«Зато мы делаем ракеты, // И перекрыли Енисей, // А также в области балета // Мы впереди планеты всей!» – утверждал легендарный советский бард Юрий Визбор в песне «Рассказ технолога Петухова». На самом деле мы впереди всех не только в этом, но и в целом ряде направлений IT-отрасли, несмотря ни на какие санкции (а может, и во многом благодаря им). Об этом, в частности, было заявлено на пресс-конференции РУССОФТ «IT-индустрия на пороге выбора: встать в ряды мировых лидеров или обслуживать чужие решения», которая прошла в МИЦ «Известия».
– Наши специалисты в области информационных технологий известны всему миру, продукты российских IT-компаний покупают во многих странах, – сказал президент РУССОФТ Валентин Макаров. – Но сейчас государству и компаниям нужно принять решение: либо мы должны сосредоточить усилия на создании продуктов, полностью заменяющих то, что ранее поставляли нам из-за рубежа, либо предлагаем миру какие-то новые программные продукты и платформенные решения, которых ранее не было. В первом случае нам уготована незавидная участь все время кого-то догонять. А стать лидерами нового технологического уклада можно, только прокладывая свои пути, никем не хоженные.
По словам генерального директора компании «МойОфис» Павла Калякина, уход зарубежных вендоров из России привел к нарушению выстроенных годами внутренних процессов компаний. Однако в результате бизнес и государственные организации (хотя, признаться, не все) поняли, что на иностранных партнеров полагаться не стоит, и начали все активнее переходить на российские продукты.
– Например, наша компания фиксирует рост числа пилотных проектов: за десять месяцев 2022 года их количество составило 181, тогда как за аналогичный период прошлого года их было 69, – с гордостью рассказал Калякин. – В этом году все сотрудники банка ВТБ перешли на офисное ПО «МойОфис». Кроме того, наши решения были интегрированы в почту и облако Mail.ru. Наблюдается стойкий рост интереса к продуктам российских разработчиков – наши бесплатные приложения для смартфонов и ПК скачали уже более 15 млн человек.
Компания «Киберпротект» специализируется на разработке решений по защите данных. В своем сегменте она вне конкуренции не только внутри России, но и на мировом рынке. Во многом благодаря продуктам этой компании миллионы физических и юридических лиц сумели сохранить свой бизнес и развиваться даже в условиях беспрецедентного роста кибератак за последнее время.
– Когда из страны уходят иностранные IT-гиганты, отечественным производителям, казалось бы, надо радоваться – освобождается огромный рынок, снижается конкуренция, – отметила исполнительный директор «Киберпротекта» Елена Бочерова. – Однако многие оказались к этому не готовы. Ведь одно дело, если вы работали на какой-то небольшой сектор с охватом, скажем, всего в несколько тысяч человек, и совсем другое – когда вам говорят, что завтра нужно расширить охват до сотен тысяч, а послезавтра – до миллионов пользователей. Возникает острая потребность в кадрах, производственных мощностях, да и подходы к организации бизнеса нужно менять радикально.
Елена Бочерова также напомнила, что для успешного роста бизнес-компаниям очень не хватает достоверной информации о реальной потребности рынка, о том, сколько каких продуктов и кому конкретно нужно, какие сервисы наиболее востребованы, где и в каком количестве готовят IT-специалистов нужной квалификации и пр. Такие данные есть у муниципальных, региональных и федеральных органов, но хорошо бы, чтобы они стали доступны для бизнес-структур.
– Мы уже 30 лет разрабатываем свои программные продукты для бизнес-коммуникаций, продаем их в десятках стран мира, – сообщил председатель правления компании SPIRIT Андрей Свириденко. – Наш полный защищенный корпоративный продукт VideoMost для рынка РФ – это мессенджер с видео-конференц-связью для совместной работы предприятий, российский аналог таких известных иностранных продуктов, как Teams, Zoom, Webex. Решение 100% независимо от экосистемы Microsoft и санкций, поддерживает корпоративную мобильность на iOS и Android и в браузерах, интегрируется с Poly, Cisco, Avaya, Huawei по протоколам SIP/H.323. Но вот беда: очень часто российские пользователи не хотят переходить на отечественные продукты просто потому, что привыкли к иностранным. Хотя наши на самом деле ничуть не хуже иностранных.
В России готовят очень хороших программистов, вполне способных обеспечить технологический суверенитет, отметил директор по стратегическим инициативам и партнерствам компании «Аурига» Андрей Шастин. Но существенно возросшее количество запросов от российских фирм на разработку сложных продуктов/систем даже на фоне хорошего финансирования со стороны государства сталкивается с недостаточным пониманием цикла разработки продукта.
– У нас сильно недооценивают необходимость таких фаз, как анализ технических и функциональных требований к продукту, прототипирование, автоматизированное тестирование, не видят смысла в долгосрочном планировании IT-проектов, – пожаловался Андрей Шастин. – Мы много лет присутствуем на международном рынке и можем не только составить «дорожную карту» разработки продукта, но и провести проект от разработки к вводу в эксплуатацию и поддержке, учитывая все риски и давая прозрачные обоснованные финансовые оценки каждой фазы развития проекта. Однако в целом это проблема общая, и решать ее надо в масштабах страны, меняя подходы к подготовке IT-специалистов.
Как отметили участники пресс-конференции, до поры власти делали ставку на экспорт программного обеспечения, а сервис не воспринимался всерьез. Теперь же основной упор делается именно на экспорт сервис-услуг, которые наши компании предоставляют иностранным потребителям по всему земному шару.
Председатель совета директоров компании «СерчИнформ» Лев Матвеев при этом напомнил, что тут не обязательно все делать самому, поскольку многие вопросы имеет смысл передать на аутсорсинг.
– Например, мы вполне способны конкурировать с именитыми западными гигантами, предлагая иностранным заказчикам не отдельное ПО, а платформу, которая решает максимум их проблем, – сказал он. – В рамках комитета по экспорту РУССОФТ была создана «дорожная карта» по развитию экспорта IT. Эти мероприятия позволят двигать отрасль целиком, и компании-экспортеры смогут не только пользоваться адресной поддержкой, но и двигаться в общем потоке, «прогретом» программой продвижения Made in Russia.
Эта для многих весьма болезненная тема тем более интересна, потому что сегодня вопреки ожиданиям, многие страны сохраняют лояльность к российскому ПО и стремятся к независимости от американских технологий, которые с 2020 по 2022 год стали одним из элементов санкционной машины. Весь мир является свидетелем того, как волевым решением можно просто-напросто отключить, забанить, изолировать как отдельно взятого гражданина или организацию, так и целые страны.
– На собственном примере мы видим, как спрос на защищенные от санкций российские решения в области видео-конференц-связи в госведомствах, силовых структурах и крупном бизнесе других стран вырос в среднем на 30%, – сообщил директор по развитию TrueConf Дмитрий Одинцов. – Ориентир на экспорт и признание заказчиками за рубежом – ключевой показатель конкурентоспособности IT-продукта, в том числе на российском рынке. От наращивания экспортного потенциала российских решений выигрывают все.
Проблема оттока кадров из IT-отрасли России за рубеж, как ни странно, оказалась далеко не такой фатальной, как ее воспринимали совсем недавно. Практически все присутствовавшие признались, что в их компаниях процент уехавших крайне мал и не способен повлиять на ситуацию в целом. Об этом рассказал, в частности, генеральный директор IBS InfiniSoft Сергей Резонтов.
– После февраля 2022 года нам удалось сохранить существенную долю сотрудников и команд IT-компаний, покинувших наш рынок, – сообщил он. – Эти команды продолжают реализовывать проекты для заказчиков, оставаясь в России. К тому же освободилась существенная ниша по оказанию услуг в заказной разработке ПО для внутренних клиентов, а также мы получили возможность привлекать высококвалифицированных IT-экспертов для оказания услуг на международном рынке, что дает нам новые возможности для развития.
– Сегодня перед российскими компаниями – производителями ПО стоит очень важная задача: обеспечить технологический суверенитет страны, а также сфокусироваться на выстраивании альтернативных цепочек поставок в нейтральные и дружественные страны, – заявил, подводя итоги мероприятия, заместитель директора департамента по развитию бизнеса группы «Иннотех» Андрей Гулидин. – Мы видим, что проблема отсутствия доступа к зарубежным вендорам решаема. Однако для ее преодоления необходимы время, а также совместные усилия всех игроков рынка вкупе с поддержкой госсектора. В портфеле продуктов группы «Иннотех» уже есть ряд продуктов, которые полностью работают на российском ПО, а значит, всегда доступны на территории нашей страны.
Вадим МЕЛЕШКО, фото автора
Комментарии