Цели: выяснить причины географических открытий, познакомить учащихся с ходом первых из них, экспедициями Христофора Колумба.
Задачи: дидактические – опираясь на уровень сформированности общих учебных умений и навыков, стремиться подвести учащихся к выводу о закономерностях Великих географических открытий, подготовленных всем ходом исторического развития; на примере исследования экспедиций Христофора Колумба выяснить, какие открытия были сделаны им, в чем состояло их историческое значение.
При этом вводятся основные понятия: Великие географические открытия; причины Великих географических открытий; технические изобретения.
Развивающие – в ходе урока происходит развитие следующих умений и навыков: учебно-интеллектуальные – на основе выполнения поисковых задач, поставленных перед путешествием в начале урока, проводится работа по овладению учащимися следующими приемами умственной деятельности: сравнение, систематизация, обобщение, умение делать выводы, на основе знакомства с историческим документом – анализ; на основе решения проблемных задач – логическое мышление; на основе использования наглядности – образное мышление; на основе вовлечения в игровые ситуации – творческие способности учащихся.
Учебно-коммуникативные – происходит развитие устной речи; учебное слушание; описание учебной картины.
Учебно-информационные – на уроке проводится работа с различными источниками знаний: чтение, анализ исторического документа, исторической картины; наглядных пособий, иллюстраций, портретной галереи великих путешественников; знакомство с выставкой книг.
Воспитательные – на примере личности Христофора Колумба воспитывать у учащихся позитивное отношение к изучаемой эпохе; воспитывать творческую, деятельную личность, стремящуюся к самостоятельным открытиям; на основе решения задачи на счет лет в истории проводить связь с современностью.
Тип урока – комбинированный, основанный на интеграции различных предметов по изучаемой теме: географии, музыки, литературы, изобразительного искусства, истории.
Форма урока – урок-путешествие, путешествие на машине времени. Это позволяет максимально усвоить учебный материал при одновременном формировании способностей учеников к самостоятельной работе, к логическому анализу социальной информации и к выработке собственной мировоззренческой позиции. При этом происходит полное использование возрастных особенностей мышления подростков, их способности к эмоционально-образному восприятию материала.
Методы и приемы: беседа, рассказ, картинное описание, элемент театрализованного представления; игровые моменты: викторины: «Маска, я тебя знаю», «О, счастливчик», отборочный турнир на звание капитана машины времени; работа с терминами, датами, историческим явлением, исторической личностью, крылатыми выражениями; решение проблемной задачи на основе разноуровневых заданий классу; заполнение таблиц в тетрадях; анализ исторического документа «Капитуляция в Санта-Фе»; постановка поискового вопроса: «Если бы европейцы знали истинные размеры Земли, отправились бы они в морские плавания?»; решение логической задачи: «Найди лишнее в представленном ряду»; задача на счет лет в истории; элементы музыкально-поэтической композиции; учебное чтение (сообщение о биографии Колумба); анализ исторической учебной картины; выставка портретной галереи первооткрывателей; постановка поисковых вопросов к домашнему заданию; анализ выставки книг по теме. По ходу урока ведется работа с картой «Великие географические открытия».
Используются аудиозаписи произведений Баха, органная музыка, сюиты Чюрлениса «Море», «Симфонии №5» Бетховена, оперы Алексея Рыбникова «Юнона» и «Авось», синтезатор сопровождает полет на машине времени.
Ход урока
На фоне музыки Вивальди звучат слова учителя.
Эпоха Средневековья. Эпоха мрачная и великая. Это время пылающей инквизиции и создания величайших произведений искусства Данте Алигьери, Микеланджело, Леонардо да Винчи; время кровавых побоищ: «Взглянуть бы вам, как копья там кровят, как рвутся в клочья и значки и стяги», и время выдающихся произведений, определивших ускоренный ход человеческой цивилизации. Это время Великих географических открытий…
Вот бы заглянуть в то далекое время и самим понаблюдать за ходом истории. Хочу, ребята, вас обрадовать. Такая возможность у нас сегодня есть. Один из моих учеников в Зеленчуке увлекается механикой. Он сумел создать машину времени. Я предлагаю вам отправиться в путешествие на ней. Экипажем машины будет весь класс, но кто же будет ее капитаном?
Объявляю конкурс на занятие этой вакантной должности. Условия его таковы… Кто проявит себя самым наблюдательным историком, завоевав правильными ответами большее количество значков, тот и станет капитаном.
1. Какой общественный строй изучает история Средних веков?
2. Как называется первая ступень развития централизованного феодального государства?
3. Как назывались органы представительной власти во Франции? В Англии? В Испании?
4. По какой лестнице никогда не ходили? Дайте определение историческому термину «феодальная лестница».
5. О каком историческом явлении говорит средневековый поэт: «Бумаг он этих короб с пылу с жару из Рима вез по шиллингу за пару»?
6. Кому принадлежат слова: «Так и ты поступил с моей чашей»?
7. Воины каких стран изображены на представленных рисунках?
8. Возникновение какого крылатого выражения изображено на рисунке? Что оно означает? («Ходить в Каноссу».)
Самому лучшему присуждается звание капитана и выдается нагрудный знак. Он занимает место за пультом управления машины времени. Итак, мы определились с экипажем машины времени и его капитаном. Осталось определить географические и хронологические рамки путешествия.
В этом нам поможет тема урока: «Нашли материк, доселе еще не открытый никем».
Эпиграфом к нему пусть станут строки Николая Гумилева.
И кажется, в мире, как прежде,
есть страны,
Куда не ступала людская нога,
Где в солнечных рощах живут
великаны
И светят в прозрачной воде жемчуга.
Это первый урок темы: «Великие географические открытия», на нем нам предстоит выяснить их причины и ход первых из них. По ходу его вы должны решить следующие задачи…
Происходит постановка проблемы урока на основе разноуровневых заданий классу.
На «5» – заполнить таблицу «Причины Великих географических открытий», выделив экономические, технические и духовные.
На «4» и «5» – заполнить хронологическую таблицу «Географические открытия европейцев».
На «3» – ответить на вопросы викторины при закреплении материала.
Пионерами в деле поисков и освоения новых земель в силу особенностей географического положения, своеобразия конкретно-исторической обстановки, неодолимой тяги к заморской экспансии выступили Испания и Португалия. В конце концов приоритета добились испанцы. Поэтому первой остановкой нашего путешествия будет Испания конца ХV века. Итак, в путь! Машину времени запустить!
Работает машина времени, высвечивая дату путешествия – 1492 год, 17 апреля. Она «переносит» учеников в королевский дворец испанских правителей Изабеллы и Фердинанда в Санта-Фе. Вводится элемент театрализованного представления.
Испанские правители дают аудиенцию будущему первооткрывателю Христофору Колумбу.
Королева: Нашему Высочеству передали, что альгвазил застал вас у моста Пинос, в двух лигах от Гранады. Вы так быстро пробежали.
Король: После беседы, которую Наши Высочества имели с Луисом де Сантахели, Наши Высочества решили внять вашим просьбам и заключить с вами капитуляцию. Ознакомьтесь. (Протягивая грамоту Христофору Колумбу.)
Христофор Колумб читает Капитуляцию.
Во-первых, Ваши Высочества жалуют отныне названного дона Христофора Колумба в свои адмиралы всех островов и материков, которые он лично и благодаря своему мужеству откроет и приобретет в этих морях-океанах.
Далее. Ваши Высочества назначают названного дона Колумба своим вице-королем и главным правителем на всех названных островах и материках, которые он откроет или приобретет в названных морях.
Далее. Со всех и всяческих товаров, будь то жемчуг или драгоценные камни, золото или серебро, пряности и другие вещи и предметы любого рода, вида и наименования, найденные в пределах названного адмиралтейства, да будет иметь он десятую часть всего приобретенного, предоставив остальные девять частей королевскому Высочеству.
Идет работа с историческим документом
У вас, ребята, на партах лежат копии документа, только что прочитанного нам Христофором Колумбом. Он называется..?
Найдите в пояснениях к документу ответ на вопрос: что такое капитуляция? (Это соглашение, которое испанские короли заключали с мореплавателями, отправлявшимися за счет казны за океан.)
Проблемные вопросы и задания классу.
(По ходу ответов идет заполнение таблицы.)
1. Каковы были причины географических открытий? Разделите эти причины на экономические, научно-технические и духовные. Подтвердите свои выводы ссылками на договор Колумба с правителями Испании.
