Московское военное суворовское училище притихло и опустело – здесь тоже прозвучал последний звонок. Лишь по плацу, мимо которого мы проходили со старшим офицером отдела по воспитательной работе социальной направленности Сергеем Викторовичем Бабкиным, разливалась то бравурная маршевая, то мелодичная нежная музыка, исполняемая группой оркестрантов.
Я ни о чем не спросила, но когда мы вошли в училищный клуб, услышала те же звуки. А подполковник, заметив мое удивление, сказал:
– Через два дня здесь состоится музыкальный фестиваль. В смотре-конкурсе примут участие 50 оркестров Московского военного округа. Под руководством майора Иллариона Викторовича Цыгана оркестранты уже вошли в тройку лучших. Но репетиции продолжаются, и наши воспитанники надеются не подвести родное училище в финале…
На знамени, изготовленном по традиции руками выпускников, а их в этом году 232, красовалась цифра 54. Это номер очередного (от создания еще в военном 1944 году специализированного учебного заведения) выпуска. И прощался он, как, впрочем, и все предыдущие, с училищем, ставшим за три учебных года настоящим домом, с нескрываемой грустью, несмотря на вполне естественную радость от вступления во взрослую жизнь, которая связана уже с высшими учебными заведениями Министерства обороны. Так и бывает с юностью, которая покидает привычный кров, ставший родным и теплым. Со времени своего открытия училище насчитывает уже 114 золотых и более 230 серебряных медалистов. Это Игорь Аввакумов, который в этом году получил золотую и Дмитрий Красеха в числе четырех других «серебряных» сокурсников. Все юноши уже расстались с училищем, которое и впредь будут, конечно, посещать, но теперь в качестве гостей. А вот оставшиеся отправились в Ногинский военно-полевой лагерь. Здесь они не только продолжат ту же военную подготовку, а будут еще и отдыхать, как и все школьники. Кстати сказать, как раз недавние второкурсники прошли по Красной площади 9 Мая парадным строевым шагом. Красиво шли. Но сколько же тренировок, усилий понадобилось, чтобы создать эту зачаровавшую зрителей красоту!
Рассказывая мне не только о трудовых этих буднях, но и о праздничных, радующих сердце событиях, начальник училища генерал-майор Вячеслав Александрович Рощин с законной гордостью поделился:
– А сейчас готовим к открытию музей истории своего училища…
В отведенном для этого клубном помещении мне показали среди многих, уже собранных стараниями суворовцев экспонатов парадные формы. Одну из них, принадлежавшую первому начальнику МВСУ в 1944-1950 годах, кавалеру орденов Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды генерал-майору Карпу Афанасьевичу Железнякову, «музееведы» получили от его семьи, хотя и для нее самой эта реликвия была бесценной. Такие формы специально шились для участников Парада Победы на Красной площади в 1945 году. Вторая форма получена от генерал-майора Василия Николаевича Федотова, который возглавлял училище в 1965-1973 годах. И есть в музее форма не только еще одного начальника МВСУ Героя Советского Союза Григория Федоровича Мусланова, но и первого воспитателя старшего офицера (подполковника) Петра Фроловича Петрушкова. Форма воспитанников училища за годы его существования менялась не однажды. Но есть здесь и подлинный «реликт» – форма первого набора, какой нет, говорят, больше ни в одном музее страны.
Однако с еще большей гордостью показывают мне прижизненный портрет великого российского полководца фельдмаршала Александра Васильевича Суворова, чье имя и носит училище. Правда, история его происхождения, как и сам автор, неизвестна. Привезли портрет с места рождения училища, которым был называвшийся тогда городом Горьким Нижний Новгород.
Ежегодно по традиции, сложившейся еще в те далекие времена, а открылось училище еще до окончания Великой Отечественной войны, в состав его набора без экзаменов принимают около 50 мальчишек. Из тех, что по различным причинам остались сиротами. Я не только видела, но и говорила с теми, у кого уже год учебы позади. Например, братья Алеша и Слава Бахтурины приехали из села Вязовое Тамбовской области. Алексея я заприметила еще тогда, когда мальчуган с важным видом ответственного служивого шагал вдоль шеренги выпускников со звенящим колокольчиком в руках: последний звонок доверили сделать именно ему.
Судьбу братьев не назвать бы завидной, если бы не эта счастливая возможность стать суворовцами. Слава приезжал сюда на год раньше младшего брата, но подвело здоровье – не смогли принять. Но мальчик не отступил: целый год накапливал силы для новой попытки. И преуспел, когда на следующий год приехал поступать в училище уже вместе с братом. Как вместе и учатся теперь, так вместе «выпустятся» и в конце концов осуществят свою мечту об офицерских погонах. Удачи и счастья им, немало повидавшим на своем крохотном еще, но полном тяжких испытаний жизненном пространстве! Да откуда и быть здоровью, если отца потеряли по причине, слишком далекой, прямо сказать, противоположной от выполнения воинского или служебного долга. А мать и при жизни лишена родительских прав…
– Очень хотим быть офицерами! – почти дуэтом ответили братья на мой вопрос. – Хотя и нелегко идти к этой цели, как поняли только здесь и сейчас. А в училище просто невозможно выделить что-то особенно – все очень хорошо, от условий до отношения к нам воспитателей и учителей. И живем как никогда прежде, и люди замечательные нас окружают. Так что стыдно учиться кое-как при всех трудностях. Стараемся поэтому подтягиваться и двоек нет.
А еще один мой новый знакомый, курсант Марат Арифулин, поведал свою грустную, хотя и не такую обидную, как у Славы с Алешей, историю:
– Хочу продолжить дело отца, который погиб при исполнении служебного долга. А был он прапорщиком ФСБ. Конечно, тяжело пережить такую потерю. И учиться было нелегко в первом полугодии, и привыкать к строгому режиму. Но ведь все это на пользу. А нравятся мне тоже многие преподаватели и офицеры. Даже из других подразделений. Например, воспитатель четвертого взвода майор Роман Юрьевич Зверев. Примером для любого курсанта может служить и майор Александр Афанасьевич Комаров. Конечно же, все они требовательны, но вместе с тем и внимательны. Понимают нас, стараются сделать все для того, чтобы мы чувствовали себя. как в родном доме, под строгим присмотром, но с отеческим участием в нашей судьбе. И преподавателей несправедливо было бы обойти вниманием. Хотя всех не перечислишь, но вот Елену Васильевну хочу назвать обязательно. Ее уроки истории интересны, как сама жизнь…
Позже я узнаю, что мальчик имел в виду заслуженного педагога РФ Е.В.Афроськину, которая работает в училище уже четверть века. Здесь же учился давно ставший офицером ее сын. И снова встречи, беседы. У Андрея Дойкова заветная мечта – непременно стать на втором курсе «хорошистом».
– И, конечно, я хочу быть настоящим офицером, – говорит он. – Это наша семейная традиция. Мой дедушка Николай Андреевич Погорелов – офицер ПВО, участник Великой Отечественной войны. Папа… – Андрей замолчал, и в глазах застыла недетская печаль. – Папа, Владимир Викторович Дойков, окончил Нахимовское военно-морское училище в Ленинграде и погиб в звании полковника, выполняя служебный долг.
Мальчик любит петь, он с успехом занимается в студии «Алые паруса», которой руководит прапорщик Галина Халилова. Студийцы не раз доказали свое мастерство на конкурсах и концертах во многих школах и лицеях, в обществе «Наследники Александра Невского», в Центральном Доме офицеров. Студия – лауреат Московского международного фестиваля военной песни.
И все без исключения мои собеседники говорили теплые слова о начальнике училища В.А.Рощине. Ребятам, в частности, нравится, как он проводит по понедельникам так называемые разводные занятия. А мой провожатый Сергей Викторович Бабкин добавил, что ему обязано училище и всеми другими своими достижениями, как благополучие курсантов – его неустанным заботам. Потому что именно Вячеслав Александрович неутомимо ищет для своего «детища» все новых и новых спонсоров, убедительно доказывая им пользу для будущих мужчин мужественного военного воспитания.
Да и сам Сергей Викторович, выполняющий социальное задание своего образцового шефа, установил теснейший контакт с Комитетом по общественным связям правительства Москвы через заместителя председателя Александра Васильевича Чистякова, что очень помогает в работе. Так, за два года в оздоровительных учреждениях Севастополя побывали 15 суворовцев, не имеющих родителей, в Ялте – 18. В этом году более 20 курсантов отправили в Алушту. Получают ребята и подарки на новогодних праздниках в мэрии и Кремле. А самому училищу межрегиональный благотворительный фонд «Созвездие» преподнес 250 комплектов термобелья, изготовленного по космическим технологиям.
Словом, идет полным ходом нормальная жизнь, центром притяжения и внимания которой являются дети. А ведь именно им в недалеком будущем предстоит стать защитниками страны, чей мир и покой уже сейчас их учат хранить в стенах суворовского училища. Ушел очередной, 54-й выпуск из этих стен. И уже полным ходом идет подготовка к приему нового пополнения. Но кто бы ни пришел сюда осенью в первый раз, за них можно быть спокойными: училище не только школа жизни, но еще и по-настоящему родной дом, в котором хорошо учат своих питомцев любить и приумножать славу Отчизны…
Комментарии