search
main
+1

Наследие

Методики Людмилы Петровны Ильенко доступны каждому учителю

Система интеграции Людмилы Петровны Ильенко – соединение учебного материала отдельных предметов в единый образовательный процесс. Этот принцип был положен в основу теории и практики управления методической работой в общеобразовательных школах. Новаторский метод доказывает, что элементы различных предметов в рамках одного урока способствуют рождению качественно новых знаний.

 

Людмилы Петровны Ильенко не стало в июне 2022 года. В квартире заслуженного учителя РФ, доктора педагогических наук, профессора МПУ, академика Международной академии наук педагогического образования, отличника народного просвещения, почетного работника народного образования РФ осталась богатая библиотека, насчитывающая тысячи книг. Здесь же хранятся опубликованные работы и рукописи Людмилы Петровны. Статьи и книги, написанные Людмилой Петровной, многократно переиздавались. Разработанный ею метод межпредметной интеграции позволил объединить сходные по содержанию темы различных предметов в начальной и средней школе. (Некоторые авторские материалы были опубликованы в приложении к нашей газете «Граждановедение» №4, 6, 35, 44 за 2000 год).

Людмиле было девять лет, когда началась Великая Отечественная война. Из родного Иванова семья была эвакуирована в Ташкент. После школы Людмила окончила Педагогический институт имени Низами и начала работать учителем русского языка и литературы. В двадцать три года она провела свой первый урок в ташкентской школе. Любовь к своему предмету Людмила Петровна пронесла сквозь всю жизнь.

Некоторое время Людмила Петровна сотрудничала с республиканским Институтом русского языка и литературы, где преподавала в национальных группах, совмещая эту деятельность с работой в школе. О жизни в Ташкенте семья Ильенко хранит самые теплые воспоминания. Здесь Людмила Петровна получила бесценный опыт для будущей работы.

Когда на должность в Москву пригласили мужа Людмилы Петровны, у нее уже был двадцатилетний педагогический стаж. Поработав год учителем в московской школе, Ильенко стала завучем. В Куйбышевском районе столицы (теперь это Восточный административный округ) была создана благодатная почва для творческого развития педагогов. Именно в это время в ряде учебных заведений района тестируется межпредметная интеграция в начальной школе. Ильенко как методист начальных классов Куйбышевского руно, а затем руководитель методического кабинета начальных классов в центре всей экспериментальной работы. Примерное тематическое планирование по предметам начального цикла с элементами интеграции (1989), подготовленное методистом Ильенко, стало долгожданным пособием для учителей. Педагоги убедились, как можно уже на первом этапе межпредметной интеграции объединять близкие по содержанию темы различных школьных предметов. Урок будет более эффективным, если, например, объединить литературное чтение, рисование и музыку.

Людмила Петровна Ильенко была убеждена, что интегрированные уроки в начальной и средней школе позволят с первых дней учебы формировать у детей целостную картину мира. Все предметы, изучаемые детьми, связаны между собой. Еще один плюс таких уроков – высвобождение учебного времени. Большое внимание должно уделяться интеграции начального и среднего звеньев школы. Эти идеи легли в основу кандидатской диссертации Л.П.Ильенко.

К сожалению, вопрос о формировании целостной картины мира у детей может исчезнуть из школьной повестки. Да и проблема перегрузки учеников не стала с годами менее актуальной. Скорее наоборот.

Людмила Петровна считала, что корень всех перемен кроется в повышении профессионального мастерства учителя, а для этого необходимо поднять методическую службу на новый уровень. Структура службы, ее содержание, формы работы педагогического коллектива должны развиваться постоянно, чтобы соответствовать запросам времени. Ильенко видела тот большой потенциал, который позволит поставить методическую службу на новые рельсы. Модернизация основных структур организации школьной жизни, повышение профессионального мастерства педагогических кадров должны происходить через более совершенные формы методической работы. Работа «Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях» (2003) доктора педагогических наук Л.П.Ильенко переиздавалась несколько раз.

Пособие «Интегрированный эстетический курс для начальной школы» (2000) было чрезвычайно востребовано практикующими учителями. Созданию такого курса предшествовала длительная экспериментальная работа в школах. Стиль работы Ильенко – проверять и подтверждать на собственном опыте – гарантировал высокое качество каждого научного руководства, так нужного учителям. К примеру, появлению учебных пособий по теме «Управление школьной методической службой с целью творческого развития личности учителя и ученика» предшествовала экспериментальная работа в течение трех лет (начиная с 2005 года) в нескольких московских школах, гимназии города Щелкова, школах городов Дзержинского и Королева. В то время Людмила Петровна была главным научным сотрудником Института управления образования РАО. Ее связь со школами всегда оставалась крепкой и вдохновляла на новые труды. Более 300 печатных изданий – богатое наследие талантливого ученого. В списке этих работ учебник «Московия» для 1‑го класса, рабочие тетради для начальной и средней школы и множество научных статей.

Людмила Петровна работала с каждым учителем индивидуально, она обсуждала с заинтересованным педагогом конкретные материалы, и вместе они создавали рабочие тетради, наглядные пособия, планы уроков. По инициативе Людмилы Петровны образовывались методические объединения, проводились совещания, коллоквиумы, круглые столы, в результате рождались коллективы единомышленников. Индивидуальная работа велась и с учениками, на основе опросов и анкетирования педагоги вносили коррективы в свои уроки. На базе всей этой работы и создавались новые методические пособия.

Научно-практические семинары по интеграции и интегрированному эстетическому курсу проводились с 1988 по 1998 год для различных категорий работников образования и получили высокую оценку слушателей из различных регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. По отзывам педагогов, внедривших методику Ильенко, интеграция способствует всестороннему развитию детей, расширяет их кругозор, а учителю дает возможность работать творчески. Кроме того, благодаря интеграции снижается утомляемость учащихся за счет переключения их внимания на разнообразные виды деятельности в ходе урока.

В одной из своих последних работ член-корреспондент Международной академии педагогического образования Людмила Петровна Ильенко пишет о том, что российское образование стремится приблизиться к мировым образцам, отвергая сложившуюся систему. Под видом непрерывного реформирования школ идет процесс разрушения структуры и содержания образования, прежде всего гуманитарного. А ведь оно способствует развитию мировоззрения и культуры подрастающего поколения. Особенно серьезным изменениям подвергаются русский язык и литература («Вне­урочная работа в школе как фактор модернизации образования», 2012).

В 2011 году Людмила Петровна стала руководителем программы фонда «Зеленый свет». Цель проекта заключалась в создании и апробировании нетрадиционных и эффективных моделей обучения в средней школе; для этого необходимо было модернизировать управление методической службой и издать инновационное методическое пособие в помощь работникам образования. Результатом серьезной работы стало издание в 2012 году нескольких методических пособий, которые по сей день являются настольными книгами многих учителей.

Идеи Людмилы Петровны чрезвычайно актуальны в наши дни. Каждый педагог, основываясь на авторских методических разработках, может привнести в процесс преподавания свои представления о межпредметной интеграции. И новые поколения школьников получат возможность познавать мир во всем его многообразии.

Людмила Петровна была по праву награждена Пушкинской медалью, а также медалью К.Д.Ушинского и серебряной медалью ВДНХ СССР, ее заслуги в педагогике трудно пере­оценить. Творческое применение ее методов каждым неравнодушным учителем, без сомнения, поможет вывести российскую школу на новый уровень, и это именно то, к чему Людмила Петровна стремилась всю свою жизнь.

Елена МАЛЬЦЕВА, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ

 

От редакции

«Учительская газета» собирается опубликовать цикл материалов, которые ознакомят наших читателей с методическими разработками Л.П.Ильенко, в том числе будут опубликованы авторские планы уроков для начальной и средней школы. Вы можете направлять свои отклики на указанные публикации на ug@ug.ru. Наиболее оригинальные и интересные из них будут также опубликованы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте