Как и тысячи москвичей, каждый раз я с большим удовольствием наблюдаю за очередным этапом эстафеты фестивалей межрайонных советов директоров образовательных организаций «Наши общие возможности – наши общие результаты». За год объединенные площадки школ стали уже традиционным местом встреч и отдыха, знакомства друг с другом и со Школой для московских семей и гостей столицы. Это, конечно, большой успех и заслуга межрайонных советов директоров, всех, кто принимает участие в организации этого интересного и полезного мероприятия. Для всех нас эти фестивали – очень большой и важный праздник, который не только дает возможность открыться школе и показать свои достижения, но и выполняет очень серьезную стратегическую задачу – объединение городского сообщества.
Межрайонные советы директоров постепенно становятся очень мощным фактором консолидации горожан. Но всегда ли мы можем то же самое уверенно сказать о какой-нибудь конкретной Школе? Ведь именно Школа – основной интегратор городских возможностей, важнейший участник объединения самого городского пространства. Идея Большой Школы, которая сегодня уже стала, можно сказать, визитной карточкой московского образования, – это в первую очередь идея научить разных людей жить вместе. Сначала в общей Школе, потом в общем Городе, общей Стране.Сегодня школы заметно выросли как социальные структуры, научились самостоятельно формулировать свои главные задачи развития, «по-взрослому» осознавая все тонкости и трудности становления городского массового качественного образования. В орбиту новой Школы входит целый город, и нам не приходится выбирать, у большой Школы всегда будут большие задачи.Межрайонные советы в своей консолидирующей роли оказались прекрасным ориентиром для школ в поиске общего определения наших общих задач. У нас получилось такое «умное соревнование» – идей и смыслов – московские школы, целые межрайонные советы конкурируют в поиске наиболее точных, правильных определений наших общих задач.Коллективы школ все чаще стали обдумывать, что является в стратегическом плане основой развития нашего города, какой он будет завтра, как будет выглядеть рабочее место специалиста будущего, когда ученики уже покинут школьные парты, университетские скамьи и пойдут работать. Воспитывая будущих горожан, Школа формирует будущее состояние общества, тот социокультурный задел, что будет определять важные жизненные решения наших сегодняшних воспитанников. Поэтому важнейшие задачи городской системы образования я бы сформулировал так – развитие города и консолидация городского сообщества.Раньше было сложно представить такое глобальное значение системы образования и такую серьезную ответственность конкретной школы (особенно за консолидацию общества), ведь мы очень долго жили в совершенно иной системе. Долгое время система школьного образования города была построена на «сепарировании» учеников по правилам, удобным самой системе и далеким от принципов справедливости по отношению к большинству московских семей. В результате школы города (а значит, и городское сообщество) разделились на небольшую часть «мыисключительные» и гораздо большую «мыженегимназия». Через двадцать лет мы видим публичные проявления всех рисков у первых и менее публично заметные, но не менее значимые последствия упущенных возможностей у вторых. Однако образование, которое противопоставляет людей, мне кажется, по определению антипедагогично, качественное образование (конечно, с учетом индивидуальных интересов и способностей каждого ученика) должно быть у всех, ведь городу, стране, обществу, каждой семье хочется видеть в будущем наших сегодняшних учеников профессионалами, активными гражданами, порядочными людьми, умеющими понимать, уважать РАЗНЫХ людей и жить с ними в одном общем Городе. А если этому не научиться в школьном детстве, то когда же еще?!Ценность системы образования города, каждой Школы для Москвы сегодня определяется способностью школы решать одновременно эти две сложнейшие задачи – быть и фактором развития города, и консолидации городского сообщества. Единение этих двух задач и есть самая сложная и управленческая, и воспитательная задачи коллективов наших Школ.Пожалуй, главное отличие нашей новой большой Школы – равнодоступность высочайших результатов в самых разных направлениях. Воспитание в атмосфере взаимоуважения, объективной самооценки, обучение в среде, где каждый может проявить свой талант и раскрыть способности, поделиться своим успехом или опытом, формирует Человека с позитивным отношением к миру, в котором он живет, и к себе в этом мире. Наши большие школы пока сами учатся учить всех и каждого, учатся сами консолидироваться и объединять свои усилия для развития нашего Города. Учатся ставить и вместе с межрайонными советами директоров решать наши общие задачи.Исаак КАЛИНА, руководитель Департамента образования города Москвы, министр Правительства Москвы
Комментарии