search
main
0

Наши городских не хуже. В проекте краевого бюджета 2004 года на проведение эксперимента предусмотрен 1 миллион рублей

Краснодарский край всегда принимает самое активное участие во всех социально-педагогических инициативах. И сейчас он впереди многих российских регионов. С момента появления Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования педагогическая общественность края активно включилась в ее реализацию. И не только потому, что рано или поздно предписания государственных документов надо будет выполнять. Но прежде всего потому, что предложенные идеи оказались очень близки педколлективам и, главное, отвечали запросам детей и родителей.

Первое слово – за главой администрации

Сегодня на Кубани функционируют различные виды профильных образовательных учреждений: 9 школ фермерского профиля, 7 – казачьего, в том числе Кубанский кадетский корпус, 4 школы с военным или морским профилем. Кроме того, более 90 обычных школ имеют профильные классы повышенного уровня обучения, 73 специализированных профильных класса открыты совместно с органами управления внутренних дел и военкоматами. Плюс 11 лицеев, 38 гимназий, 37 общеобразовательных школ с углубленным изучением предметов.

К моменту вступления в федеральный эксперимент по отработке предпрофильного обучения Департаментом образования и науки Краснодарского края была проведена большая подготовительная работа, которая позволила к 1 сентября 2003 года ввести «предпрофиль» в 33 образовательных учреждениях Краснодара и 8 средних школах Павловского района. Экспериментом охвачено свыше 4,6 тысячи учеников 9-х классов. А уже в августе того же года в него включились в качестве ассоциированных участников 31 средняя школа и 8 учреждений дополнительного образования Сочи.

С чего все начиналось? С создания необходимой региональной нормативно-правовой базы по развертыванию данного эксперимента. Распоряжением главы администрации края Александра Ткачева обеспечена полная поддержка эксперимента на уровне высшего органа исполнительной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления. Одновременно этот документ позволил заложить целевые финансовые средства на проведение эксперимента в краевом и муниципальных бюджетах на 2004 год.

В чем же особенности финансирования в условиях эксперимента?

Они заключаются прежде всего в том, что финансовым работникам позволяется осуществлять тарификацию учителей, ведущих краткосрочные курсы по выбору, а если читать их приглашаются преподаватели системы профессионального образования, учителя других школ или же специалисты из различных областей промышленности или сельского хозяйства, то ставки почасовой оплаты могут быть повышены.

Допускается разделение предмета по профильной ориентации и информационной работе (он входит в региональный учебный план 9-х классов и проводится 1 час в неделю) между классным руководителем, психологом, социальным работником. Рекомендации департамента защищают учителя, ведущего предпрофильную подготовку, разрешая тарифицировать его по основному разряду.

Для того чтобы лучше удовлетворить запросы детей при проведении курсов по выбору, класс делится на две группы. Допускается создание групп при комплектовании учащимися из различных 9-х классов, в том числе из других школ. А это ко всему прочему возможность педагогов взять себе дополнительные часы, оплата которых гарантирована.

В рекомендациях также учтено финансирование при организации сетевого взаимодействия между различными образовательными учреждениями, когда возможна передача соответствующих учебных часов из одной школы в другую.

Определяется система дополнительного финансирования участников эксперимента, утверждается порядок введения ставки заместителя директора по предпрофильной подготовке, надбавки учителям, доплаты руководителям общеобразовательных учреждений.

Не каждая школа может предложить профиль…

Что касается последнего, то руководители управления образования и образовательных учреждений на муниципальном уровне осенью прошлого года издали соответствующие приказы «О доплатах участникам эксперимента». Основой для этого им послужило постановление главы администрации Краснодарского края от 22 июля 2003 года, в котором было записано следующее: «Департаменту по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края осуществлять финансирование расходов, связанных с организацией и проведением эксперимента, в пределах средств предусматриваемых законом о краевом бюджете на текущий год по разделу «Образование»… Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований, участвующих в эксперименте: 1. Оказывать содействие в проведении эксперимента. 2. Предусматривать ежегодно в местных бюджетах необходимые средства для финансирования проводимых в подведомственных общеобразовательных учреждениях мероприятий, связанных с их участием в эксперименте».

Попробуй-ка после этого не «оказать содействия» и не «предусмотреть в бюджете»! Хотя, если говорить серьезно, дело не столько в с сознательности, сколько в платежеспособности муниципалитета. Для села особенно актуален вопрос взаимодействия образовательных учреждений и эффективности сетевой организации профильных курсов. И вопрос транспорта становится решающим. Например, 18 девятиклассников школы №13 станицы Ново-Петровской каждую субботу посещают 3 курса предпрофильной подготовки в 1-й и 2-й школах станицы Павловской. Этих детей исправно возит школьный автобус. Но, как говорит ведущий специалист Управления образования Павловского района, координатор работы по предпрофильной подготовке Елена Дымуха, школьных автобусов в таком количестве, чтобы удовлетворить потребности в предпрофильной подготовке всех 1040 учеников района, нет. И далеко не каждая школа может предложить профиль. А потому в эксперимент взяли только тех из них, которые имеют соответствующие условия и где курсирует школьный автобус. То есть пошли по линии наименьшего сопротивления. Но ведь когда из эксперимента профильное обучение войдет в норму, выбора уже не будет…

И все-таки дело движется!

Так что основной вопрос – вопрос финансирования и укрепления материально-технической базы – не снят с повестки дня даже в таком сравнительно благополучном регионе, как Краснодарский край. Но, наверное, главное его отличие от других в том, что здесь находят пути решения основного вопроса.

Одно из направлений работы на региональном уровне – создание ресурсного обеспечения предпрофильной подготовки и профильного обучения. В проекте краевого бюджета 2004 года на проведение эксперимента предусмотрены целевые финансовые средства в объеме 1 млн. рублей. В октябре 2003 года территориям, участвующим в эксперименте (Павловскому району и городу Краснодару), передано по одному полнокомплектному классу на общую сумму 454,4 тысячи рублей для организации профильного обучения. За счет краевого бюджета территориям оказана помощь в издании информационных сборников с описанием муниципального информационного пространства для всех ребят 9-х классов. В Краснодаре таких сборников было издано 5500 экземпляров, в Павловском районе – 1100. Школам, участвующим в эксперименте, присвоен статус краевых экспериментальных площадок с распространением на них дополнительных юридических и финансовых прав. Хочется еще раз подчеркнуть, что педагогическим работникам, которые осуществляют предпрофильную подготовку по Краснодарскому краю установлена надбавка за экспериментальный характер деятельности в размере 15%, а руководителям образовательных учреждений (директору и его заместителю, курирующему этот вопрос) доплачивается от 0,5 до 1 ставки за организацию и проведение эксперимента.

Делится опытом Елена Дымуха:

– Что касается финансовой поддержки эксперимента, доплат педагогам и администрации, то район начал с того, что во всех девятых классах включил в учебный план дополнительно по 3 часа, которые вошли в тарификацию. Затем установили доплаты директорам базовых школ (600 рублей) и дали возможность руководителям произвести доплаты своим заместителям, курирующим вопросы предпрофильной подготовки (400 рублей), классным руководителям (5%) и учителям-предметникам (15%). Конечно, надбавки невелики и для педагогов они носят скорее психологический, моральный характер, но для нас главное – создать прецедент в дотационном сельском районе и показать, что сельская школа может справиться с поставленными задачами не хуже городской.

На примере опыта работы муниципальных школ Павловского района и Краснодара видно, что введение профильного обучения требует длительной подготовки со стороны образовательных учреждений, муниципальных органов управления образованием и органов исполнительной власти.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте