search
main
0

Наследники по прямой. Новую Пушкинскую премию вручили писателям-детям

В этом году совет Новой Пушкинской премии решил всех удивить. Если десять предыдущих лет он награждал и чествовал профессиональных писателей, переводчиков, критиков и музейщиков (среди лауреатов поэты Юрий Кублановский и Глеб Горбовский, прозаики Вячеслав Пьецух и Валерий Попов), то на этот раз победными лаврами увенчали литераторов не просто молодых, но совсем еще юных: 7-12-летних воспитанников Лаборатории по работе с одаренными детьми при Московской городской библиотеке им. А.П.Гайдара под руководством Льва Яковлева. Специальным дипломом «За гармонию слова и образа» отмечен художник Константин Сутягин, автор литературно-художественного цикла «Про счастье».

Учредители Новой Пушкинской – Фонд Александра Жукова, Государственный музей А.С.Пушкина и Государственный музей-заповедник «Михайловское» – сделали все, чтобы вписать Год литературы в историю премии отдельной строкой. Получилось! Комментируя столь необычный выбор, председатель совета премии писатель Андрей Битов заметил, что детское творчество – вещь необычайно мощная. Юных «надо учить верить в свои возможности. Через собственное сочинительство – к чувству текста, через это чувство – к увлечению чтением, через увлеченность чтением – к вкусу, через вкус к слову – к настоящей литературе».Детский поэт и драматург Лев Яковлев уверяет, что все его питомцы невероятно талантливы, искренни, веселы и умны: «Не знаю, что с ними будет дальше, но пока что они пишут намного интересней современных детских писателей». Лаборатория собирается два раза в месяц, ребята читают свои произведения, обсуждают, дают друг другу советы. И так на первый взгляд совершенно незаметно учатся профессии – композиции, чистоте стиля, завершенности, эмоциональности, динамичности. В ближайших планах студийцев – выпуск первого сборника, проиллюстрировать который взялись ученики художественной студии «Жар-птица» под руководством Ольги Лагранж….Церемонии вручения Новой Пушкинской премии, которые традиционно проходят в атриуме Государственного музея А.С.Пушкина, всегда пишутся неповторимым изысканным почерком. Из года в год лауреатов ждут концерты старинной музыки и поздравления особых гостей. На этот раз юных писателей приветствовала праправнучка Пушкина Александра Гамильтон, герцогиня Аберкорнская. Она живет в Северной Ирландии, по-русски не говорит, но выступления победителей слушала с интересом, пытаясь разгадать в потоке непонятной речи знакомые «кровные» интонации. На следующий день герцогиня уехала в Болдино, где до этого никогда не бывала, а лауреатов Новой Пушкинской ждут каникулы в Михайловском. И пока они путешествуют, набираясь новых впечатлений, у читателей «УГ» есть возможность лично ознакомиться с их творчеством.Храпящее одеялоМилисента ЧЕРЕДНИЧЕНКО, СаровОднажды Машу укладывали спать. А Маша не хочет! Она еще мишку с зайкой не уложила, а мама уже за нее взялась!Кое-как мама прочитала Маше сказку, накрыла ее одеялом, выключила свет и ушла.Лежит Маша, лежит… А сна – ни в одном глазу! И решила она научиться храпеть. Однажды Маша слышала дедушкин храп. И как ей это понравилось!И вот Маша в кровати хрюкает и свистит. Это она будто храпит.А мама захотела проверить – как там Маша? Зашла она в комнату и видит: кровать храпит, подушка храпит, но громче всех храпит… одеяло!- Как же Маша спит среди этого шума? – говорит мама. Приоткрыла одеяло – и сразу стало тихо!- А кто же это храпел? – спросила мама.- Одеяло! – ответила Маша.Мама папе эту историю рассказала, и он тоже решил проведать Машу. Заходит, а там звучный храп!«Неужели действительно одеяло?» – подумал папа и посмотрел на кровать. А Маши-то не видно!- А ну, отдавай мою Машу! – вскричал папа и ка-ак начнет щекотать одеяло! А одеяло ка-ак завизжит! Как засмеется! И из него Маша как выскочит!- Папа, хватит щекотаться!- Так это ты храпела? А я думал – одеяло! – расстроился папа.- А вот и нет! Ты что, глупый? – воскликнула Маша.С тех пор она больше не храпит. И на одеяло ничего не сваливает.Солнечное теплоЛада ВЕРШКОВА, Москва30 июня… Этот день самый важный! В этот день котенок Пушок думал о солнце. Он думал так: «Солнце – это желтый круг с ямками. Интересно, как ему удается отдавать столько тепла и света? И теплое оно, потому что желтый цвет теплый? – котенок знал толк в цветах. – Или потому, что в этом бумажном круге спрятана батарея?! А может, оно живое и у него внутри бьется любящее сердце?»Соображать надо!Андрей АНДРЕЕВ, МоскваЖил-был муравей по имени Лев. И жил-был лев по имени Муравей. Из-за этого в лесу всегда был переполох. Зовут муравья – идет лев. Зовут льва – идет муравей. Звери очень устали от этой неразберихи и попросили льва и муравья поменять имена.Сказано – сделано! Муравей взял имя Лиса, а лев назвал себя Волком. Тут пуще прежнего пошла путаница! Зовут волка – приходит лев, зовут лису – приходит муравей… Тогда звери сказали: «Лев и муравей, назовите же себя наконец как следует! Пусть льва зовут Лев, а муравья – Муравей!» Но лев и муравей не захотели сделать, как их просят, а вместо этого вообще ушли из леса.И что же? Вскоре про них все забыли. В лесу теперь порядок. А где наши герои и что делают – не знает никто.Черный стулИван МАКАРОВ, МытищиВ одном детском саду в музыкальном зале стоял черный стул. На него сажали тех детей, которые не слушались. Однажды туда посадили мальчика, а к концу занятия выяснилось, что он исчез. Его долго искали, но так и не нашли. Через какое-то время туда снова посадили мальчика, и он тоже исчез.У этого мальчика был друг, его звали Артем. Ему приснился сон. Он увидел мрачное подземелье, и в нем своего друга, который звал на помощь. Артем подумал, что этот сон говорит правду, и рассказал его своим друзьям. Ребята решили, что подземелье из сна – это подвал детского сада, и решили сходить туда сами и проверить. Как-то в тихий час, когда воспитательницы не было в группе, они взяли с собой фонарь и спустились в подвал. Там было темно и страшно, повсюду висела паутина и бегали крысы. Но мальчики храбро шли вперед.В самом углу, у стены, они увидели связанных детей. Дети спали. На руках у них были странные кольца. Артем развязал их и снял кольца, и тогда дети очнулись. Они сказали, что нужно бежать, потому что скоро вернется призрак и поймает их. Артем с фонарем вывел всех из подвала, и они вернулись в группу. Там они рассказали, что с ними случилось. На каждого, кто садился на черный стул, призрак надевал одно из своих волшебных колец, и он делался невидимым. Невидимых детей можно было увидеть только в темном подвале.- Призрак рассердится, что мы убежали, и будет мстить, – сказали дети.- Мы должны выяснить, что ему надо, – предложил Артем. И дети решили снова спуститься в подвал. Призрак ждал их. Он был зол.- Вы фашисты, я вас убью! – закричал он на детей.- Мы не фашисты, мы русские, – удивились дети.Они стали расспрашивать, и тогда призрак рассказал свою историю. Во время войны он был охранником в детском саду. Когда пришли немцы, он спрятал детей в подвале, а сам отстреливался до последнего патрона. Его взяли живым и долго пытали, привязав к черному стулу. Немцы хотели узнать, где дети. Но охранник ничего не сказал. Тогда его убили, и он стал призраком. Черный стул вызывал в нем ужас, поэтому он забирал оттуда детей и прятал их в подвале.Дети объяснили ему, что война давно закончилась, что фашистов победили и никто уже не убивает детей. Потом они рассказали все взрослым. Черный стул сожгли, а призраку подарили новую мебель, и поставили ее в подвале. Иногда дети приходят к призраку в гости и рассказывают ему новости.ОсеньМария ВЕСНИНА, МоскваКогда я вышла на улицу, я заметила, что рыжеволосая девушка Осень поменяла наряды деревьям. В желтый, красный цвет она покрасила листья.Стало холодать. Трава пожелтела. Небо стало похоже на темно-синее море. И серые облака, как корабли, начали свой путь. Солнце стало не так сильно греть. День быстро заканчивался. И король ночи закрашивал все в черный цвет…СонТимофей ПАВЛОВ, МоскваКогда-нибудь мальчику приснится снежный вихрь. Он постучит в окно пуховыми белыми рукавицами, и мальчик услышит: «Выходи, полетаем». Радостно шагнет навстречу снежному вихрю мальчик, и тот поднимет его высоко в небо. Мальчик полетит над землей, и вот он уже в сияющей стране, где повсюду блистают алмазы и изумруды, рубины и другие нарядные камни. «Где мы?» – спросит мальчик, и снежный вихрь ответит: «В Маргэрмии».Давным-давно на белом свете существовали маргэрмы – волшебницы, жившие в горах. Народ этот был известен в те времена своими необычными способностями. Они могли обращать живые существа в неживые и наоборот. А как выглядели маргэрмы, неизвестно – люди, видевшие их, были превращены маргэрмами в камни. Питались маргэрмы снегами и ледниками. Страна их называлась Маргэрмия.Маргэрмы исчезли, но и сейчас в окрестностях этой страны можно видеть полуразрушенные скалы, напоминающие охотников, рыцарей, пастухов или геологов. Да, это так, нужно только уметь увидеть. Люди все настойчивее стремились попасть в Маргэрмию, ведь этот край сулил им несметные богатства и возможности. Чтобы добиться этого, люди строили все больше заводов и машин с трубами, дымящими ядовитыми газами. И так снега стали не такими чистыми, как прежде, ледники стали таять, и маргэрмы исчезли. О том, как это случилось, рассказывают всполохи северного сияния, только никто не умеет их слышать, разве что маленькие дети во сне, но наутро все забывается.Они будут там одни, мальчик и снежный вихрь, пока мальчик не увидит окаменевших людей. «Это несправедливо», – подумает он и тут увидит в снежном вихре волшебную девочку. Они заплачут, и слезы расколдуют людские камни.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте