search
main
0

Наследники Гагарина

​В 2014 году первому космонавту Юрию Гагарину исполнилось бы 80 лет. Этому славному юбилею были посвящены традиционные – сороковые – Гагаринские чтения в Российском государственном технологическом университете (МАТИ) имени К.Циолковского, в которых приняли участие космонавты, московские школьники, студенты и педагоги.

Участников чтений приветствовали и ответили на вопросы школьников летчики-космонавты Алексей Леонов, Виктор Горбатко, Сергей Крикалев.  Алексей Леонов рассказал о подготовке первого отряда космонавтов, Виктор Горбатко поделился воспоминаниями о Юрии Гагарине, а Сергей Крикалев провел виртуальную экскурсию по Центру подготовки космонавтов, подчеркнув, что у хорошо подготовленного инженера есть реальный шанс стать покорителем космоса.В рамках чтений работала специальная секция «Юные ученые» для учащихся 3-11-х классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации и других стран. Московские школы были представлены очень интересными докладами. Например, ученик десятого класса школы №731 Евгений Ястребов рассказал о «Современном самолетостроении» (руководитель – учитель ИКТ С.Зейналова), ученица 11-го класса школы №1232 Дарья Барцевич – о «Челомее – родоначальнике отечественных малогабаритных межконтинентальных баллистических ракет (МБР) (к 100-летию со дня рождения выдающегося конструктора)» (руководители – учителя ИКТ Сергей Сухов и Василий Портнягин). Школа №591 подготовила целую команду докладчиков из 7-10-х классов, которых заинтересовала тема «Чистое небо будущего» (руководитель – учитель физики Л.Шило).Широко на чтениях были представлены работы молодежных конструкторских бюро: «Производство и потребление электроэнергии в жизни мегаполиса на экологически чистых детских площадках» и «Альтернативные источники электрической энергии и получение электрического тока для освещения переходов и станций в современном Московском метрополитене (школа №72), «Языки программирования» (школа №587), «Система очистки космоса от последствий человеческой деятельности» (школа № 731), «Развитие интереса к аэрокосмическому моделированию у школьников через взаимодействие учебных предметов» (школа №887), «Электронный тир» и «Магнитная пусковая установка» (школа №1436). Мечты о космосе не оставляют нынешних наследников Юрия Гагарина, не случайно на чтениях было представлено так много работ, посвященных космической тематике. На «Землю из космоса» посмотрели семиклассники школы №72 Константин Иванников, Алина Хакимова, Дмитрий Шустров, на «Марс – колонию нового света» – ученица 9-го класса школы №491 Александра Алимова. Семиклассница школы №491 Кристина Богданова оценила работу «Космических агентств стран мира и их совместные проекты». Мечтатели из школы №491 обсуждали «Как осуществить защиту первых переселенцев на Марсе?» (Виктория Илюшина, 7-й класс), «Новые технологии в строении космических станций» (Виктория Постникова, Изабелла Пахниц), «Колонизацию Луны землянами» (Кристина Силаева, 9-й класс). Ученики школы №491 смогли поговорить и о чисто технических проблемах, темами их докладов были: «Фотонные ракеты» (Мария Калинина), «ГИРД-09» (Никита Черепнин), «Атомная энергетика – стратегия нулевого ущерба» (Александра Купцалова и Валерия Круглова), «Композиционные материалы, применяемые при создании специального машиностроения» (Михаил Ёлгин), «Композиционные материалы и их использование в космических скафандрах» (Анастасия Пушкарёва и Далер Муниев). Примечательно, что руководителем всех этих и других проектов была учитель физики школы №491 Лариса Прокопович.Кроме технических тем, юных участников чтений интересовали физика и математика, они говорили о «Листе Мёбиуса» и «Математике в архитектуре» (школа №72), о «Перспективах прикладного использования результатов работы Большого адронного коллайдера в народном хозяйстве РФ» (школа №731), «Парадоксах квантовой механики», «Роли темной энергии в эволюции Вселенной» «Современных поисках и исследованиях черных дыр во Вселенной» (школа №807), «Возможностях и ограниченности математической индукции» (школа №843), «Изучении перспектив использования квантовых эффектов в жизни» (школа №1306), «Исследовании возможностей тепловых аэростатов на солнечной энергии» (школа №1364), «Четвертом агрегатном состоянии вещества» (школа №1448). Московские школьники выступили также на тематических подсекциях «Информатика», «Общественные науки», «Экология». Специалисты высоко оценили качество и содержание докладов, а также перспективы юных докладчиков на успешное обучение в высшей школе и даже их участия в научной деятельности. Ректор МАТИ Александр Рождественский вручил юным ученым и исследователям дипломы лауреатов. Журналистам Александр Викторович рассказал, что проведением чтений работа со школьниками не ограничивается, в вузе много самых разных секций и кружков, где ученики столичных школ строят планеры, создают роботов, работают над оригинальными конструкциями летательных аппаратов. Работает кружок и на базе Центра технологической поддержки образования, оснащенного за счет гранта, предоставленного Правительством Москвы. Благодаря гранту МАТИ закупил дорогостоящее оборудование – станки, компьютеры, расходники, то есть все необходимое. Кстати, участники чтений смогли посетить этот центр и убедиться, что работа там интересна и содержательна, а оборудование действительно самое современное. Журналисты увидели, как идет раскройка деталей для планера, как станок аккуратно вырезает заданную форму, которую спроектировали ребята. Александр Рождественский признался: «Когда я вижу, как здесь, в наших мастерских, ребята мастерят какие-то невероятные летательные аппараты, то понимаю, что стал свидетелем моделирования будущего. Именно эти школьники всего лишь через 10 лет станут инженерной элитой страны и будут реализовывать уже взрослые проекты в аэрокосмической области, да и не только. Сейчас же, пока они еще в школе, для нас важно, чтобы самые талантливые и полные энтузиазма ребята выбрали для себя при поступлении в вуз не карьеру чиновника или менеджера в корпорации, а именно инженерное образование. Поэтому мы активно работаем со школами, рассказываем и ребятам, и их родителям о том, что есть возможность начиная с младших классов попробовать себя в программировании, в моделировании». «Здесь с учениками из средних школ со всей Москвы регулярно занимаются студенты и специалисты МАТИ, – рассказал журналистам директор Центра технической поддержки образования МАТИ Андрей Лямин, – в основном ребята приходят начиная с 7-8-го класса, но есть и младшие – попасть сюда может любой школьник, мы рады тем, кто увлечен космосом и аэромоделированием. МАТИ – вуз аэрокосмический, поэтому и акцент в работе мы ставим на создании беспилотных летательных аппаратов, ребята собирают модели по аналогии с западными, придумывают и свои, делают то, что им самим интересно, ставят цели вполне грамотно, с прицелом на какие-то действительно серьезные потребности. Например, одна из задач, которую можно решить с помощью квадрокоптеров, – мониторинг-ситуация на дорогах (с высоты-то все видно), а также и оперативное отслеживание ситуации в труднодоступных местах, например в очагах возгорания».Приобщение школьников к инженерной деятельности, техническое просвещение и грамотная профориентация – задачи, которые решает университет. Не случайно для участников Гагаринских чтений была подготовлена насыщенная экскурсионная программа, которая предлагала посещение музеев Москвы, промышленных предприятий, Центра подготовки космонавтов имени Ю.Гагарина.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте