…В одной из групп иркутского профлицея N 17 куда-то запропастилась девчонка, назовем ее Ниной. Не лентяйка, не прогульщица. Мастера в профлицее – это в основном женщины – забеспокоились, стали искать, звонить. И тут выяснилось, что девочка не выходит из дома, потому что вся в синяках. А избила ее мать – жестоко и немилосердно. И била раньше, с самого детства Нины. Плача, студентка рассказала об этой своей горькой тайне чужим людям, которые отнеслись к ней лучше, чем родная мать.
Эту историю рассказала заместитель директора профлицея Антонина Быкова. А немного позже к нашему разговору присоединились мастера производственного обучения Алевтина Яппаровна Лысенко и Гелена Степановна Зверева. Обе – ветераны труда, имеют медали и грамоты. Отдали лицею по двадцать с лишним лет.
– Мы для наших ребят и наставники, и воспитатели, и няньки. Возимся с ними больше, чем родители в семье. Ходим как пастухи. Иной раз родители сами прибегают: “Помогите справиться с ребенком!” И помогаем, – со спокойной уверенностью говорит Алевтина Яппаровна, мастер общестроительных работ. Она работает в лицее уже четверть века, учит будущих каменщиков, бетонщиков, сварщиков. Дополнительно они изучают дизайн. Выпускники лицея нарасхват: ведущие строительные фирмы “Иркутскпромстрой”, “Иркутскжилстрой”, “Сибавиастрой” заманивают их к себе.
Сегодня в лицее учатся 756 человек. Их привлекла сюда возможность получить востребованную на рынке труда крепкую рабочую профессию. Тем более что появляются новые – например наладчик деревообрабатывающего оборудования, реставратор-строитель, менеджер по туризму. Для выпускников открываются хорошие перспективы. Лицей заключил договор с архитектурным факультетом ИГТУ. Лицеисты, успешно сдавшие экзамены по специальности “реставратор-строитель”, могут попасть сразу на второй курс ИГТУ. Готовятся в лицее и к туристическому буму, который когда-нибудь начнется на Байкале, – сотрудничают с Российской международной академией туризма. В планах руководства – ввести специальности “коммерсант” и “социальный работник”.
Приходится мастерам профлицея, имеющим среднеспециальное и высшее образование, и самим постоянно учиться. Сейчас, например, занимаются повышением квалификации – проходят специальный курс обучения, чтобы получить к должности мастера приставку – социальный работник. Есть в лицее два психолога. Но работа мастера такова, что он в одном лице и производственник, и психолог, и социальный работник.
– Ребята приходят к нам, и мы начинаем с ними с чистого листа, – говорит Гелена Степановна. – Контингент у нас непростой. Особенно тяжело с первокурсниками во время первого семестра. Многие дети социально запущены. Мы проводим с ними личное собеседование, анкетирование, не откладывая звоним родителям, если студент не посещает занятия. Главное – сразу же сформировать в группе хороший актив, больше доверять ребятам, давать им поручения.
Можно научить студента ровно штукатурить, аккуратно красить, грамотно класть плитку. Но при этом очень важно, какими качествами будет обладать молодой специалист. И на воспитательную работу мастера отводят большую часть времени. Наверное, поэтому ребята так привязываются к своему профлицею. Отслужив в армии, приходят и просят помощи, если не удается устроиться на работу. Благодарят.
Наставники очень заинтересованы в том, чтобы профессиональная судьба выпускников сложилась удачно. Так, они не советуют ребятам идти в частные фирмы. Да, там неплохие заработки, но нет никакой социальной защищенности. Особенно если, не дай Бог, случится какая-нибудь травма.
Стипендия у лицеиста – 60 рублей в месяц, выдаются проездные билеты. Малообеспеченные могут воспользоваться правом на получение материальной помощи. Есть группа детей-сирот – 30 человек. И еще группа глухонемых ребят – они обучаются столярному ремеслу, резьбе по дереву. Мастера передают им свои секреты. Главный – для хорошей работы надо иметь свой инструмент. И на нем не надо экономить. Инструмент, “притертый” к руке, привычный, – залог успеха, кормилец.
– Я всегда с грустью жду выпуска, – говорит Гелена Степановна. Алевтина Яппаровна вторит ей.
– За три года привязываешься к ребятам, живешь их проблемами, переживаниями. И когда они уходят из лицея – будто из семьи отпускаешь…
Элеонора КЕЗ
Иркутск
Комментарии