search
main
0

Наши ученики – юные спасатели

Выдающиеся мужи человечества, великие политики, реформаторы, государственные деятели России всегда много внимания уделяли молодежи. Ее бурлящую энергию, натиск, стремление к революционным переменам старшему поколению необходимо постоянно и мудро направлять в нужное для страны русло – служение Отечеству, на что всегда была нацелена система кадетского образования.

У​никальная модель кадетства создает эффективные условия для интеллектуальной, физической, творческой самореализации подростков и нравственно-гражданского мужания в самые трудные, переходные, периоды их становления. Традиционно кадетское образование принято ассоциировать с кадетскими корпусами, где созданы специальные стационарные условия для воспитания будущих военных, где ребята круглосуточно погружены в военно-образовательную среду, но сегодня модель организации кадетских классов в общеобразовательных школах оправдывает себя сполна. Создание кадетских классов в образовательных комплексах столицы не только подтверждает их многофункциональность и многопрофильность, но и дает мощный импульс к подъему патриотических чувств подростков и молодежи в школе, сохранению и приумножению культурно-исторических, военно-патриотических традиций своего  Отечества. Кадетство в школе становится центром духовно-нравственного, гражданского единения всех участников образовательного процесса. Оно позволяет через всестороннее раскрытие индивидуальных возможностей и способностей лучше понять обучающимся свое предназначение – достойно подготовиться к служению Отечеству  в рядах Вооруженных сил и увидеть свое профессиональное  будущее на гражданской и военной службе, формирует устойчивый здоровый, спортивный образ жизни, повышает самооценку ребят, воспитывает чувства долга, чести и достоинства.  Кадетство – практико-ориентированное предпрофильное и профильное  образование, где основные, дополнительные образовательные программы, внеурочная деятельность активно интегрируются  в социально-образовательную внешнюю  среду.Философия кадетского образования оказалась очень близка традициям нашей гимназии. В ней как правопреемнике ЦО №491 «Марьино» на деле реализуют принципы непрерывности, преемственности, а симбиоз основного и дополнительного образования дает возможность выстраивать индивидуальные траектории развития каждого ребенка начиная с детского сада.    Гимназия продолжает реализовывать идею, заложенную основателем Центра образования №491 «Марьино» В.Ипатовой, о том, что школа в спальном районе Москвы должна быть центром социокультурного развития. Гимназия стала ресурсным центром микрорайона по гражданско-патриотической и музейно-краеведческой работе среди детей, молодежи и взрослых. Наши дети с дошкольного возраста изучают историю своей страны на основе экспонатов всего школьного музейного комплекса «Россия вечная», в который входят четыре музея: военно-исторический «Оборона Москвы», историко-краеведческий «Школьная планета», декоративно-прикладного творчества «Истоки и современность», культурологический «Поэзия. Наука. Эпоха». Открытие кадетского класса  «Юный спасатель»  (профиль МЧС) было логическим продолжением исполнения своей миссии и приумножения патриотических традиций нашей гимназии.   Практико-ориентированность в образовании кадет мы реализуем через системное взаимодействие с широким спектром социальных партнеров по разным направлениям деятельности: военно-патриотическому, спортивно-туристическому, психолого-педагогическому, профильному, социально-волонтерскому. Комплексная, системная, согласованная программа взаимодействия всех партнеров с гимназией под руководством Департамента образования создает оптимальные условия для всестороннего образования кадет. Какими были мотивы ребят-семиклассников при поступлении в кадетский класс? Кто-то из них объяснял свое желание стремлением продолжить военно-профессиональное дело своих прадедов, дедов, отцов, защищавших Родину в суровые годы войн или служивших в мирное время в Вооруженных силах РФ. Кого-то привлекают профессии военного, врача, спасателя. Есть учащиеся, которые увидели в поступлении в кадетский класс возможность стать более организованными, успешными. Кому-то просто было интересно начать новую жизнь в новом коллективе. Сегодня в нашем кадетском классе 26 человек: 18 мальчиков и 8 девочек. Все они очень разные: есть ребята-эрудиты,  есть спортсмены, есть очень творческие натуры, есть и те, кому еще вчера трудно давался гранит науки.  Но за этот учебный год ребята преобразились, сдружились, начали осознавать свою значимость, даже некоторую элитарность и социальную защищенность. В них проснулся интерес к учебе, творчеству, спорту, социально значимым делам. Много интересных событий произошло в их жизни в этом учебном году. Это уроки Мужества в Центральном музее Великой Отечественной войны, туристические слеты, участие в Суворовско-ушаковских сборах, спортивно-туристические экспедиции в Мончегорск, спортивные соревнования, участие в квестах, экскурсиях, встречи в Академии МЧС ГПС России, участие в межрегиональной научно-практической конференции «Дорогами Великого Подвига» на базе гимназии со своими проектами.  Сколько открытий и ярких впечатлений было у ребят после участия их в качестве зрителей в торжественном вручении Национальной премии «Лучшему кадету Москвы», после выездных сборов, посвященных подготовке кадет к участию в Московской олимпиаде! Незабываемым зрелищем для каждого из них стало торжество в Государственном Кремлевском дворце в честь Дня защитника Отечества, где ребята воочию осознали себя частью четырехтысячного кадетского братства столицы, которое пришли поздравить лучшие люди города: ветераны, герои и артисты. Очень искренним было восклицание  девочки-кадета Леры Кондратенко при виде в холле Дворца сотен кадет в парадной форме: «В такую Россию можно верить!» Самое главное, что они поверили в себя, им очень захотелось соответствовать этому кадетскому братству.Полгода ребята трудились в поте лица, доказывая, что достойны принять присягу кадета: старательно занимались по всем предметам, улучшали спортивные результаты, оттачивали строевую подготовку, готовили культурные программы, спектакли для волонтерской работы, писали проекты. Каждый в конце полугодия анализировал свои результаты и планировал горизонты своей успешности до конца года.  Для выстраивания траекторий успешности кадет как в коллективе, так и индивидуально для каждого   в гимназии  исследуют личностные и профориентационные наклонности,  их проводят наши социальные партнеры  – группа Jobtaker Московской торгово-промышленной палаты.  Подобные результаты помогают нам, взрослым, учитывать эти особенности при  подборе форм и содержания внеурочной деятельности.Вместе с ребятами засучив рукава кропотливо трудились учителя, выстраивая индивидуальные траектории работы на результат для каждого, – С.Зюлина, О.Каширская, Н.Зайцева, А.Летникова. Участие в городских конкурсах и олимпиадах стимулировало многих ребят к серьезному отношению к учебе. Конечно, огромную роль сыграли в жизни кадет их классный руководитель В.Петрова, офицер-воспитатель Г.Камнев, а позже – А.Кречинин, их поддержка и контроль во время уроков, организация второй половины дня (сопровождение на дополнительные занятия по спорту, танцам, этикету, проведение курсов по основам воинской службы, спортивному туризму), подготовка домашних заданий, еженедельные культурно-спортивные, волонтерские мероприятия,  вера в ребят позволили очень быстро сплотить их в дружный коллектив. Талантливый, любящий свое дело учитель порой способен творить чудеса. Таким учителем для кадет стала Н.Рынковая, на дополнительных занятиях по этикету в рамках курса «Истоки» она  учит ребят духовности, душевной щедрости, видеть и ценить главные человеческие ценности: семью, дружбу, честь, достоинство, любовь, традиции, учит ребят своими руками, душой, талантом преображать этот мир, создавая вместе с ними спектакли, интерактивные игры, волонтерские программы. По мановению ее «волшебной палочки» у ребят состоялся великолепный новогодний бал:  торжественно строгие мальчики во фраках и костюмах, очаровательные девочки в бальных платьях, с красивыми прическами, волшебная музыка, студенты-волонтеры в роли танцевальных ведущих… Чудо преображения состоялось на глазах всех родителей и учителей, это было сказочно красиво, волнующе нежно и трогательно. А потом в вихре вальса закружились учителя, родители,  музыка вальса превратилась в музыку песни – пели все от мала до велика: «Есть только миг между прошлым и будущим: именно он называется жизнь». В этот миг были счастливы все. От военкомата ребят заботливо курирует генерал-майор В.Дубнюк. Он участвует во всех мероприятиях кадет, поддерживает их и сохраняет отеческие отношения с родителями ребят.Идеология кадетства позволила в достаточно короткий срок сплотить коллектив родителей и сделать их надежными, ответственными и инициативными партнерами педагогов, работающих в кадетском классе. Они стали нашими помощниками и инициаторами самых интересных дел: праздников, театральных постановок, экскурсионных поездок, волонтерства. Родители сами по-новому открывали для себя своих детей и свой творческий потенциал.Так пролетело полгода, и наступил долгожданный день посвящения в кадетство, день, когда ребята принимали присягу на верность Родине, кадетской дружбе. В Центральном музее Великой Отечественной войны, ставшем нам родным за этот учебный год, встретились на этом торжестве предкадеты нашей гимназии и Центра «Открытие» №2087. Ребята давно подружились между собой, готовясь к кадетскому параду.  «В феврале у меня был самый незабываемый день – день присяги! «Наконец-то мы официально станем кадетами», –  думал я и почувствовал  еще большую гордость за себя. Я добился того, чего так сильно хотел. Я стал КАДЕТОМ!» (Из эссе кадета Д.Кунакова.)10-часовой учебный день с 8 ч. утра, ежедневная строевая подготовка, постоянные репетиции парада, уроки, внеучебные дела – нагрузка не для слабых.  «Кадетство стало моей жизнью. Когда сил уже не хватает, я могу их найти» (из эссе кадета В.Кондратенко).Всеобщие старания увенчались успехом. На городском смотре строя и песни «Марш Победы» наш кадетский класс занял 3-е место из 72 кадетских классов, на  спортивном соревновании по фрироупу в районе Марьино команда кадетского класса заняла 3-е место, на X, юбилейных, Ушаковских военно-патриотических сборах команда гимназии при участии кадет добилась общекомандного 1-го места по медицинской подготовке.  Злата Политай получила медаль «За стремление к Победе». 12-е суворовские военно-патриотические сборы принесли нашей команде новые достижения: 1-е общекомандное место за стрельбу, 1-е место по штыковому бою у Златы Политай и 3-е место по штыковому бою у Даниила Гламаздина. Призерами городской олимпиады «Не прервется связь поколений» стали кадеты Екатерина Костенко и Злата Политай.  По итогам Московской олимпиады школьников по истории два кадета из нашего класса стали победителями – Константин Веремеенко и  Злата Политай, во  время парада кадет на Поклонной горе персональные благодарности им вручал мэр Москвы Сергей Собянин.Шустрый, очень подвижный Костя всегда очень педантично выполняет домашние задания, активно отвечает на уроках, а в жизни трогательный человек и преданный друг. Злата – очень спокойная, вдумчивая девочка, обладающая большой силой воли, командным духом и целеустремленностью, пользуется большим авторитетом у ребят. Оба кадета учатся на «4» и «5», они творческие и артистичные личности. Несмотря на первые победы, ребята прекрасно понимают, что труднее удерживать лидерские позиции, чем единожды взять какую-то высоту.   Первый кадетский парад «Не прервется связь поколений» был торжественным и ярким событием.  Совсем недавно здесь, на Поклонной горе, наши кадеты выполняли задания культурно-исторического квеста, созданного педагогами гимназии совместно с ВПГВ в и позволяющего в игровой подвижной форме изучить все достопримечательности парка Победы, включая зону военной техники. А теперь уверенно, гордо, парадным строем чеканили шаг наши кадеты,  в душе осознавая,  сколько дел, поступков, преодолений себя им пришлось совершить, чтобы вот так красиво, дружно, в парадной форме среди своих собратьев отчитаться перед городом, всеми нами накануне юбилея Великой Победы, что они достойные сыны и дочери своего Отечества.  «Для меня очень важно учиться в кадетском классе, так как  свою жизнь я планирую связать с военной структурой. Стать спасателем и помогать людям – моя главная цель и мечта. Я горжусь званием кадета и рада, что уже сейчас могу служить Родине» (из эссе кадета З.Политай). «За этот год я научился многим новым вещам. Научился этикету, узнал, как танцевать бальные танцы, благодаря строевой подготовке участвовал в параде кадет на Поклонной горе. Даже если я не стану военным,  думаю, учеба в кадетском классе даст мне уверенность в моем будущем, сделает из меня человека. А родители и учителя будут мной гордиться» (из эссе кадета К.Веремеенко).  «Я не сразу понял, как это – быть кадетом, возможно, я и сейчас не полностью все понимаю, но, проучившись почти год,  стал более собранным, ответственным и внимательным. Мне хочется самому, а не по уговорам родителей, учиться лучше. Оказалось, очень приятно видеть радость и гордость родителей за меня. Я рад, что моя сестренка на следующий год тоже пойдет в кадетский класс» (из эссе кадета В.Уколова).Завтра наших кадет ждут новые испытания, яркие открытия и интересные встречи, и они уже точно знают: кадетство – это их дорога в достойное будущее.О.ДЕНОТКИНА, директор гимназии №491 «Марьино», заслуженный учитель РФМ.ВОРОНОВА, заместитель директора  гимназии №491 по УВР, отличник народного просвещения

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте