Вот и пролетела первая половина 2023 года, объявленного Президентом Российской Федерации Годом педагога и наставника. Самое время подвести предварительные итоги того, что уже сделано, и задуматься над тем, что будет сделано дальше – по окончании года и в последующие времена. Какие результаты принесет объявленный Год педагога и наставника для развития наставничества в его лучших традициях в условиях современной школы?
В течение прошедших первых шести месяцев 2023 года проблеме наставничества было уделено большое внимание и в системе российского образования в целом, и в системе образования Москвы: открывались памятники великим педагогам-наставникам, проводились форумы, конференции, различного рода профессиональные акции, чтения и онлайн-марафоны, посвященные обсуждению современного наставничества и проблематике его развития в Год педагога и наставника. Опираясь на подготовленные Академией Министерства просвещения совместно с Общероссийским профсоюзом образования еще в 2021 году Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях, все регионы разработали свои системы наставничества в конкретных условиях образовательных организаций. И конечно, в течение всех этих мероприятий было сказано много добрых слов в адрес педагогов и наставников.
Для Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования работа по развитию наставничества начинающих педагогов в образовательных организациях Москвы является одним из особенно важных направлений. Постоянное взаимодействие с образовательными организациями, первичными профсоюзными организациями по различным аспектам поддержки московского учительства показывает, что, несмотря на принятые методические рекомендации и другие документы, система наставничества на уровне образовательных организаций и региона не могла в короткий срок быть преобразована в соответствии с предложенными образцами. Мы понимаем, что для преодоления отставания в осмыслении и развитии системы наставничества потребуется немало времени. Реализация многих положений, предложенных рекомендациями, требует серьезной системной работы по созданию внутри каждой образовательной организации наставнического климата, поддерживать который может только заинтересованная команда сильных, авторитетных педагогов и представителей администрации, понимающих важность и значимость системы наставничества как для образовательной организации, так и для общества в целом.
С целью изучения лучшего опыта работы профсоюзных организаций по реализации наставнической деятельности в отношении начинающих педагогов в апреле 2023 года на базе Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования был проведен семинар председателей региональных организаций Общероссийского профсоюза образования Центрального федерального округа «Профсоюз: защитник, наставник, учитель». В ходе семинара под руководством Марины Алексеевны Ивановой, секретаря Центрального совета Общероссийского профсоюза образования по Центральному федеральному округу, были выявлены проблемные зоны развития наставничества, требующие особого внимания со стороны профсоюза как во взаимодействии с работодателями и органами управления, так и по методическому сопровождению развития наставничества на местах.
Выявленные проблемные зоны характеризуют пять важнейших аспектов взаимодействия администрации и педагогического коллектива образовательной организации:
– в первую очередь было отмечено, что наставничество в целом продолжает оставаться стихийным, не интегрировано в работу по развитию школы, не рассматривается административной командой как важная и целенаправленная часть кадровой работы, что доказывает отсутствие систем наставничества на уровне образовательной организации;
– вторым дефицитом было названо отсутствие поддержки и стимулирования наставничества и наставнической деятельности педагогов руководителями образовательной организации; нет планомерной деятельности, внимания к формированию наставнических пар и результатам их работы, отсутствуют моральная и материальная поддержка наставников и начинающих педагогов;
– третье дефицитное направление показало, что даже наличие принятых в образовательных организациях положений о наставничестве, работа по их реализации приводят к созданию формализованных планов и отчетов и дополнительному контролю за педагогами со стороны администрации и совсем не становятся дополнительным ресурсом развития педагогов различных поколений и образовательной организации в целом;
– четвертый проблемный аспект выявил практическое отсутствие специальной системы повышения квалификации наставников и площадок для обмена опытом представителей лучших наставнических практик, а также неиспользование возможностей ведомственной и государственной наградных систем для поощрения деятельности наставников и морального признания их заслуг;
– пятой проблемой, тормозящей развитие наставничества, является отсутствие регулирования нагрузки наставников, что в условиях требований к современному учителю снижает эффективность и качество деятельности не только наставников, но и педагогической работы в целом.
В ходе прошедшего семинара и других мероприятий, проводимых профсоюзом в течение первой половины Года педагога и наставника, разными их участниками отмечалось, что потребность в наставничестве начинающих педагогов в образовательных организациях Москвы возрастает, можно сказать, в геометрической прогрессии, что доказывает ряд различных исследований, проводимых и нашим профсоюзом, и другими организациями. Все это подтверждает необходимость вкладываться в работу по развитию системы наставничества с привлечением возможностей как первичных профсоюзных организаций, так и других структурных подразделений Общероссийского профсоюза образования. Примером такого включения в работу по развитию систем наставничества стали организация и проведение Московской городской организацией Общероссийского профсоюза образования при поддержке Департамента образования и науки города Москвы в 2022 году первого конкурса наставников и систем наставничества в отношении молодых педагогов «Наставник молодых педагогов города Москвы». По итогам этого конкурса был издан первый сборник методических разработок педагогов-наставников, призеров и победителей конкурса наставников и систем наставничества в отношении молодых педагогов «Наставник молодых педагогов города Москвы»-2022 серии «Мастерская наставничества». Сборник вызвал большой интерес среди педагогов города Москвы, других регионов России и Белоруссии.
Полученный опыт проведения конкурса позволил повысить уровень проведения следующего конкурса «Наставник молодых педагогов города Москвы»-2023 в ноябре 2022 – марте 2023 года и выявить интересные практики наставников и сильные системы наставничества, которые уже сегодня транслируются педагогам Москвы и других регионов России.
За два года существования конкурса вокруг него сформировалось профессиональное сообщество наставников, в феврале 2023 года был создан педагогический клуб «Наставник» при Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования. В рамках заседаний клуба были проведены образовательные события «Ценности наставничества», «Наставничество: микровселенная в макромире», «Культурное кодирование поколений в контексте наставничества». Каждое заседание позволило наставникам посмотреть и оценить свою работу с наставляемыми с иного ракурса в свете ценностей и традиций российского и московского образования.
Развивающееся сотрудничество профсоюза с профессиональным сообществом в рамках клуба «Наставник» позволяет обсуждать актуальные вопросы наставничества, а также оперативно реагировать на сложности, которые возникают у коллег на местах. Ряд задач по развитию наставничества, которые сформулировали члены педагогического клуба «Наставник», обозначили отсутствие программ повышения квалификации для наставников, потребность в новых технологиях в работе с коллегами и освоении современных подходов в разработке «дорожной карты» профессионального развития педагога и др. В ответ на полученный запрос Московская городская организация Профсоюза образования проводит обучение по программам курсов повышения квалификации «Реализация наставничества как эффективного инструмента профессионального роста педагогических работников» и «Использование проектных технологий для реализации системы наставничества в образовательной организации».
Работа Московской городской организации Профсоюза образования по развитию наставничества в свете выявленных проблемных зон опирается на традиции московской системы образования по созданию очень разных и порой уникальных систем наставничества начинающих педагогов, существовавших на самых разных этапах развития школьного образования. Немалая часть из них сохранилась благодаря беззаветному труду тех педагогов-наставников, которые составляли наиболее активную часть профессионального сообщества в течение многих лет своего преданного служения школе и учительскому званию.
Поэтому сегодня мы ставим перед собой следующие приоритетные задачи:
– создание условий для развития реверсивного наставничества в образовательных организациях города, в ходе которого молодые педагоги выступают наставниками своих опытных коллег в освоении новых технологий, в том числе и информационных;
– развитие профессионального сообщества – педагогического клуба «Наставник» с целью создания площадки для профессионального общения наставников и трансляции лучших практик и систем наставничества в отношении молодых педагогов, демонстрирующих ценности, получаемые наставником, наставляемым и обществом;
– изучение запросов наставников и разработка курсов повышения квалификации для устранения выявленных дефицитов по результатам опросов;
– разработка предложений по формам стимулирования педагогов, реализующих наставничество в отношении начинающих педагогов, с включением их в Отраслевое соглашение между Департаментом образования и науки города Москвы и Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования;
– активное включение первичных профсоюзных организаций в развитие наставничества в образовательных организациях.
Мы надеемся, что выполнение поставленных задач позволит и в последующие за Годом педагога и наставника времена продолжать активнее стимулировать профессиональный интерес педагогического сообщества к участию в развитии систем наставничества в образовательных организациях с учетом как традиций наставничества, так и инновационных возможностей современной школы. Тем самым наставничество приобретет значимость определенного культурного кода московского учительства, определяющего особенную способность взаимопонимания и взаимопомощи на нелегком пути учительского признания.
Татьяна ПЛОТНИКОВА, заместитель председателя Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования
Комментарии