Если можно было бы повернуть жизнь вспять, Наталья ТОЛМАЧЕВА – учитель русского языка и литературы нижегородской школы № 139 – изменила бы единственное. Не послушалась бы маму, а сразу пошла на филологический. «И не потеряла бы столько времени!» – смеется она. Но сначала стала химиком. Как говорит сама Наталья Юрьевна, была слишком послушной дочкой слишком настойчивой решительной мамы. Мама была учителем математики, много лет проработала завучем. Это сказалось и в семье – беспрекословное подчинение учеников перенесла и на своих детей.
– Видя мое рвение к школе, к педагогике, она, можно сказать, запретила мне поступать в университет или в педвуз. Я очень любила литературу и химию. Казалось бы, две несовместимые науки, но если подумать, то очень много общего. Я считаю, это самые красивые науки – рисунок словом в литературе и красота эксперимента, в химии.
Вот под напором мамы я и выбрала химико-технологический факультет нашего Горьковского политехнического института. Но все равно мечтала и говорила ей о том, что обязательно получу филологическое образование. Так и получилось.
У нас учительская родословная. По отцовской линии и тетки преподавали, и сам папа у меня географ, заядлый краевед – походы, поездки, путешествия. Дед был физиком и математиком, а бабушка – преподавательницей русского языка. Поэтому считаю, что я наследница по прямой в плане профессии, наверное, и в моих детях проявились эти врожденные грамотность и любознательность. А если взять корни еще дальше, то мой прадед, отец моей бабушки, был волостным писарем, а ее мать окончила прогимназию и имела в то время право преподавать.
Наталья Юрьевна и сейчас свою работу учителя расценивает не как желание научить, а желание рассказывать что-то, говорить на эти интересные темы, делиться с кем-то впечатлениями. Очень любит поэзию, пыталась сама писать стихи, и делает это до сих пор – порой удачные, порой неудачные. Удачными называет лишь те, которые прошли одобрение у профессионалов – известных поэтов. К своему творчеству относится очень строго, хотя, по мнению друзей, уже можно собрать стихов и на целую книжку.
Итак, после окончания политеха еще три года отработала по направлению в Череповце, после чего вернулась в родной город с полной решимостью получить заветное образование. Поступила, но на курсы экскурсоводов в Горьковское бюро путешествий – видно, передалась от отца тяга к странствиям. Десять месяцев учебы, удостоверение и с тех пор совмещает две профессии. Но уже не профессию химика, хотя отработала 11 лет на производстве да три года учила химии в ПТУ № 38.
Уже из ПТУ в августе 1992-го Наталья Юрьевна пришла в школу № 139 преподавать литературу. Пришла, будучи студенткой пятого курса заочного отделения филологического факультета Государственного университета имени Н. Лобачевского.
– Поступила я туда через 15 лет после окончания школы, и мне было 33 года. Собственно, я поставила всех, в том числе и маму, уже перед фактом. Не остановило меня и то, что сыну тогда было два года, а дочке – четыре. Тем не менее я не испытывала трудностей, как, например, в химии. Ведь я гуманитарий, это мои любимые предметы, давались мне они легко, поэтому закончила вуз довольно-таки успешно. Дипломная работа была связана с литературным краеведением – «Образ Нижнего Новгорода в творчестве Горького». Этого писателя я уважаю как личность за то, что он в жизни всего добивался сам. Не закончив университета, сумел стать мировым гением. Таких самородков действительно немного, можно по пальцам пересчитать, а Горький, наверное, один из первых. В общем, я продолжила работу со своим научным руководителем, и как результат – шесть научных публикаций, участие в международных «Горьковских чтениях», которые проходят раз в два года. Теперь дети выросли, и я поняла, что настало время заняться вплотную кандидатской диссертацией. Сейчас все силы на немецкий – готовлюсь к сдаче кандидатского минимума.
К трудностям я привыкла и, когда пришла в школу, даже пыталась совмещать три предмета. Два года (восьмой и девятый классы) я вела химию, русский язык и литературу в своем классе, где была классным руководителем. Но потом поняла: надо выбирать. Сложно так разбрасываться – ведь в каждом предмете есть своя специфика, появляются новые требования. И я сделала свой окончательный выбор в пользу литературы.
