Недавно одобренный Советом Федерации России Закон «О внесении изменений в законодательные акты РФ…» предусматривает существенные изменения в правовой базе системы образования.
Из Закона «Об образовании» убрали упоминание о Федеральной программе развития образования, правительство теперь не будет ежегодно делать доклад о ходе ее реализации.
Нет надежды и на то, что гражданину, обучающемуся в негосударственном образовательном учреждении, имеющем госаккредитацию и реализующем образовательные программы общего образования, государство возместит потраченные им средства в размере, определяемом госнормативами затрат на этот вид обучения.
Категории граждан, которым оказывается социальная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются теперь федеральными законами – для федеральных образовательных учреждений, законами субъектов Федерации – для региональных и муниципальных образовательных учреждений.
Учредителями образовательного учреждения отныне не могут быть отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы).
Учреждения дополнительного образования теперь не считаются образовательными учреждениями со всеми вытекающими последствиями для педагогов. Исключение – учреждения дополнительного образования взрослых.
Государство теперь не гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, не обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения.
Регулирование трудовых отношений, установление норм труда и федеральных нормативов его оплаты предусматривается законом только в федеральных образовательных учреждениях.
Компетенцией государства на федеральном уровне перестали быть:
Ц разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования с учетом социально-экономических, демографических и других условий и особенностей, в том числе вопросы содействия организации образования на языках народов России в иных государствах;
Ц ежегодное установление доли федерального дохода, направляемой на финансирование образования, формирование федерального бюджета в части расходов на образование, федеральных фондов развития образования;
Ц установление налоговых льгот, стимулирующих развитие образования; федеральных нормативов финансирования образования; порядка финансирования образовательных учреждений, обязательных на территории РФ минимальных размеров ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательных учреждений, соответствующих профессионально-квалификационных групп работников государственных органов управления образованием, льгот различным категориям обучающихся, воспитаников образовательных учреждений и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений; норм материального обеспечения учащихся, воспитанников и педагогических работников, образовательного ценза педагогических работников, федеральных требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся и воспитанников; минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений; порядка разработки и использования дистанционных образовательных технологий.
В компетенцию субъектов РФ в области образования более не входит осуществление федеральной политики в области образования, обеспечение госгарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в общеобразовательных учреждениях, находящихся в ведении госорганов управления образованием; установление местных налогов и сборов на цели образования.
Органы местного самоуправления не ответственны нынче за реализацию права граждан на получение начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования; формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования; разработку и принятие местных нормативов финансирования системы образования, установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие образования.
Образовательное учреждение не может теперь устанавливать ставки заработной платы и должностных окладов работникам образовательного учреждения в пределах его собственных финансовых средств с учетом ограничений, установленных федеральными и местными нормативами.
Государство теперь не будет гарантировать ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере 20 процентов национального дохода, а также защищенность соответствующих расходных статей федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Размеры и нормативы финансирования образовательных учреждений не будут ежеквартально индексироваться в соответствии с темпами инфляции.
Снята норма расходов на высшее образование, которая не могла быть менее трех процентов расходной части федерального бюджета.
Образовательное учреждение независимо от его организационно-правовой нормы в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной его уставом, теперь не освобождается от всех видов налогов, в том числе платы за землю.
Образовательные учреждения не могут иметь валютный счет в банковских и иных кредитных организациях.
Государство (или учредитель) вправе изъять у образовательного учреждения не использованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства или зачесть их в объем финансирования образовательного учреждения на следующий год (квартал, месяц).
Оказание дополнительных образовательных услуг относится ныне к предпринимательской деятельности, даже если доход от нее идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса его развитие и совершенствование.
В своей предпринимательской деятельности образовательное учреждение приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства РФ в области предпринимательской деятельности.
Все вопросы, касающиеся новшеств в образовательном законодательстве, вы можете задать председателю Комитета Государственной Думы РФ Николаю Ивановичу Булаеву по телефону 292-91-42.
Комментарии