search
main
0

Насилие, которому нельзя потакать. Елена ВОЛКОВА, директор Института психологии Нижегородского государственного педагогического университета

В истории любой страны есть периоды, когда актуальность каких-то социальных проблем становится чрезвычайной и общепризнанной. К числу таких проблем в современной России относятся проблемы асоциального детства.

В ежегодных государственных докладах о положении детей в Российской Федерации приводятся статистические данные, которые характеризуют наше детство как кризисное, как критическое. В 2001 году на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних в органах внутренних дел состояли 390 с лишним тысяч подростков. Кроме того, снизилась возрастная граница преступлений и правонарушений и выросло количество особо тяжких преступлений, совершаемых нашими детьми и подростками. Вместе с тем если мы посмотрим, как работают такие основные институты социализации ребенка, как семья и школа, то увидим, что и они, к сожалению, не всегда справляются со своими задачами. Каждый год отмечается увеличение количества родителей, в отношении которых были предприняты различные административные меры вплоть до лишения родительских прав, растет количество детских домов, интернатов и приютов.

У истоков детской наркомании и алкоголизма, бродяжничества и беспризорности, преступлений и правонарушений стоят проблемы насилия и жестокого обращения с ребенком. Иногда он становится агрессивным и озлобленным на окружающий мир. . Озлобленный и подавленный ребенок – идеальный материал для пополнения армии жертв и преступников. К сожалению, можно утверждать, что сегодня насилие – определяющая характеристика общественной реальности в России. Речь уже идет не только о «горячих точках», где гибнут люди, тема насилия все чаще и чаще используется СМИ, она становится привычной и для обыденного общения, обращения с детьми. Насилие незаметно прокралось и в наши семьи, проявляясь в самых разнообразных формах – от угрожающих интонаций до бесконтрольных действий. Оно прокралось и в школы, и в детские сады и заполнило улицы. Самая главная трагедия, как мне кажется, состоит в том, что насилие становится обыденной реальностью, мы действительно стали к нему привыкать.

Ощущение нарастающей угрозы духовному, социальному, психическому и физическому здоровью людей, и самое главное детей, не может оставить безучастными тех, для кого детство – несомненная ценность, для кого оно обладает особым социокультурным смыслом. В Нижегородской области такая работа ведется уже пять лет, и ее инициаторами, организаторами и вдохновителями стали практические психологи. Это тот случай, когда практические психологи образования среди всех профессионалов, работающих с детьми, оказались способными проявить не только грамотную профессиональную, но и очень высокую гражданскую позицию.

Как правило, основные элементы системы защиты детей от насилия включают в себя законодательную базу и нормативно-правовое обеспечение деятельности системы, характеристику служб помощи и реабилитации, характеристику всех, на кого направлено действие системы, тех, кто осуществляет работу в этой системе, анализ программ профилактической работы и характеристики управления системой.

В России нет целостного закона, запрещающего насилие над детьми и жестокое обращение с ними, нет у нас подзаконных актов и межведомственных распоряжений, которые бы обеспечивали защиту детей от насилия, нет механизмов защиты ребенка и оказания ему многопрофильной междисциплинарной помощи в этой ситуации. В некоторых районах РФ сегодня создаются подобные законодательные акты, и, мне кажется, крайне важно, чтобы именно практические психологи приняли участие в разработке правовых механизмов, чтобы создаваемая система защиты детей от насилия сама не превратилась в систему насилия над ребенком.

Однако сам перечень подобных служб и их наличие – еще не достаточное условие для обеспечения эффективного функционирования системы. Крайне важно, чтобы эти службы отвечали критериям доступности и достаточности для каждого субъекта РФ, для каждого ребенка. Поэтому прежде всего надо отладить взаимодействие между специалистами различных ведомств и служб.

Между тем для работы в системе нужны педагоги, врачи, детские психиатры, невропатологи, педиатры, средний медперсонал, инспектора по делам несовершеннолетних, социальные работники и юристы. Опыт показывает, что эти специалисты работают разобщенно. Пожалуй, единственный прецедент в России надведомственного или межведомственного объединения этих специалистов представляет собой комиссия по делам несовершеннолетних. Однако, несмотря на то что с недавнего времени эта комиссия изменила свое название на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, профилактической работой эти комиссии заниматься не могут и в силу большой загруженности, и в силу недостаточного понимания специфики этой профилактической работы.

В Нижегородской области есть и другой прецедент межведомственного объединения – «Междисциплинарная команда специалистов по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми». Это группа профессионалов из различных служб, которая согласованно работает по проведению профилактической работы и оказанию практической помощи семьям и детям, перенесшим насилие и жестокое обращение. Такие команды уже есть в тринадцати малых городах Нижегородской области. Они объединены в единую сеть, которую координирует Нижегородский ресурсный центр «Детство без насилия и жестокости».

Программа, которую реализуют эти команды, включает в себя образовательные программы и для детей, и для студентов, и для родителей, и для специалистов; программу мониторинга, особенно эффективен мониторинг ранних предпосылок асоциального поведения детей и подростков; программу консультативной помощи семьям, детям, подросткам и специалистам, а также программу посещения семей. На наш взгляд, работа в области предотвращения насилия и жестокого обращения с детьми должна стать приоритетной для практического психолога. Кроме практического психолога образования у нас сегодня на местах нет других специалистов, которые бы обладали таким же ресурсом знания, понимания и готовности в отстаивании интересов ребенка, умением объединить вокруг себя специалистов разных ведомств и профилей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте