С 2019 года педагоги школы №842 реализуют проект, который представляет собой разработку особой сбалансированной системы повышения профессиональной компетентности. Проектный совет осуществляет общее руководство инновационной деятельностью.
Члены проектного совета являются организаторами и участниками различных методических мероприятий (семинаров, консультаций, круглых столов), тьюторами педагогов, нуждающихся в профессиональной помощи, руководителями творческих групп по различным педагогическим направлениям.
Каждый педагог имеет возможность принять участие в мероприятии, поделиться опытом, озвучить проблемы, получить профессиональную помощь от коллег, новые профессиональные знания.
С целью раскрытия функционально-ролевого репертуара педагога в управлении воспитательно-образовательной деятельностью, обеспечивающей траекторию развития ребенка, проводятся интеллектуальные часы по различным темам. Здесь педагоги имеют возможность получить теоретическую и практическую помощь в организации образовательного процесса с дошкольниками. Интеллектуальные часы предполагают проведение тренингов, консультаций для педагогов. Темы определяют проблемы, возникающие в педагогической деятельности воспитателей и специалистов, отражают содержание определенного этапа проекта.
Кроме того, каждый педагог в планах по саморазвитию отражает участие в различных методических мероприятиях. Делает краткий анализ материала, прописывает проблемы в собственной педагогической деятельности, свое видение проблемных ситуаций в профессиональной деятельности. Многие педагоги ведут таблицу развития. В ней отражаются тематика, цели, дата проведения мероприятия, полученный результат. В конце учебного года данная таблица позволяет педагогу сделать развернутый самоанализ образовательной деятельности, анализ достижений за текущий год.
Анализируя результаты работы методического направления, мы увидели положительную динамику профессионального развития педагогов, качественные изменения в работе педагогических коллективов: повысился профессиональный интерес к инновационной деятельности, который отражен в темах по самообразованию педагогов, в организации творческих групп, возросла активность участия в методических мероприятиях, увеличилось количество запросов воспитателей в организации индивидуальных консультаций по различным направлениям педагогической деятельности, повысилось качество взаимодействия с родителями воспитанников.
В результате появилась необходимость в создании личностно развивающей профессиональной среды, которая будет способствовать созданию творческих групп, где педагоги будут иметь возможность решать проблемы, связанные с профессиональной деятельностью, работой в проекте.
Выбирая тему по самообразованию, саморазвитию в рамках проекта, каждый педагог определяет то направление, которое для него является проблемным полем, требует глубокого изучения и понимания. Руководителем педагогических объединений является представитель проектного совета, координирующий деятельность группы, разрабатывающий траекторию развития каждого педагога. Таким образом, появилось наставничество, профессиональное сопровождение педагогов.
Все это позволило организовать специальную профессиональную среду, которая дает возможность ввести наиболее эффективные формы организации процесса сопровождения профессионального развития педагогов. Реализуя проект, важно отслеживать динамику развития инновационного процесса. Для этой цели создана диагностическая программа, основное содержание которой составляет описание диагностических процедур в процессе каждого этапа проекта. Цель диагностических процедур заключалась в выявлении уровня развития профессиональной компетентности педагогов, их потребности в инновационных психолого-педагогических знаниях.
При выборе диагностических методик для проведения исследования мы ориентировались в первую очередь на их соответствие цели и задачам инновационной деятельности.
Нами использовались методики:
– наблюдение;
– беседа;
– метод экспертных оценок;
– методика «Рефлексивная диагностика педагогов».
Вышеназванные методики позволили:
– изучить целевые ориентации воспитателей, стилевые особенности их взаимоотношений с детьми;
– сделать анализ образовательного пространства в области инновационной деятельности;
– сделать анализ профессиональных функций педагогов и содержания их деятельности с позиций личностно ориентированного подхода.
Диагностические данные помогли нам выявить уровень развития профессиональной компетентности педагогов по трем компетентностям: коммуникативной, рефлексивной, деятельностной.
Процедура и результаты диагностики вскрывают проблемы каждого педагога и способствуют планированию индивидуального развития специалиста.
С целью развития и саморазвития педагогов, реализации современных технологий, проектирования модели взаимодействия с другими участниками проекта нами составлены профессиограммы.
Это следующий шаг в реализации инновационной деятельности. Профессиограмма позволяет планомерно решать профессиональные проблемы специалиста, наблюдать динамику развития профессиональных компетенций, строить траекторию развития.
Так как инновационная деятельность предполагает работу с детьми, нами разработан перспективный план практической деятельности с дошкольниками, подробно прописанный в деятельностном направлении плана, в котором прослеживается концентрическое наращивание учебного материала, а также соблюдение принципов событийности, тематизма, деятельностного подхода, что обеспечит систематичность знаний и представлений дошкольников о мире социальных отношений. План содержит перечень мероприятий в разных видах деятельности по разным темам и направлениям. Педагоги имеют возможность выбрать рекомендуемый материал в зависимости от интересов и возрастных возможностей детей.
Таким образом, проект позволяет перестроить деятельность педагогов в соответствии с современными требованиями к организации образовательного процесса, осуществлять поиск инновационных технологий работы с детьми, обеспечить условия для их успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, повышения культуры и развития на протяжении всего процесса обучения, эффективно решать образовательные задачи.
Реализация проекта, разработка системы повышения профессиональной компетентности с учетом потребности и возможности каждого педагога создают условия психолого-педагогической и методической поддержки воспитателей и педагогов, повышают качество образования.
Валентина ХАЛИКОВА, старший воспитатель школы №842
Комментарии