Сергей ВАЛЮГИН, председатель студенческого совета МПГУ, победитель конкурса «Учитель года Москвы-2009» в номинации «Педагогический дебют»: – Мы провели молодежную экспертизу законопроекта «Об образовании в РФ», пригласив для этого студентов различных вузов. Нам кажется, очень важно прописать в законе, что профессиональная ориентация – это еще и определенные организационные механизмы, которые позволяют учащимся свободно и осознанно выбирать будущую профессию. В законе в главе 11, ст. 87, 88, 89, 90-я, указаны отдельные особенности для различных профессиональных программ, но нам кажется, что важнее всего подготовка педагогических кадров для дальнейшей работы в системе образования. Студентам непонятна до сих пор существующая система бакалавриата, специалитета и магистратуры, потому что на законодательном уровне они определены как высшее профессиональное образование, но в законопроекте «Об образовании в РФ» нет четких указаний, как конкретно различаются данные системы. Нам кажется очень важным указать это в законе «Об образовании в РФ «, определив их как различные ступени иерархированной системы высшего профессионального образования с отражением основных отличительных характеристик.
В рассматриваемом законопроекте предусмотрена статья 99 «Независимая оценка качества образования», в которой указано, что юридические организации и индивидуальные предприниматели могут проводить независимую оценку качества образования. Но нам кажется, что необходимо в законе указать нормы проведения аккредитации этих индивидуальных предпринимателей и юридические организации, чтобы этот пункт закона не могли использовать как средство для недобросовестной конкуренции. Если мы в дальнейшем создадим нормативно-правовые акты, которые будут опираться именно на этот момент, то это будет, как нам кажется, правильно именно для независимой оценки качества образования.В нашем законопроекте об образовании есть статьи, которые связаны с правовым статусом участников образования, то есть определяется правовой статус образовательных организаций, обучающихся, педагогических работников, но эти нормы, эти права и обязанности типовые для всех уровней образования, а нам кажется важным различить их, то есть сделать зависимыми от того, какой уровень образования у нас в данном случае обсуждается: дошкольное образование, среднее образование, высшее профессиональное образование, потому что права и обязанности даже учащихся будут разными в зависимости от того, кто у нас, – студент или дошкольник.Очень важным, на наш взгляд, кажется система контрактного распределения учащихся по окончании бюджетного высшего профессионального образования. Конечно, говорить о том, что московские студенты поедут в другие регионы России после окончания пятого курса, наверное, наивно – я по себе сужу, так как оканчивал Московский педагогический государственный университет (учитель русского языка и литературы). Но если бы нам на втором-третьем курсе предложили в качестве полугодовой практики отправиться в регион, в сельскую школу, то команда из студентов-педагогов, туда, наверное, поехала бы. Надо на законодательном уровне предусмотреть распределение не после пятого курса, когда ребята заводят семьи, а со второго, третьего, четвертого курса, закрепив распределение в рамках контрактной системы, целевой системы на новом уровне.Владимир ЯБЛОНСКИЙ, директор направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив:- В законопроекте отсутствуют полномочия органов исполнительной власти субъектов Федерации по поддержке негосударственного сектора образования детей. Предоставление мест и услуг в организациях негосударственного сектора не рассматривается как реализация гарантированного права на получение дошкольного образования гражданами, несмотря на дефицит мест в государственных и муниципальных учреждениях. По нашей оценке, на базе тех проектов, которые мы сегодня реализуем, в некоторых регионах уже на сегодня 10 процентов очереди может быть закрыто негосударственным сектором, а это существенная экономия бюджетных средств, запланированных на строительство новых учреждений.В статье 99 декларируется введение независимой оценки качества образования, но далее декларации речь фактически не идет, потому что эту систему оценки у нас согласно пункту 4 заказывает само учреждение. В соответствии с Указом Президента РФ с 1 апреля 2013 года должна быть создана система независимой оценки работы и рейтингов учреждений социальной сферы. Эту работу сейчас ведут агентство и Минтрудсоцзащиты. Мы считаем, что этот вопрос в законопроекте нужно проработать лучше.
Комментарии