Очень люблю путешествовать, часто провожу экскурсии со школьниками, в том числе и учениками нашей школы. Получается, краеведение тоже нужно вести мне! С другой стороны, и историки особо не возражают, потому что этот предмет тоже достаточно специфичен – необходимо знание города, архитектуры, исторических, литературных и многих других источников. Конечно, это развивает, не дает застояться человеку на месте. Кому-то экскурсионная работа может показаться шуточной, подумаешь – взял микрофон и болтаешь. Нет, без знания маршрута (и даже методики, совсем как в школе) хорошую экскурсию не сделаешь. Это тоже серьезная работа, только, может быть, более публичная, более зрелищная, что и привлекает детей поначалу. Наш нижегородский край очень благодатный с точки зрения литературного краеведения. Только в Нижнем Новгороде одних горьковских мест свыше двадцати! Несколько лет назад, как раз при изучении творчества Максима Горького, возникла идея проводить урок-экскурсию. И если тогда в седьмом классе ученики только помогали мне его вести, то уже в 11-м они сами готовятся и выступают в роли экскурсоводов для своих одноклассников.
Дочь моя тоже предпочла историю, хотя выбирала между ней и литературой. Была со мной на каждой экскурсии, и сформировала ее в этом направлении, наверное, я. Кстати, нисколечко в этом не каюсь, потому что не считаю свою работу в школе такой неблагодарной, плохой. И потом неизвестно еще, пойдет ли Марина работать в школу, но история – такой интереснейший предмет! Тем более история и литература взаимосвязаны: как можно, например, без знания античной литературы изучать этот период истории или как без исторической обстановки объяснять какое-либо литературное явление?
Для учителя, по-моему, главное – любить не только свой предмет, но и именно саму работу, какая бы она ни была трудной. Любить детей, знать, на что ты идешь, и этого не бояться. Только так, наверное, можно работать в школе. Я себя, честно говоря, педагогом назвать не могу. Мне кажется, получаются из нас педагоги или нет, судить не нам. Кому? Детям, родителям, коллегам. Но, судя по тому, что и после выпуска ребята приходят в школу поделиться успехами или просто благодарят, это конечно, приятно, значит работаю ненапрасно. Для меня главное, чтобы мои ученики состоялись, каждый в своем деле. Но я считаю, что именно без моего предмета трудно вообще стать интеллектуальным человеком, потому что словесники закладывают основы. Литература – это сама жизнь, потому что она ее отражает. И я уверена, человек читающий, интересующийся обязательно найдет свой путь в жизни.
Фото автора
Нижний Новгород
Болдинское вдохновение
Дорога. Осень. Арзамасский тракт.
Карета мчится, в ней столичный путник.
Уж позади остался Нижний град –
В именье родовое едет Пушкин.
Еще о том не ведает поэт,
Что волею судьбы он здесь надолго –
На выезд из губернии запрет.
Холера к нам пришла с низовьев Волги.
Он едет в Болдино. Что за названье?
О нем в России вряд ли знает кто,
Но вдохновенья пушкинского пламя
Навек прославит Болдино-село.
Тому причина – Болдинская осень,
«Из всех времен» он «рад лишь ей одной».
Природа щедрая земли Нижегородской
Пленила Пушкина осеннею красой.
Поля и лес. Аллея в барском парке…
Легко ложатся строчки на листок –
Все краски осени слились в очарованье
Неповторимых пушкинских стихов!
И он писал стихи, поэмы, прозу…
Был необычен творчества порыв!
Да, в эту осень гению в угоду
Здесь, в Болдине, Кастальский бил родник.
Опять в дорогу. Кончен карантин.
Всё собрано, но что ж Ты медлишь, Пушкин? –
Ты здесь творил и полной жизнью жил
И с Музой болдинской расстаться,
видно, грустно.
А впереди – Москва и Натали,
Друзья, родные, скорая женитьба.
Ну что ж, поэт, счастливого пути!
Твой путь через века не перестанет длиться!
1999
Посвящается моей маме и всем учителям…
Снова, падая, листья шуршат,
Снова осень – пора учебная,
Снова в школу они спешат
С новой радостью
и вдохновением.
С нетерпеньем их дети ждут –
Сотни глаз, устремленных
внимательно.
Вот звонок прозвенит,
и придут
К ним любимые
преподаватели.
Год учебный у них впереди,
Год один или вечность
целая…
Ах, как быстро время летит.
Уж за партами – новая смена.
Хоть окончена школа давно,
Увели нас дороги разные,
Помним светлое
детство свое,
Эти годы прекрасные. Яркие!
Не забыть нам учителей!
До сих пор их советы
помнятся.
И у них, наших старших
Что загадано, пусть все
исполнится!
Не стареют душою они!
В их глазах – наша молодость
светлая!
Дарят детям они от души
Все сокровища сердца
несметные.
1997
Комментарии