search
main
0

Наставник для педагога

Увидеть и раскрыть потенциал

В №9 «Учительской газеты» от 1 марта вышла статья кандидата педагогических наук Галины Савиных и методиста-консультанта Ольги Попенковой о векторах и перспективах методической работы в общем образовании. Материал вызвал резонанс в среде коллег наших авторов. На статью живо откликнулись методисты из разных уголков России, попутно обсудив важнейшие проблемы своего профессионального сообщества.


Нина КОПТЮГ, кандидат филологических наук, преподаватель английского языка, Новосибирск:

Главный по району

В мирное время, кажется, совсем еще недавно, существовала довольно четкая структура местных органов образования. Заведующий отделом плюс несколько методистов по различным предметам во главе со старшим методистом. На каждом уровне у нас, методистов, было реальное место, знающий специалист и хотя бы крошечный кабинет, куда можно было прийти со своими проблемами, вопросами, а также на нечастые, но очень важные и нужные собрания. Различие заключалось в том, что предметники, как правило, одновременно работали учителями-методистами в школах района.

Каким образом мы попадали на эту должность? В моем случае по простейшей схеме. Мне просто сообщили, что я буду районным методистом по иностранным языкам. Я ахнула. Помимо того что я понятия не имела об этой деятельности, у меня на тот момент трое собственных детей учились в разные смены, еженедельная нагрузка была под 30 часов, 11 подготовок в неделю. Ну и зарплату часто не платили. «Ты забыла, у тебя ребенок идет на медаль?» – осведомилась завуч.

Сначала за работу методистом не платили ничего, потом стали выдавать по 400 рублей в месяц. Не смешно. Однако работа мне понравилась, и постепенно я сумела приспособиться к невероятной занятости и тяжелому режиму. Сразу скажу: обязанностей у методиста много, ответственность огромная, а оплаты практически никакой. Один из основных вопросов, встающих перед министерством и сегодня: если хотите наладить нормальную работу, выделите средства. Да и с правами у нас тоже не очень.

Методист постоянно контактирует с людьми. Я посещала открытые уроки во всех 20 школах района, проводила семинары, помогала решать профессиональные трудности. Быстро познакомилась с двумя сотнями учителей иностранных языков.

Методист принимает активное участие в традиционных школьных событиях. Организация олимпиад всех уровней, школьных научно-практических конференций, конкурсов и фестивалей, формирование и участие в различных жюри, включая этапы конкурса «Учитель года» до областного уровня, ложатся именно на них.

Посещение со школьниками всех мероприятий. Победителей школьного уровня олимпиад, конференций везешь из своей школы в другую на районный этап; далее новых победителей района – в город, потом – в область. Здесь отмечу, что транспорт никто не предоставляет, разве что родители помогут. Из года в год мне приходилось собирать детей на автобусной остановке и в сибирские морозы везти их за 30 километров в город.

Поездка на Всероссийскую олимпиаду – особый разговор. Когда я прибыла в областное управление образования, чтобы оформить командировку вместе со своей победительницей, мне простодушно сказали: «Ну вы покупайте билеты, а мы потом вам оплатим». Я спросила, откуда я должна взять такие деньги. Выколачивание средств на поездку заняло три недели. На мероприятии я узнала, что, кроме меня, никому из педагогов не удалось это сделать, собирали с миру по нитке. А ведь Всероссийская олимпиада – это работа с талантливыми, одаренными детьми, многие из которых получат право вне конкурса поступать в лучшие вузы страны, а в будущем принесут пользу государству.

Грамоты для победителей и небольшие подарки мы, методисты, чаще всего покупали на свои деньги, потому что никто таких средств не выделял.

Организация курсов повышения квалификации для учителей, приглашение лекторов, при необходимости их замена, в том числе и чтение лекций, проведение семинаров, также входили в наши обязанности.

Подготовка педагогов и поездки с учителями на комиссии по подтверждению существующей категории или на утверждение в новой, более высокой категории.

Особо стоит отметить общение с родителями учеников. После каждого мероприятия обязательно находился недовольный результатами, требовал отдать олимпиадную работу для «независимой экспертизы», пробовал подавать апелляции. Я всегда стояла на стороне жюри. В хорошо разработанных олимпиадных заданиях всегда есть четкие критерии оценки. Может быть, чей-то ребенок занимался с репетиторами, но это не означает, что его или ее натренировали на выполнение именно таких сложных задач.

Последние два года ясно показали, насколько нужна и важна методическая помощь учителю. Не абстрактные указания сверху, не обучение новейшим технологиям на лету, а конкретная работа с определенными людьми на местах.

Екатерина ТЕНЮТИНА, заместитель директора академической гимназии №56 Санкт-Петербурга, руководитель службы научного сопровождения, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ:

Вызов времени

Статья Галины Савиных и Ольги Попенковой «Направлять и наставлять», опубликованная в «Учительской газете» и посвященная перспективам методической работы в общем образовании, не вызывает возражений и кажется своевременной, как (шире) и своевременным кажется вопрос об обновлении подходов к постановке методической работы на школьном, муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Думается, что экскурс в историю методической работы, как и характеристика направлений деятельности современных методистов, мог бы быть чуть точнее (детальнее) в первую очередь с учетом региональных специфики и опыта методической работы. Очень условной кажется и классификация современных методистов: в обеих выделенных группах, думается нам, для верности могли бы быть выделены подгруппы с учетом опыта и отдельных региональных центров, и даже отдельных образовательных организаций страны, опыт которых (по организации методических служб, постановке методической работы) активно используется сегодня в России.

Однако главным в статье, на наш взгляд, является само заострение вопроса о методистах: об их подготовке, квалификации, сферах деятельности, вопросах, которые им необходимо решать. Статья своевременна еще и потому, что (хотим мы того или не хотим) у значительного числа педагогов (в первую очередь старшего поколения) глубоко, прочно и неизменно слово «методист» ассоциируется с человеком, выполняющим некие контрольно-оценочные функции, и/или (что уж греха таить), который, не добившись успехов на педагогическом поприще с учениками, отправился контролировать деятельность коллег. Такое отношение с годами уходит, но не перестает быть одной из оценок деятельности методистов. Именно определением границ и векторов деятельности методических служб, а также пониманием того, чем именно методист может помочь учителю быстро реагировать на вызовы времени, можно повысить ценность обсуждаемой должности и в глазах педагогов, и в глазах управленцев образования.

Подписываясь под главными тезисами этой статьи, все-таки добавила бы в название глагол «сопровождать», под которым понимаю непрерывность процесса помощи педагогам со стороны методиста, причем такой помощи, которая опирается, с одной стороны, на выявление проблемных зон деятельности как отдельных учителей, так и целых коллективов, а с другой – подразумевает опору на грамотно выявленные сильные стороны деятельности учителя, возможность его роста «из себя»: из актуализации собственных научно-теоретических знаний, эффективного методического опыта, грамотных психолого-педагогических подходов.

Ирина НОВОСЕЛОВА, заместитель директора школы №23 Екатеринбурга:

Интерны
.
Считаю, что методическая работа непосредственно на месте всегда останется актуальной.

Педагогический коллектив нашей школы около 150 человек, ежегодно он увеличивается на 20-30 человек. Это не только педагогические работники из городов России, но и ближнего, и дальнего зарубежья. Поэтому вопрос методической поддержки учителей стоит достаточно остро. Со дня основания школы у нас существует методический совет, куда входят руководители методических объединений, заместители директора. Именно совет в большей степени определяет методическую работу в школе: выявляет профессиональные дефициты педагогов, определяет план повышения квалификации на курсах, планирует проведение методических семинаров, мастер-классов разного уровня, спикерами которых являются педагоги школы.

Одним из наших достижений в области методической работы я считаю проект «Педагогическая интернатура в школе», в 2020 году получивший статус регионального, направленный на создание целостной модели сопровождения молодого педагога или педагога, имеющего перерыв в работе, для успешной адаптации к образовательной деятельности школы. Участие в проекте способствует профессиональному росту не только педагогов-интернов, но и самих наставников.

Евгений ДРЕВАЛЬ, победитель регионального этапа и лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2012, учитель русского языка и литературы, учитель немецкого языка и МХК школы №75 Воронежа:

Не поучать, а окрылять!

Я думаю, что возрождение системы муниципальных методических служб – это очень хорошая идея. Я с сожалением наблюдал все прошлые годы, как в Воронеже методическая служба города практически прекратила свое существование. Мероприятий муниципального уровня для педагогов стало значительно меньше, а вместе с этим меньше возможностей для профессиональной самореализации. Для меня это еще и личная история. Благодаря методисту Центра развития образования Татьяне Облудской я впервые узнал о конкурсном движении. Именно Татьяна Васильевна вдохновила меня на участие и победу в конкурсе «Учитель года», который полностью изменил мою жизнь. На мой взгляд, главная задача методической службы – увидеть и раскрыть потенциал учителя, показать ему возможные пути саморазвития, заставить поверить в себя. Именно поэтому я убежден в важности восстановления методических служб муниципального уровня. Их действительно очень не хватает. Порой учителю-предметнику просто не к кому обратиться, чтобы получить компетентную консультацию по рутинным вопросам преподаваемого предмета.

Если методические службы все же будут возрождены, хотелось бы пожелать, чтобы этот процесс не превратился в формальность. К сожалению, известны примеры, когда слово «методкабинет» вызывает раздражение учителей, получивших не самый приятный опыт взаимодействия с методистами. Я абсолютно уверен, что методист должен не поучать или наставлять педагога, а окрылять его! Думаю, основной смысл новых методических служб должен быть именно в этом.

Полосу подготовила Алена ЮРЧЕНКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте