За четверть века школьный альманах «Пьеро», основанный в 1991 году, прошел длинный путь освоения «полиграфической» техники: от рукописного к печатной машинке «Эрика» и наконец к современным программам компьютерной верстки. Девизом альманаха стала одна из когда-то опубликованных в нем стихотворных строчек: «Настигнут радостью творить». Ежегодно около ста страниц альманаха наполняются исключительно авторскими работами учащихся: эссе, рассказами, стихами, рецензиями, переводами, рисунками и фотографиями. С годами вокруг «Пьеро» выросли новые издания и даже литературный клуб.
На первых заседаниях «Пьеро» мы слушали Александра Вертинского. Иллюстрировали тексты, собирали шедевры, созданные под руководством Нелли Петровны Сарухановой. Это была первая команда, выпустившая первого «Пьеро». А после с каждой новой командой все начиналось сначала, рождались свои традиции.Вторая команда училась писать лимерики, хокку, танка, двустишия и газели. Помогала учительница музыки Светлана Александровна Жорова. Было весело! Задумывался выпуск «Храни свой дом». К юбилею директора был создан «Деньрожденный рэп»: «Поет веселый класс! У нас директор – класс!» Между тем в школу начинали проникать компьютеры, и нам стала помогать Вера Ивановна Плешанова…Работа в «Пьеро» начала выводить выпускников к профессии. У «Пьеро» появился братишка – «Словесин». С приходом в школу Элеоноры Борисовны Высочанской начал выходить литературный журнал «Коломбина», но и этого оказалось мало: появились еще два малыша – «Словесинчик» и «Словесенок» – газеты начальной школы и семиклассников. Вот такое получилось «семейство».За свои 25 лет «Пьеро» и его команда были на конкурсах, познакомились с журналистами со всей страны, нашли много друзей. И родилась новая идея – сайт СМИ школы №199. Так появился портал прессы школы №199, который можно найти по адресу: schoolportal199.ru. По версии конкурса факультета журналистики МГУ портал стал лучшим электронным школьным изданием 2014 года.В октябре 2015 произошло рождение обновленного альманаха. Теперь он называется «Шарошка, дочь Пьеро». Почему такое странное имя? Слово «шарошка» означает горнодобывающий инструмент. Назначение шарошки – пройти слой пустой породы и дойти до… В нашем случае до живой речи, живого слова.Идея литературного клуба возникла в школе давно. Сейчас уже сложно вспомнить, почему мы начали делать наш клуб. Но цель у нас была такая: создать детско-взрослую общность, комфортную среду, в которой возможно обсуждение литературных произведений, их чтение. Без оценок. Для души. Появилась «Улитка в кайфе». Затевая клуб, мы вспомнили об Иосифе Бродском, который предложил издавать маленькие поэтические сборники и выдавать их в супермаркетах на сдачу. Супермаркет мы заменили литературным кафе. Маленькие книжечки стали издавать сами…Наша «Улитка…» зародилась в 2009 году, когда мы провели первое заседание, посвященное русскому року и Серебряному веку. Дальше были и Блок, и Мандельштам, и Маршак, и Высоцкий, и Шекспир, и Роальд Даль, и Терри Пратчетт… Мы разные, и интересы у нас разные, поэтому и получаются такие разные «Улитки…». Сейчас заседания кафе проходят два раза в месяц, а иногда и чаще.В рамках «Улитки…» мы встречаемся с современными писателями. Например, к нам на огонек заглядывают Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак, Анастасия Белоусова, и даже Нина Грёнтвед из Норвегии приехала к нам. Ребята с удовольствием читали ее книги «Привет, это я!» и «Первый поцелуй».Каждый апрель к нам на «Улитку…» приезжают ребята из школьных издательств от Калининграда до Находки. В этом году «Улитка…» отправилась с гастролями в Иваново. Там мы знакомили ребят из Иванова, Ярославля и Ленинградской области с норвежской литературой. С гостями из Новосибирска (гимназия №6 «Горностай») мы читали рассказы Марка Твена и выпускали газеты, а с «Акцентами» из гимназии №1358 прятались в волшебной пещере от кометы, прилетевшей в Муми-дол. Вот такая у нашей «Улитки…» теперь география!Готовясь к очередному заседанию, члены клуба обсуждают и выбирают тему (поэта, время года, направление), думают, кого позвать, составляют список гостей (помимо основного состава и ребят, которых привлекут объявления), определяют день и время встречи. Дальше в школе и социальных сетях появляются объявления. Потом беремся за содержание: отбираем стихи, которые войдут в сборник, обсуждаем его концепцию (иллюстрации, макет, дизайн), верстаем и печатаем. Чтобы у потенциальных участников была возможность ознакомиться с материалом заранее, выкладываем его в группу.Награды и свершения нашего «Пьеро»:- серебряный призер Лиги победителей XIII Всероссийского конкурса школьных изданий «Больше изданий хороших и разных»;- 2-е место на XVI Всероссийском конкурсе школьных изданий «Больше изданий хороших и разных», победа в номинациях «Наставник» и «Аксакал портала»;- победа в номинации «Опрос» IХ Открытого межрегионального форума школьных СМИ «МедиаШкола-2015» в Иванове;- работа в рамках журналистского проекта «Каникулы на Московском образовательном»;- публикации в дайджестах «Московский Международный салон образования»-2014, «Дни профессионального образования на ВВЦ»-2013.- Почему я все еще прихожу на «Улитку…», окончив школу пять лет назад? – улыбается Никита Бушуев, Московский университет торговли. – Наверное, потому, что мне, как и многим, дороги то время, которое я повел в литературном кафе, та дружба, которую мы приобрели благодаря «Улитке…».Галина ПОЛОНСКАЯ,Ирина ДАВЫДОВА,учителя русского языка и литературы школы №199
Комментарии