Как их видят лучшие педагогические коллективы московских дошкольных образовательных учреждений
Дошкольник – не эстафета для передачи от семьи к педагогам
Педагогический коллектив детского сада комбинированного вида №1362 убежден, что это положение Концепции дошкольного воспитания справедливо и может стать руководством к действию, так как для работы каждого ДОУ и в самом деле важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. А тенденция, направленная на укрепление семьи, и в самом деле минимизирует воспитание в пользу семейного.
Сегодня основным результатом успешности деятельности детского сада часто становится выпуск детей и их поступление в школу. Но на самом деле это не существенное и не единственное доказательство результативности образовательного процесса.
В современной образовательной ситуации ориентиром для определения результата становится критерий перехода ОУ от развивающегося к развивающему учреждению. При этом эффекты развития должны быть присущи всем субъектам дошкольного образования – детям, родителям, педагогам.
В столице есть несколько программ («Московская семья – компетентные родители», «Столичное образование-4»), а также результаты работы городской экспериментальной площадки «Разработка инновационных образовательных программ как средство моделирования условий становления субъектной позиции ребенка дошкольного возраста». Всеми этими материалами пользуются педагоги ДОУ №1362 вот уже третий год, но только сегодня у них возникла идея создания на базе детского сада для работы с родителями «Семейного центра».
Структура «Семейного центра», как считают педагоги, должна включать клуб семейных традиций, спортивный семейный клуб, клуб высоких достижений и консультативный пункт.
Для чего нужен такой центр? Прежде всего для того, чтобы в клубе семейных традиций успешно формировать детско-взрослую общность, изучать лучший опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди широкого круга родителей, использовать в работе положительные методы семейного воспитания, проводить игровые семейные конкурсы, праздники, ярмарки семейных поделок, читательские конференции, выставки семейных рисунков и фотографии из семейных коллекций.
По большому счету спортивный семейный клуб необходим для формирования и пропаганды здорового образа жизни, для развития детско-взрослой общности, и тут, как говорится, все формы хороши: и спортивный досуг, эстафеты, соревнования, и разучивание подвижных игр.
Консультативный пункт, по замыслу авторов проекта, должен оказывать родителям всестороннюю помощь по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка-дошкольника, проводить комплексную профилактику различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей. При этом формы работы могут быть, конечно, разными. Например, пункт может проводить индивидуальные консультации, приглашать родителей на лекции специалистов центра, устраивать собеседования родителей с приглашенными специалистами.
А вот клуб высоких достижений, который можно было бы еще назвать и клубом успеха или успешных, должен сосредоточиться в своей деятельности на развитии субъектной позиции ребенка, его способностей к самореализации, саморазвитию и активному взаимодействию с миром, используя игровую, продуктивную, исследовательскую и проектную деятельность.
Педагоги детского сала комбинированного типа №1362 убеждены, что основное в их деятельности – делать акцент на потребностях родителей, способностях ребенка и возможностях детского дошкольного учреждения. Поэтому они убеждены: «Семейный центр», который они хотят создать, имеет большие перспективы.
В основе всего – игра
Все детские сады различаются по философии выстраивания работы с детьми. Поэтому они и такие разные, поэтому столь нестандартны формы и методы их деятельности. Это понятно, так как в каждом ДОУ работают педагоги с разными идеями, позициями, взглядами на воспитательный процесс. Например, детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением художественно-эстетического развития воспитанников №2044 использует в своей деятельности программу «Воспитание и обучение детей в детском саду» под редакцией М.Васильевой, но не ограничивается ею. Для полноценного художественно-эстетического развития педагоги ДОУ используют парциальные программы Т.Копцевой «Природа и художник» и А.Бурениной «Музыкальная мозаика».
Понятно, ни одна программа не может быть реализована полностью без выстраивания особой атмосферы взаимодействия педагогов, детей и их родителей. Выстроить такую атмосферу педагоги ДОУ пробуют с помощью широкой демократизации и родительской общественности, детского коллектива и личности педагога.
Ведущая роль в становлении личности ребенка, в формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. С этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства. Поэтому педагоги детского сада решили заняться восстановлением традиций семейного воспитания и вовлечь семьи в воспитательный процесс.
Сегодня в ДОУ уже стали традиционными информационно-консультативная помощь родителям в решении проблем развития, обучения и воспитания ребенка; участие родителей в педагогических советах, просмотрах открытых занятий; анкетирование родителей для выявления эффективности воспитательно-образовательного процесса детей по физическому, художественно-речевому, эстетическому, экологическому воспитанию детей в семье; привлечение родителей к участию в днях открытых дверей, неделе открытых просмотров, в неделе игры; разработке рекомендаций по коррекции семейных отношений и взаимоотношений по межличностному общению в системе родители – дети.
Педагоги хорошо понимают, что должны помогать родителям в выборе успешного, осознанного реагирования на поведение ребенка. Особенно эффективным средством контакта с ребенком становится язык игры, выразительных движений, язык обмена чувствами и язык адекватного предъявления социальных требований. Поэтому они делают шаг навстречу семье, стремясь повышать родительскую компетентность по мере взросления ребенка и перехода его от раннего возраста к дошкольному.
В детском саду уже сейчас работает адаптационная группа детей раннего возраста, в которой дети и родители вместе играют, проводят спортивный досуг, устраивают театральные представления, занимаются изобразительной деятельностью. Традицией детского сада стало участие мам и пап в различных конкурсах, выставках, спортивных праздниках. Педагоги используют в работе забытые традиционные народные сказки, в которых действующими лицами становятся как дети, так и родители, ведь не зря говорят, что родителям столько лет, сколько их детям. Тут уже отработана схема-образец, с помощью которой можно выстроить самостоятельную творческую работу и воспитателей ДОУ, и родителей. Это такие шаги, как: определение названия сказки, вырабатывание нравственного урока, воспитание добрых чувств, проведение речевой зарядки, развитие мышления и воображения.
Сегодня педагоги ДОУ №2044 намерены открыть для родителей консультативный психолого-педагогический пункт, это поможет привлечь родителей к еще более плодотворной и эффективной совместной деятельности с их детьми.
Комментарии