Наставником в освоении профессии становится человек не только опытный, но и открытый, наблюдательный, мудрый и тактичный. Наставник поможет с подготовкой к занятию, с работой с группой, покажет личным примером особенности работы, не умолчит о допущенных ошибках, разберет их с молодым специалистом не с позиции критики, а с позиции проработки острых ситуаций.
Такой подход требует особых доверительных отношений между наставником и наставляемым. Возникающие у наставляемого вопросы должны находить ответы у наставника, а замечания наставника должны прорабатываться наставляемым и приниматься как конструктивная критика. Вместе с тем некоторые вопросы, возникающие у наставляемого, могут выходить за компетенции наставника, в этом случае наставник не бездействует, а направляет наставляемого по пути решения, например, к коллегам, имеющим необходимую компетенцию, или к администрации образовательной организации. Важно отметить, что наставляемый – более молодой сотрудник, имеет все шансы карьерного роста и впоследствии может занять руководящую должность, став в том числе непосредственным руководителем своего недавнего наставника.
Другой пример наставничества – это работа со студентами, не только возможность передать им максимум опыта и компетенций, но и расширить профессиональный кругозор, предоставить максимум вариантов для самореализации как специалистов. Для такой работы мало одного наставника, необходим педагогический коллектив, имеющий единую цель – подготовку востребованного специалиста. Студент за время обучения имеет возможность получить несколько наставников не только из педагогов, но и из профессиональной среды, проходя производственные практики в различных организациях, а также начав профессиональную деятельность совместно с учебой. Педагоги-наставники, видя успехи студентов в профессиональном развитии, предложат переход на индивидуальный учебный план. Есть также успешные практики перехода на дуальное обучение. А с 2022 года в системе профессионального образования Москвы успешно реализуется проект «Управляй карьерой», где студенты могут ознакомиться с основами карьерного роста, определить карьерные цели, способы их достижения, заранее узнать о требованиях работодателей к кандидатам.
Стать наставником несложно, необходимо иметь обширный профессиональный опыт, знания и компетенции, иметь желание делиться ими, осознавая превосходящую значимость общего дела над личными интересами. Ответственность наставника перед наставляемым, коллективом и обществом не ограничивается результатами непосредственного взаимодействия, она становится моральной составляющей педагога.
Сергей НОВОСЕЛОВ, преподаватель колледжа автомобильного транспорта №9
Комментарии