Деревенька на 300 человек, места грибные, тихие. О каждом тут знают все: какие беды и радости в доме, что волнует-тревожит, как дети растут. Здесь семьи редко ограничиваются одним ребенком, наследники рода – опора и надежда, настоящее и будущее поселения, обосновавшегося на этих землях еще в 1670-м. В первый класс маленькие жители деревни приходят в школу неподалеку от дома. В этом году в Плоски два первоклассника. Им предстоит проучиться девять лет и сделать выбор – куда устремиться дальше. А пока… шалят, играют, привыкают. «Сложно вначале с ними было, – улыбается их школьная «мама» Наталья Колобова, – а сейчас заинтересовались, другими стали, настоящими учениками». Вместе с ними и педагог учится – в этом году победительница нацпроекта Колобова перешла на новые стандарты. Работать, говорит, стало еще интереснее.
На ее занятия после уроков собирается вся начальная школа. Добавленные на внеклассную деятельность 10 часов позволяют детям получить ответы на те вопросы, которые повисают в воздухе в классе из-за нехватки учебного времени. Игры, экскурсии, исследования. Хочешь понять, как это устроено, ищи сам! Друзья всегда помогут. В кружках, которые ведет Колобова, – «Хочу все знать!», «Поиграй-ка», «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Я люблю свой край» – развивают не только ум, но и чувства. Творческие навыки приобретают младшеклассники на курсах Светланы Телегиной «Умелые ручки», а воображение тренируют у Марины Зарудиной во время знакомства с чудом, создать которое способны только «Волшебные краски».В школе ждут оборудование, которое определено стандартами как необходимое. Вот-вот привезут интерактивную доску, проектор, документ-камеру и ноутбуки в каждый класс. Просить ежесекундно тот единственный, который до этого спасал Плоскинскую, неудобно. Хотя до появления новой техники спрос на него поистине велик, тем более в этом году увеличили скорость Интернета, и он стал не только мобильным средством для иллюстрирования темы, но и быстрым помощником в поиске информации.Девятиклассники тоже ждут обогащения компьютерного парка с нетерпением. Сейчас им удалось увидеть выложенные в You Tube постановки «Недоросля» и «Горе от ума», а сколько всего хочется посмотреть еще! Да и обновлять собственные странички сподручнее в школе, а не дома. Иногда идеи переполняют настолько, что дотерпеть, чтобы поделиться мыслями с виртуальным миром, до конца уроков сил не хватает! Александр Рубцов мечтает создать нечто грандиозное, что помогло бы инвалидам легче осваиваться в учебе и в жизни. Сам он постоянно доказывает себе, ровесникам, старшей сестре и взрослым, что его болезнь – детский церебральный паралич – никоим образом не мешает ему быть цельной личностью. Он хорошо учится, участвует в концертных программах, которые школьники с удовольствием показывают односельчанам со сцены Дома культуры, занимается в тренажерном зале. Просился на конкурс «Безопасное колесо», но, демонстрируя, какой он аккуратный, хоть и лихой велосипедист, повредил ногу. Разочарованно подналег на учебу, нужно поступать в 10-й, а это в Головино придется ездить… Рубцова манит перспектива поступления в приборостроительный университет, где, по его мнению, он сможет узнать, как сделать оборудование для ребят с ограниченными возможностями здоровья еще лучше.- Хорошо, что у нас есть тренажерный зал, – отмечает учитель физкультуры Валентина Крылова. – Вот Саша Рубцов, например, освобожден от моих уроков, а развиваться ему надо. Я подбираю ему те упражнения, которые не навредят, и он укрепляет себя, занимается с радостью. В школе нет всех необходимых для гимнастических упражнений приспособлений, и опять-таки нас спасает тренажерный зал, дающий возможность поработать с любой группой мышц. А зимой мы все становимся на лыжи – это самый любимый в деревне вид спорта.Выпускница Ярославского педуниверситета Крылова показывает, что полюбить физическую культуру легко, стоит только пожелать быть такой же, как она, красивой и активной, недаром она в Плоскинской школе 24 года. Здесь всему коллективу работается хорошо, ведь в каждого «своего человека» директор школы Ирина Зарудина вкладывает душу. И люди, согретые теплом ее сердца, стараются отплатить ей тем же: усердием, добрым отношением, любовью. Наверное, в маленькой школе по-другому и нельзя. Необходимы мудрость и внимание к самым незначительным деталям, чтобы не допустить даже самой слабой искорки недовольства. Зарудина в школе формирует особый мир, погрузиться в который оказывается счастьем и для учителей, и для учеников, и для их родителей.Мамы и папы по субботам при желании посещают уроки вместе со своими детьми, а для обстоятельного разговора с предметниками и классными руководителями любой день найти могут – в деревне каждый человек на виду, каждый дом открыт. В Плоскинской школе убеждены, что ребенок – зеркало нравственной жизни родителей. И не перестают напоминать: «Не будьте к детям безразличными. Не жалейте времени на воспитание. Не откупайтесь. Не подавляйте личностные способности. И не балуйте». Ведь взрослые только сообща в состоянии подарить ребенку настоящее детство, полное открытий и радостных воспоминаний, такое, что даст в будущем силы идти своей дорогой.Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото), д. Плоски, Ярославская область
Комментарии