2. Докажите следующий тезис: цель, поставленная открывателями, свидетельствует о том, что эти люди обладали уже новым мышлением. Подтвердите свои выводы ссылками на документ.
Жажда наживы, стремление найти новые земли гнали первооткрывателей в далекие и опасные приключения. Они следовали правилу: «Человек рожден не для того, чтобы провести жизнь во сне, а для действий».
Учитель подводит итог работы и предлагает затем более подробно проследить ученикам причины открытий по ходу его рассказа.
Причины открытий
Современные ученые единодушны в том, что географические открытия были вполне закономерны. По существу, они были подготовлены всем предшествующим развитием человечества. Издавна существовали предания об атлантическом мире. Первые сведения о нем донес до нас Платон (427-347 гг. до н.э.). В своих сочинениях он вложил в уста египетского жреца сведения не только об огромном острове Атлантида за Гибралтаром, но и о других островах, доступ к которым открывался мореплавателям со стороны Атлантиды. Легенды об Атлантиде распаляли воображение европейских мореходов. Не миновал сей участи и Христофор Колумб. Но если бы он знал об ошибке географа и путешественника Посидония, сирийца, который еще во II-I вв. до нашей эры дважды вычислил окружность земного шара, преуменьшив ее, Христофор Колумб, может быть, и не дерзнул бы смело ринуться в бурные воды Моря-Океана, как тогда величали Атлантику. Ошибка Посидония невольно подвигнула потомков к открытию Нового Света.
Прыжок через Атлантический океан стал возможен благодаря хозяйственному подъему Западной Европы в ХII-ХV веках, прогрессу в земледелии, ремеслах, металлообработке, техническим изобретениям этого периода.
Задание классу. Перечислить изобретения в области мореплавания. (Они представлены на выставке: каравелла, компас, астролябия.)
Экономическое развитие подтолкнуло к поиску новых трасс и рынков. В ХV веке турки-османы перекрыли европейцам пути в Восточную и Юго-Восточную Азию, откуда поступали драгоценные камни и благовония, жемчуг, золото, пряности. С ХIII века в Европе ощущалась нехватка драгоценных металлов.
Изживание средневековых представлений о дискообразности Земли привело к тому, что люди стали задумываться о возможности открытия западного пути в далекую Индию. Флорентийский географ Паоло Тосканелли произвел вычисления такого пути. Но он неверно определил длину экватора и в два раза преувеличил протяженность Азии с запада на восток. Однако у него были последователи. И среди них – Христофор Колумб.
Кем он был, человек, получивший звание Адмирала Моря-Океана?
На фоне музыки Бетховена звучат стихи Огюста Барбье.
Божественный поэт, сравнимый
только с Дантом,
Не на бумаге ты свой путь
запечатлел,
Ты начертал его движеньем каравелл,
Доверясь парусам и напряженным
вантам.
Так ты прошел, Колумб,
свой жизненный предел,
Осмеянный ханжой, освистанный
педантом.
Учитель предлагает детям послушать краткую биографическую справку о Христофоре Колумбе, приготовленную учениками.
Из биографии героя
Разные итальянские города оспаривали славу родины Христофора Колумба. Сам он считал себя генуэзцем. Родился в семье ткача и торговца Доменико Коломбо в 1451 году. Генуя была городом отважных моряков, умелых ремесленников, известных на всю Европу банкиров. Вся ее жизнь была связана с морем, и неудивительно, что уже подростком Колумб совершил свои первые плавания. А немного позднее, в 1476 году, когда генуэзские корабли огибали Пиренейский п-ов, их внезапно атаковала большая эскадра пиратов. Как и многие моряки с потопленных кораблей, Колумб вплавь добрался до берега и оказался в Португалии.
По ходу изложения материала идет работа с картой.
Португалия была в то время величайшей морской державой Европы, а Лиссабон – важнейшим центром, куда стекались все сведения о вновь открытых землях. Попав в Лиссабон, Колумб нашел здесь приют у земляков-генуэзцев. Вскоре он женился на девушке из знатного рода – Фелипе Монис Перестрелло. Этот брак стал счастливым жребием молодого моряка: он надолго осел в Португалии и породнился с людьми, занимавшими важные посты в Лиссабоне.
Много полезных знаний любознательный мореход почерпнул от брата Бартоломе, лиссабонского картографа. Наконец, он запоем читал, изучая все, что понадобится для практических целей.
Именно в Португалии у Колумба окончательно созрел его великий замысел – достичь Индии западным путем.
Проект плавания был представлен португальскому королю Жоану II, который его отклонил, так как генуэзец в случае удачи запросил намного больше, чем получали португальские капитаны.
Летом 1485 года Колумб покинул Португалию, чтобы попытать счастья в соседней Испании. И вот, унижения и бедность в течение долгих семи лет скитания по пыльным дорогам Испании вслед за королевским двором позади. Его прошение удовлетворено, и он собирается в путь…
Первая экспедиция Колумба, 1492-1493 гг.
Жарким августовским днем в испанском порту Палос было необычно многолюдно и шумно. Около трех небольших парусных судов, стоящих у причала, суетились люди: на палубу заносили мешки с мукой, закатывали бочки с соленым мясом, тащили клетки с живыми курами. В дальнее плавание снаряжались каравеллы «Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья».
Суда для плавания были подобраны быстро. Сложнее дело обстояло с командами. Моряки не хотели связываться с чужаком.
Позднее один из них вспоминал. Ученик играет роль матроса.
«Над предприятием этим все насмехались, ибо считали, что дело сие невозможно и землю на западе найти нельзя».
Но Колумбу удалось сломить этот своеобразный саботаж и набрать необходимое число людей. Во главе экипажей встали Колумб и опытнейший капитан Мартин Алонсо Пинсон и его брат Висенте Яньес Пинсон.
3 августа 1492 года корабли покинули порт. Мир, знакомый европейцам, остался за кормой. Впереди ждала неизвестность…
Звучит музыка водной стихии. На ее фоне слова учителя.
С незапамятных времен океан и манил, и отпугивал людей. Тысячелетиями он оставался для них враждебной стихией. Вступив с ней в схватку благодаря своему мужеству и гению, Христофор Колумб совершил подвиг. Победитель проторил дорогу в безбрежное Море-Океан.
Давайте проследуем за Колумбом в его путешествии.
Полет на машине времени. Временные рамки полета: 12 октября 1492 года. Объект путешествия – борт «Санта-Марии», флагманского корабля.
Итак, мы на борту «Санта-Марии». Что видим мы? Колумб, прислонившись к мачте корабля, тревожно вглядывается в морскую даль. Несмотря на ночную темноту и реальную угрозу напороться на прибрежные рифы, корабли стремительно неслись вперед. О чем задумался Колумб? Может, он вспоминает тревожные минуты, когда взбунтовалась команда и готова была сбросить настойчивого чужеземца в море?
Нет! Он не держал зла на команду. Беседами и уговорами убедил матросов подождать с возвращением в Испанию еще три-четыре дня. И вот судьба его великого замысла висела на волоске, заканчивался третий день отсрочки. И вдруг… Берег! Берег!..
Это раздался крик матроса с «Пинты», Родриго де Трианы, первого заметившего землю.
Задача на счет лет в истории.
Этот день 12 октября 1492 года считается днем открытия Америки. В 1992 году мир отметил юбилей этого события. Какой? – 500-летие. Сколько лет со дня открытия исполнилось в 2002 году? – 510 лет.
На следующий день, найдя проход в рифах, Колумб торжественно высадился на первую открытую им землю. Это был остров из числа Багамских. Его назвали Сан-Сальвадор – «Святой Спаситель».
Вот он ступает на нее.
Идет анализ учебной картины.
Сбежавшиеся к месту высадки местные жители отличались по внешнему виду от европейцев. У них была не белая кожа, а…? Вопрос классу. (Темно-красная.)
Будучи уверен, что открыл подступы к Индии, Колумб назвал местных жителей индейцами. Это название закрепилось за обитателями всего континента вплоть до наших дней.
В этот день встретились два мира, прежде и не подозревавшие о существовании друг друга. Корабли Колумба были посланцами Европы исхода Средневековья, когда в некоторых странах Европы уже появились первые ростки капитализма. Европа столкнулась с обществом, отставшим от нее на три тысячи лет. Неудивительно, что пришельцы из Страны Востока показались индейцам посланцами богов.
Обратите внимание, с каким восхищением они взирают на пришельцев.
В свою очередь европейцы увидели простодушных и благородных детей природы. «Они приглашали нас разделить все, что у них было, и выказывали столько любви, словно хотели отдать нам свои сердца», – писал Колумб.
Что же нашли в европейцах взамен?
Посмотрите, ребята, внимательно. Что находится в руках высадившихся на берег мореплавателей?
Да, это оружие. Мушкет, копье, шпага.
Насилие, угнетение и неволю несли европейцы местным жителям силой оружия. Из воспоминаний Лас Касас, современника Колумба: «И вот… кто-то из испанцев… неожиданно извлек меч, а за ним повытаскивали свои мечи и все остальные, и принялись они потрошить, резать и убивать этих… мужчин и женщин, детей и стариков, сидевших беззаботно и удивлением рассматривавших испанцев».
Это неприглядная сторона истории. Но она присутствовала, и ее необходимо критически оценить. Но чтобы это сделать, нам, пожалуй, нужно возвратиться в свое время. Оставаться здесь становится опасно для жизни.
Работает машина времени: «Внимание! Отправляемся назад, в год 2006».
Вот и закончилось наше путешествие во времени и пространстве. Мы снова в классе, на уроке истории. В завершение полета хочется добавить, что Колумб из первого своего путешествия возвратился в Испанию. Этот остров он любил больше других открытых им земель.
После первой экспедиции последовали вторая, третья и четвертая. Они длились с 1493 по 1504 год. Во время этих экспедиций Колумб открыл Южную Америку, исследовал Центральную.
Но эти открытия не принесли ему славы и почета при жизни. Когда он умер в 1506 году в Вальядолиде, его смерть прошла не замеченной для современников – в последний путь его провожали лишь несколько самых близких людей.
Музыкальная вставка.
Почему это произошло так? Почему открытые им земли носят название другого мореплавателя – Америго Веспуччи? Почему похороненный в Вальядолиде прах Колумба оказался на Кубе, в Гаване?
Поисковые вопросы к домашнему заданию.
А сейчас проверим, что запомнилось вам из вашего путешествия, справились ли вы с поисковой проблемой его? Правильно ли вели записи в бортовом журнале?
Идет проверка заполнения таблиц. Для закрепления проводятся игры.
Что ж, вполне очевидно, что вы почерпнули из нашего полета много нового, расширив свой багаж знаний. Надеюсь, что они помогут вам во время очередного путешествия по стране знаний сделать свои открытия.
Но сегодняшний урок у вас не совсем обычный. Поэтому, кроме награды в виде оценок, вы можете завоевать приз. Что может быть в подарок лучше книги, если вы путешествуете по стране знаний? Вот только кто станет счастливчиком, получившим приз?
Предлагаю сыграть в игру «О, счастливчик».
Отборочный тур – викторина и игра «Маска, я тебя знаю».
1. Какой предмет является лишним в представленном ряду? Объясните, почему. Каравелла, глобус, компас, хронометр, часы.
2. До конца ХV века европейцы знали только три части света. Какие? Европа, Азия, Африка.
3. Какой город считается родиной Колумба? Генуя.
4. В какой стране он находится? Покажите его на карте. Италия.
5. Что в переводе означает название острова Сан-Сальвадор? Святой Спаситель.
6. Кто скрывается под маской?
«Море манило меня с детства. В 14 лет я уже стал матросом. Побывал в Португалии, Ирландии, Англии, Испании. Из этой страны началось мое самое длительное путешествие из всех предыдущих к берегам Индии. К ним я доплыл, но золота не нашел». Христофор Колумб.
«Мне довелось встречаться с великим Колумбом, который пытался доказать, что если плыть от восхода к западу из Испании, то можно достичь берегов Индии быстрее, чем плавая вокруг Африки. При этом он пользовался моими вычислениями окружности земного шара». Паоло Тосканелли.
1. Какой остров Колумб называл Эспаньола?
а) Куба;
б) Гаити;
в) Сан-Сальвадор;
г) Тринидад.
2. Матрос какого корабля заметил первым землю во время первой экспедиции Колумба?
а) «Санта-Мария»;
б) «Нинья»;
в) «Пинта»;
г) «Черепаха».
3. Страна, от берегов которой Колумб отправился искать морской путь в Индию?
а) Португалия;
б) Ирландия;
в) Италия;
г) Испания.
Идет награждение победителя.
Домашнее задание: составить рассказ «Роман-хроника» об открытии Америки, рисунки.
Елена ПЕРВАКОВА, учитель истории
Комментарии