«Круглый стол» по обсуждению проекта национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» состоялся в омской школе №47 с углубленным изучением отдельных предметов. Открыла его директор 47-й Ольга ПЕТРОВА.
– Все пять направлений «Нашей образовательной инициативы» необходимы и своевременны. Если удастся их реализовать, общество получит именно то, что ему сейчас нужно. Недавно на педсовете мы вместе – учителя, родители, ученики – определяли, каким должен быть выпускник школы №47: конкурентоспособным, легко вливающимся в современную жизнь, умеющим и любящим учиться, вовремя перестраиваясь. «Наша новая школа» отражает как раз все запросы педагогов, детей и родителей.
Ирина АРТЮХОВА, учитель истории и обществознания:
– Ведущее направление в проекте – обновление образовательных стандартов, и это логично, потому что связано с обновлением содержания образования. Новые стандарты более жестко привязаны к возрастным особенностям ребенка. «Новая школа» предполагает и учет индивидуальных особенностей ученика. Это значит, в школе должна не только остаться, но и расшириться социально-психологическая служба. Главное – школа должна быть государственной, ведь «Новая школа» предполагает мощную финансовую базу.
Татьяна ХРИСТОВСКАЯ, заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
– Особенно важна для нас в проекте поддержка профильного обучения, причем сетевого. Второй год наша школа работает в режиме городской экспериментальной площадки, осуществляя сетевое взаимодействие. Мы объединились тремя школами, чтобы дать детям возможность реализовать индивидуальный образовательный маршрут. В рамках одной школы это сделать невозможно – не хватает ресурсов учебного плана, кадров, чтобы каждого ребенка научить тому, что ему нужно для поступления в вуз, на том уровне, на котором ему требуется. У нас старый микрорайон, мало молодежи, детей. В следующем учебном году если откроем два десятых класса – уже хорошо. Чем меньше детей, тем сложнее реализовать индивидуальный профильный маршрут. Пытаемся присоединить к сети другие школы, но они пока не решаются. Так что поддержка сетевого взаимодействия очень своевременна. В проекте есть и предложение рассмотреть развитие школ по ступеням: начальная, основная, профильная. Мы бы вполне потянули профильную, кадры у нас хорошие.
Ольга ПЕТРОВА:
– В проекте вопрос о кадрах стоит на третьем месте. Я бы сделала его основным. Будут кадры – будет все. Средний возраст наших педагогов – 45 лет. Молодые приходят, но надолго не остаются, а молодежь – это новые веяния, свежие идеи. За 4 года задержался один педагог – Белова Инара Шавкатовна, учитель английского. Недавно Омский государственный педагогический университет вышел с инициативой – поставлять учителей по заявкам, причем таких, которые впишутся в традиции школы. Хорошая инициатива, но вакансий-то нет – демография подводит. Замечательно в проекте прописана материальная стимуляция учителя. Правда, возможно ли это в современных экономических условиях?
Елена СТАРИКОВА, учитель русского языка и литературы:
– Хорошая идея – призывать в школу пенсионеров для наставничества, но непонятен механизм оплаты. Также школа по проекту будет и должна привлекать к работе людей без педобразования. Не совсем ясно, к какой деятельности. Основной критерий привлечения этих людей – любовь к детям. А как ее измерить? Не навредить бы.
Татьяна ХРИСТОВСКАЯ:
– У нас вот Ирина Владимировна Липина, окончившая авиационный техникум, создала танцевальный ансамбль «Грация», известный не только в Омске. Но сколько таких людей?
Ирина ЕДАЛИНА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
– «Наша новая школа» уделяет внимание здоровьесберегающим технологиям – и программа горячего питания, и медицинского обслуживания, и диспансеризации школьников. Хороша идея мониторинга состояния здоровья каждого ребенка, в соответствии с этим – разработка индивидуальной образовательной программы ученика. Медики у нас работают, личные карточки ведут. Но чтобы такой серьезный мониторинг организовать, нужна отдельная программа с привлечением врачей, психологов.
– Для развития инициативы «Наша новая школа», над многими направлениями которой мы уже давно работаем, нужны огромные финансовые вливания. Представляете, сколько потребуется, чтобы изменить инфраструктуру нашей школы, которой 30 лет? Целевые городские и областные программы нам, конечно, очень помогли, мы за последние 4 года получили больше, чем за десятилетие. И надо продолжать начатое.
Наталья ИГНАТОВИЧ, учитель начальных классов:
– В проекте ничего не сказано о модернизации старых школ. Строить новые – прекрасно, а что делать с нашими «тридцатилетками»? Предполагается, что дети с ограниченными возможностями будут учиться в обычных образовательных учебных заведениях, значит, потребуется расширение коридоров, дверных проемов. Если перестраиваться, то за счет чего? Или ждать новых школ? Хотя срок реализации проекта невелик – пять лет.
Светлана ХОХЛОВА, учитель математики:
– Мы и сейчас уделяем большое внимание поддержке одаренных детей, что стало одним из основных направлений проекта. Омский Департамент образования создает базу одаренных детей. Но нужна государственная финансовая поддержка талантов, это требует определенных затрат, на которые не все способны. Может быть, стоит возродить значение медалей. Дети идут к ним столько лет, а при поступлении они ничего не значат. Ребята, конечно, участвуют у нас в олимпиадах, но это ведь тоже своего рода лотерея. Хорошо, правда, что появилось портфолио. Возможно, такие ученики, как Дима Шелехов, ученик 9-го «А», который сейчас в Германии по учебному обмену, смогут воспользоваться своим портфолио при поступлении в вуз.
Галина МЕЛЕХИНА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
– Если невозможно возродить меценатство, то, может быть, возродить шефство? Пускай бы официально закрепляли за школами шефов. Государство могло бы предоставлять им налоговые льготы. Мы находим спонсоров, но временных. Микрорайон у нас спальный, непроизводственный. Они нам – транспорт, к примеру, а мы поем, пляшем, концертные программы разрабатываем. Субботники организуем. Но все это непостоянное. Был бы постоянный шеф, можно было бы создавать совместные программы, учитывающие общие интересы. Проект «Наша новая школа» должен помочь понять предприятиям, что, вкладывая в школу, они вкладывают в свое будущее, будущее страны.
– Наверное, мы должны перестраивать собственное мышление – предугадывать запросы потенциальных спонсоров. Мы готовы к инновациям, способным помочь развитию школы и наших детей. Ведь поколение, которое мы растим, и будет обеспечивать научный, экономический, духовный прорыв России в будущее.
«Круглый стол» подготовила и записала Наталья ЯКОВЛЕВА
Комментарии