search
main
0

Наставничество в школе: новый тренд или реальная помощь

«Наставник – это тот, кто готов дать вам совет, который не отвечает его интересам. Чтобы поставить тебя первым, нужен настоящий наставник», – сказала инвестор Фрэн Хаузер. Наставники и менторы для бизнесменов уже стали привычным явлением. Чтобы развивать свое дело и добиваться большего, предприниматели идут к коучам и посещают бизнес-тренинги.

 

В последние годы все чаще можно услышать о наставничестве в школе. Во многих учебных заведениях уже есть тьюторы и помощники учеников. Их главная задача – поддержать высокую мотивацию детей и подростков, помочь выбрать правильный путь и определиться с профессией. Но наставниками могут выступать не только специально обученные специалисты, но и сами учителя, одноклассники и спортивные тренеры.

 

Из истории наставничества

Может показаться, что наставничество – современное изобретение. Однако оно имеет глубокие исторические корни. Одним из первых наставников был Ментор, он опекал сына Одиссея. Его имя стало нарицательным. В те далекие времена именно наставники, а не родители отвечали за воспитание ребенка.

В российских гимназиях институт наставничества появился в середине XIX века. Данный специалист должен был индивидуально работать с каждым воспитанником, помогая преодолевать тяготы учебы, следить за поведением и успеваемостью.

Роль наставника во все времена была важной и почетной. Известно множество случаев, когда наставник во многом формировал характер своего подопечного и даже предопределял судьбу. Например, выдающийся русский поэт Василий Андреевич Жуковский был наставником юного Пушкина и Александра II.

 

Наставничество: современный опыт

Во многих современных школах наставники и тьюторы помогают повышать успеваемость и мотивацию учеников, разобраться в себе и побороть страхи, а также выбрать будущую профессию. Все ребята учатся по-разному: кто-то на одни пятерки, но при этом сомневается в том, какой путь выбрать после школы; кто-то отстает от программы, но при этом много времени посвящает профессиональному спорту или творческому хобби. Поэтому наставники часто совмещают функции психолога, тьютора и куратора. Они создают индивидуальный трек обучения, поддерживают мотивацию учиться и помогают повзрослеть и принять решение о будущей профессии. При этом наставник работает и с ребенком, и с родителями. Если возникают проблемы, они решаются сообща.

Контроль учебного процесса необходим для хорошей успеваемости ученика. Индивидуальный образовательный трек составляют с учетом слабых и сильных сторон ребенка. Но самая важная функция наставника – помочь школьнику с выбором вуза или колледжа и будущей специальности. Для этого существует несколько методик. Наставник не только проводит профориентационное тестирование, но и организует пробные занятия по разным профессиям и встречи со специалистами. Только примерив будущую профессию на себя, поняв все ее плюсы и минусы, подросток может сделать осознанный выбор.

При этом важно, что наставник ничего не навязывает ребенку, давая ему возможность свободно и самостоятельно определять свою судьбу.

Например, старшеклассник любит животных и мечтает о профессии ветеринара. А его родители хотели бы, чтобы он выучился на юриста. Наставник проводит встречу с профессиональным ветеринаром, который делится опытом. В результате школьник понимает, что в выбранной профессии есть не только ежедневное общение с животными, но и свои трудности, с которыми он не готов справляться.

Хороший наставник – это еще и провод­ник ребенка во взрослую жизнь. Он не только помогает успешно окончить школу, поверить в себя и свои силы и выбрать профессию, но и дает возможность повзрослеть и более осознанно видеть себя, мир и людей вокруг. Он показывает юному человеку множество возможностей, которые перед ним открываются, и помогает выбрать свой путь в этом сложном, огромном и стремительно меняющемся мире. При этом высший пилотаж наставничества – это не повести ребенка за собой, а лишь подтолкнуть его к собственному выбору.

 

Ирина ЗИНКЕВИЧ, директор школы №1228 «Лефортово», председатель межрайонного совета директоров №19

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте