Не так давно увидело свет очередное издание знаменитой Книги рекордов Гиннесса – справочного издания о выдающихся достижениях, уникальных явлениях и курьезах в мире природы и человека. В нем есть немало строк о достижениях нашей Родины и ее сограждан, ученых и создателей военной техники.
Предыстория появления книги такова. Управляющий пивоваренной компании «Гиннесс» сэр Хью Бивер (1890 – 1967 гг.) в ноябре
1951-го вместе с друзьями охотился на золотых ржанок (птиц отряда ржанкообразных). Охота сложилась неудачно, и спутники стали выяснять, какая птица – самая быстрая из пернатой дичи в Англии. Оказалось, что в мире нет справочника, способного удовлетворить любопытство спорщиков. Сэр Хью Бивер пригласил к себе братьев Норриса и Росса Макхуэртеров и поинтересовался, не сможет ли их лондонское информационное агентство создать необходимый справочник.
«И работа над первым, 198-страничным изданием началась, – рассказывал много лет спустя историю книги специально для российских читателей один из ее основателей Норрис Макхуэртер. – Сигнальный экземпляр тогда еще никому неизвестной книги был отпечатан 27 августа 1955 г. До конца того же года Книга рекордов Гиннесса возглавила список бестселлеров и больше не покидала его за исключением 1957-го и 1959 г., когда она не переиздавалась. Первое американское издание вышло в Нью-Йорке в 1956 г., затем в 1962 г. Появилось издание на французском языке, а в 1963 г. – на немецком».
В 1960 – 1980-е гг. это издание, выпускаемое английским издательством «Гиннесс паблишинг лимитед» (Guinness Publishing Ltd), вышло более чем на 20 языках, сейчас эта цифра как минимум удвоилась. В ноябре 1974 г. она заняла место на своих же страницах как самая популярная в истории издательского дела книга, охраняемая авторским правом. Полтора года назад количество проданных экземпляров книги превысило 100 млн. Больше в мире было продано только изданий Библии.
За минувшие 50 лет сборник мировых рекордов стал толще, информативнее, лучше иллюстрированным и каждый выпуск неизменно пополняется сотнями новых увлекательных достижений и категорий рекордов. Книга превратилась в авторитетный международный институт, регистрирующий все существующие в мире достижения. В ряду основных разделов мирового бестселлера – «Человеческое тело», «Слава и деньги», «Достижения человечества», «Жизнь планеты», «Земные дела», «Материальный мир», «Искусство и развлечения», «Технология», «Спорт»…
Вот некоторые из приведенных в знаменитой книге военных, технических рекордов и фактов развития военного дела.
Самый молодой солдат: бразилец Луис де Лима был призван в армию в 1808 г. в возрасте 5 лет.
Самое крупное спасение на воде: в 1942 г. после сражения с японским флотом удалось спасти 2735 человек с затонувшего американского линкора «Лексингтон».
Первое применение бактериологического оружия: в войне 1754 – 1767 гг. англичане подбрасывали индейцам Северной Америки одеяла умерших от оспы.
15 лет назад, в феврале 1990 г., Книга рекордов Гиннесса впервые вышла на русском языке. По ряду позиций наши соотечественники заняли в ней первые строки. Вот некоторые из потрясающих воображение достижений представителей нашей страны.
Самый продолжительный пилотируемый космический полет осуществил российский космонавт Валерий Поляков. На борту корабля «Союз-ТМ 18» он прибыл на космическую станцию «Мир» 8 января 1994 г. и вернулся на Землю на корабле «Союз-ТМ 20» 22 марта 1995 г. Общее время полета – 437 дней 17 ч. 58 минут 16 секунд.
Самый тяжелый созданный человеком объект, вернувшийся из космоса на Землю – российская космическая станция «Мир». Она сошла с орбиты и была успешно возвращена в слои земной атмосферы 23 марта 2001 г. После 15 лет пребывания в космосе 130-тонный механизм разбился на тысячи раскаленных кусков и рухнул в Тихий океан к востоку от Новой Зеландии.
Самый большой вертолет – советский Ми-12, созданный в конструкторском бюро Миля, весит 103,3 т, его длина 37 м, с 4 газотурбинными двигателями мощностью 4847 кВт (6500 лошадиных сил). Диаметр несущего винта вертолета – 67 м. Опытный образец был продемонстрирован в 1971 г., но на практике не использовался.
Самый тяжелый бомбардировщик – советский «ТУ-160» (по классификации НАТО – «Блэкджек»), оснащенный 4 реактивными двигателями. Взлетный вес при полной загрузке 275 т. Вес пустого самолета – 110 т. При длине 54,1 м и размахе крыльев 55,7 м скорость 2,05 М (2200 км/ч) – вдвое больше скорости звука.
Самый быстрый боевой реактивный самолет – российский истребитель МиГ-25 (по классификации НАТО «Фоксбэт»). Обнаружить МиГ-25, летящий со скоростью 3,2 м (3395 км/ч – втрое быстрее скорости звука), можно только при помощи радара. Самолет длиной 23,82 м имеет размах крыльев 13,95 м и расчетный взлетный вес 37,4 т.
Самые мощные в мире ледоколы – «Россия», «Арктика» и «Ямал». Построенная в Ленинграде в 1985 г. «Россия» весит 23460 тонн и приводится в движение несколькими двигателями мощностью по 75000 лошадиных сил.
Примечание редакции
На полях знаменитой книги, прочитанной автором, уместно сделать пометку о том, что некоторые наши отечественные энциклопедические источники, в том числе и восьмое издание «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» (2004 г.) называют наиболее крупными современными ледоколами российские атомоходы «Арктика», «Сибирь», а также «Россия», указывая иной год его постройки – 1986-й.
Атомный ледокол «Арктика» построен в Советском Союзе в 1975 г. Длина 148 м, водоизмещение 23,4 тысячи т, мощность двигательной установки 55 МВт. Служит для проводки судов по Северному морскому пути. 17 августа 1977 г. стал первым надводным кораблем, достигшим географической точки Северного полюса (руководитель экспедиции Т.Б. Гуженко, капитан Ю.С. Кучиев). Кстати, наибольшим ледокольным флотом обладают Россия, США, Канада, Финляндия, Швеция.
Но вернемся к Книге рекордов Гиннесса.
Самый большой экраноплан – нечто среднее между самолетом и судном на воздушной подушке (экспериментальный летательный аппарат типа самолета, для полета которого используется эффект близости поверхности Земли или воды (экрана), образования воздушной подушки. – Прим. ред.) – «Каспийский монстр», построен в 1960-е гг. в СССР. Он весил 540 т, был способен скользить по воде со скоростью 500 км/ч. Его приводили в движение 10 турбореактивных двигателей. К сожалению, в 1980 г. он затонул.
Самый большой подводный флот. Больше всего подводных лодок, по мнению составителей Книги рекордов Гиннесса, – на вооружении Российского Военно-Морского Флота, в 1997 г. они насчитывали 128 подлодок (из них 92 – атомные).
Самая быстрая подводная лодка – российская атомная «Альфа». Они могут развивать скорость до 40 узлов (74 км/ч) и погружаться на глубину до 760 м. Сегодня на вооружении состоит всего одна лодка этого класса.
И снова хочется сделать пометки на полях знаменитой книги рекордов. На сей раз по публикациям «Военного образования». О двух мировых рекордах подлодки К-162 661 проекта (генеральный конструктор Н.Ф. Шульженко, командир капитан 1 ранга Ю.Ф. Голубков) наши читатели в деталях узнали, что называется, из первых уст – контр-адмирала в отставке В.Г. Ясеновенко – в 1965 – 1972 гг. старшего помощника командира этой субмарины.
18 декабря 1969 г. К-162 достигла под водой 42 узлов. Через год – 44,7 узла (82,78 км/час) при глубине погружения 100 м. В 1971 г. подводники достигли скорости 44,85 узла (83,06 км/час), но на третьем галсе не справились с управлением турбинами, и в официальных документах остался рекорд в 44,7 узла. Это выдающееся, замечательное достижение советских конструкторов, кораблестроителей и подводной рати нашего Отечества – абсолютный, не превзойденный до сих пор мировой рекорд скорости подводного плавания.
Словом, нам есть чем гордиться. И главное – необходимо стремиться к новым рекордам!
Комментарии