В недавно прошедшей отчетно-выборной конференции МГО профсоюза принял участие и выступил депутат Государственной Думы РФ Сергей Кузин. Сергей Павлович передал делегатам конференции приветствие от межфракционной – профсоюзной – депутатской группы, которая существует в Государственной Думе и в которую входят около 35 человек, в разные годы так или иначе сотрудничавших с профсоюзами. Федерацию независимых профсоюзов России в Государственной Думе сегодня представляют пять делегатов, Общероссийский профсоюз образования – единственный профсоюз страны, представленный в Думе двумя депутатами. Сергей Кузин посетовал, что не получил ни одного предложения, ни одного требования в свой адрес по поводу улучшения законодательства в каких-то сферах, и пообещал педагогам и управленцам периодически составлять небольшие отчеты, доклады, выступления по тем социально значимым законопроектам, которые стали законами и которые так или иначе касаются всех, и не только в области образования. Обещание депутат Госдумы РФ от Москвы выполняет.
Я думаю, что не каждый имеет время и возможность регулярно знакомиться с законами, принятыми Государственной Думой. Между тем значительная их часть напрямую касается каждого из нас. Я имею в виду законы, регулирующие социальную сферу нашей жизни (образование, здравоохранение, культура), сферу жилищно-коммунального хозяйства, трудовые отношения и заработную плату, социальное и пенсионное обеспечение и другие законы, непосредственно влияющие на нашу жизнь. Между тем такие законы есть. Начну с важных для всех работающих граждан изменений в трудовом законодательстве.Минимальный размер оплаты труда с 1 января 2015 года составил 5965 рублей (Федеральный закон №408-ФЗ от 1 декабря 2014 года «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»). Напомню, что последнее изменение было внесено в Федеральный закон №82-ФЗ от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда», когда сумма выплаты на 2014 год была изменена с 5205 до 5554 рублей. В 2015-2016 годах планируется довести МРОТ до величины прожиточного минимума. С 2015 года в связи со сложившейся ситуацией Госдума приняла решение проводить индексацию МРОТ раз в полугодие, а при необходимости раз в квартал.Гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы (Федеральный закон №199-ФЗ «О внесении изменения в статью 374 Трудового кодекса Российской Федерации» вступил в силу с июля 2014 года). Закон восстанавливает участие профсоюзов в процессе увольнения по инициативе работодателя члена профсоюзного выборного органа, не освобожденного от основной работы, по трем основаниям: сокращение численности или штата работников; несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе; неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей при наличии дисциплинарного взыскания. При сокращении численности или штата работников теперь необходимо обязательное предварительное согласие вышестоящего выборного профсоюзного органа. Эта же процедура необходима и в случае увольнения работника по несоответствию занимаемой должности и выполняемой работе. А вот при увольнении за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей при наличии дисциплинарного взыскания предусмотрена процедура увольнения с учетом мотивированного мнения профсоюзного органа. Позиция профсоюзного органа должна быть выражена в течение 7 рабочих дней, в противном случае ее учитывать не будут. Если профсоюзный орган выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, то в течение 3 рабочих дней стороны вправе провести дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении согласия работодатель по истечении 10 рабочих дней с даты получения профсоюзным органом проекта приказа и копий документов, ставших основанием для принятия решения об увольнении, вправе принять окончательное решение об увольнении данного сотрудника. Оно может быть обжаловано работником или представляющим его интересы профсоюзным органом в Гострудинспекцию.Запрет заемного труда (Федеральный закон №116-ФЗ от 05.05.2014 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступит в силу с 1 января 2016 года). В соответствии с этим законом Трудовой кодекс РФ получит новую статью (56.1), в которой устанавливается запрет на заемный труд. В этой статье содержится определение заемного труда. Под ним понимают труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя, в интересах, под управлением и контролем физического или юридического лица, не ставшего работодателем для этого работника. Таким образом, так называемые аутстаффинг и аутсорсинг, которые часто используют работодатели, будут под запретом. Отмечу, что в случае аутстаффинга речь идет о предоставлении непосредственно персонала, а в случае аутсорсинга – о предоставлении определенных функций.Важно определение круга лиц, которым будет разрешено предоставление персонала внаем. Таковыми будут частные агентства занятости, прошедшие государственную аккредитацию, а также иные организации, в случаях если работники направлены к юридическому лицу, если оно:- аффилированное лицо по отношению к направляющей стороне;- акционерное общество, если направляющая сторона – сторона акционерного соглашения.С 2016 года будет незаконным процесс предоставления труда работника между двумя неаффилированными юридическими лицами. Таким образом, с 1 января 2016 года заемный труд сможет существовать только в определенных случаях, и, более того, осуществлять функции по предоставлению персонала сможет не любая организация, а субъекты, строго соответствующие требованиям закона.Этот же закон вводит еще одно изменение, важное для реализации прав трудящихся.Административная ответственность за уклонение от заключения трудового договора и фактическое допущение работника к работе ненадлежащим лицом.Если работодатель будет уклоняться от заключения трудового договора или трудовой договор будет оформлен ненадлежащим образом, то работодателю может грозить штраф в размере от 10 тыс. рублей до 100 тыс. рублей. Кроме того, если работник был фактически допущен к работе не уполномоченным на это работодателем лицом, а работодатель отказывается признать трудовые отношения, возникшие между ним и лицом, фактически допущенным к работе, то работодатель обязан оплатить такому работнику фактически отработанное им время.Специальная оценка условий труда (Федеральный закон №426-ФЗ от 28.12.2013, вступил в силу с 1 января 2014 года, кроме статьи 18, вступающей в силу с 1 января 2016 года). С начала 2014 года введена специальная оценка условий труда, направленная на обеспечение безопасности работников во время их трудовой деятельности. Процедура оценки проходит раз в пять лет и реализуется в два этапа. На первом этапе осуществляется идентификация вредных и опасных факторов производственного процесса. На втором – определяется уровень воздействия факторов на организм человека. По итогам этих мероприятий рабочему месту каждого сотрудника присваивают один из четырех классов: оптимальное, допустимое, вредное или опасное рабочее место. Затем организация, проводящая специальную оценку условий труда, готовит отчет, с которым в течение 30 дней со дня его утверждения работодатель будет обязан ознакомить работников. Законопроект повышает уровень защиты трудовых прав работников посредством повышения степени участия профсоюзов в проведении оценки условий труда, в том числе включение их представителей в комиссию по проведению специальной оценки условий труда.Сергей КУЗИН, депутат Государственной Думы РФ, член Комитета по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками

Комментарии