологичной социокультурной среде в условиях нарастающей сложности, непрерывных изменений и неопределенности, появления новых видов человеческой деятельности.
13. Происходит трансформация понимания образования как общественно значимого блага (то есть того, что общество считает обязательным и необходимым для всех его членов) в личностно значимое благо для каждого человека. Без принятия этого и внесения соответствующей поправки в Закон «Об образовании в Российской Федерации», равно как и нового определения образовательных отношений, цифровая трансформация системы образования не может быть эффективной.
14. Образовательная деятельность направлена на совместное решение нестандартных задач, реализацию проектов и исследований в командах (в том числе распределенных), где каждый выполняет свою роль. Эта деятельность носит значимый характер для всех участников.
В такой образовательной ситуации учитель не транслятор знания, а организатор деятельности по решению нестандартных задач, формированию культуры деятельности. Акцент делается на формировании и развитии личности обучающегося, его мышления, социализацию в цифровой образовательной среде в процессе активного учебного взаимодействия и совместной деятельности по созданию нового знания.
15. Новый авторитет и социальный статус учителя как профессионала определяется способностью и желанием готовить молодежь к активному участию в различных направлениях жизни и деятельности общества, в качестве самостоятельной, творческой, социально активной, граждански зрелой личности, гибкой и адаптивной по отношению к изменениям внешнего мира.
16. Вопрос: что будет со школой? Мышление, интеллект, личность человека, компетенции создания нового знания не возникают сами по себе. Это невозможно без педагога, вне коллектива, где каждый имеет возможность продемонстрировать свои способности, презентовать результаты деятельности, получить оценку своего труда и значимости созданного знания.
Формирование мотивации и способности к самостоятельному творческому мышлению, созданию новой информации – важнейшая педагогическая задача в условиях информационного общества.
17. Конвергентное образовательное пространство представляет собой единство трех фундаментальных понятий образования:
– конвергентное содержание образования, носящее меж- и трансдисциплинарный характер в отличие от традиционной предметности;
– конвергентная модель организации образовательного процесса: сочетание очного, очно-заочного и заочного обучения;
– конвергентная среда (условия) реализации образовательного процесса.
Кроме того, говоря об изменениях в упомянутых ценностных и смысловых установках в конвергентной среде, существенно трансформируется деятельность всех участников социально-педагогических отношений – управленцев, педагогов, обучающихся и семей в их тесном взаимодействии.
Таким образом, деятельность всех участников образовательных отношений организуется в смешанной (конвергентной) реальности, основанной на принципах:
– целостности, системности и преемственности содержания образования, форм, технологий и методов обучения;
– наличия многочисленных и разнообразных реальных и виртуальных объектов, инструментов взаимодействия и коммуникации;
– возможности осуществления различной предметной, междисциплинарной и трансдисциплинарной деятельности;
– многообразия инструментов педагогического взаимодействия – командной и индивидуальной деятельности, разновозрастных групп, интеграции общего и дополнительного образования и пр.;
– многообразия алгоритмов активных форм образования.
18. Образовательный процесс в конвергентной образовательной среде помогает преодолевать проблемы традиционной школы, формирующей пассивных потребителей информации, не оставляющей им пространства самоорганизации, саморефлексии и самоактуализации, творчества и креативности, решения значимых социальных проблем в разнообразном взаимодействии с другими людьми.
Таким образом, эта конвергентная социокультурная образовательная среда жизни и деятельности обучающихся в разнообразном взаимодействии со сверстниками и взрослыми направлена на их всестороннее личностное развитие и обеспечивает готовность к успешной социализации на протяжении жизни.
19. И последнее. Сегодня мы много говорим о воспитании детей и молодежи. Процесс формирования личности в условиях цифрового общества происходит в иных условиях, чем это было 10 и более лет назад. Особое внимание должно уделяться вопросам системы ценностей и этики сетевого общества, исследованиям динамики их изменений.
Согласны ли вы с тезисами Александра Кондакова или готовы с ними поспорить? Направляйте ваши мнения на ug@ug.ru.
Александр КОНДАКОВ, генеральный директор компании «Мобильное Электронное Образование», доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО
Комментарии