Очень часто (особенно на уроках геометрии) можно услышать и от учителя, и от ученика такие, например, высказывания: “наша прямая делит плоскость на две полуплоскости”, “углы нашего равностороннего треугольника равны 600”, “наш луч делит угол на два равных угла” и, не замечая комизма фраз, в старших классах продолжают: “наши фигуры симметричны и имеют форму квадратов”, “наши ребра взаимно перпендикулярны”, “наше тело имеет форму цилиндра” и т.д.
Школьный жаргон живуч – эти “накатанные” словосочетания передаются следующим поколениям, попадают даже в некоторые школьные учебники. И мы уже перестаем задумываться: почему сказали, что у нашего равностороннего треугольника такие углы – они ведь и у любого другого – “не нашего” – тоже по 600! Что это за наша прямая, наш угол и т.д. (Может быть, здесь сказывается наше несознательное стремление к приобретательству?)
Безусловно, приведенные примеры – это примеры словесного мусора, которого, к сожалению, немало в нашей профессиональной речи. И все-таки надо избавляться от ненужных “довесков” в предложениях, неоправданных замен слов, якобы “упрощающих” высказывания учеников. Будем говорить: “Все углы равностороннего треугольника равны 600”, “Ребра куба (а не наши!) взаимно перпендикулярны”.
В разговорном русском языке, в газетных публикациях в последние десятилетия стала отчетливо проявляться тенденция усиления уже и превосходной степени (мы, таким образом, пошли дальше восточных царедворцев – “наимудрейший”, “наиумнейший”), неверного образования составной превосходной степени, а часто – и ухода от понимания смысла произносимых слов. Читаем: “покорена самая высочайшая горная вершина”, “является наиболее выдающимся нападающим”, “самое последнее предупреждение”, “самое высшее достижение в спорте”, а в телевизионном “прямом эфире” услышим и такой шедевр: “Милиции выделяются значительно более меньшие суммы”.
К сожалению, отмеченная тенденция проявляется и на уроках математики. Можно услышать выражения вроде: “самое первое натуральное число”, “самое максимальное значение функции”, “самое крайнее (или самое последнее) число из числового промежутка”, “это решение более легче”, “самая грубейшая ошибка” и даже (при исследовании функций) “найдите самое наименьшее или самое наибольшее значение функции”. Понятно, что такое “наименьшее” – это самое маленькое, а что такое “самое наименьшее”? Понятно, кто “последний” в очереди, но кто “самый последний” – уже не понятно.
Устная и письменная речь учеников непосредственно взаимосвязаны. Обычно как говорят, так и пишут. Многие письменные контрольные работы по математике оформляются небрежно, в них отсутствуют знаки препинания, неправильно построены фразы, масса неряшливых исправлений. И как следствие всего этого – многочисленные ошибки в преобразованиях и вычислениях, логические несуразности.
При письменном оформлении решений задач часто полностью отсутствуют необходимые объяснения, много грамматических ошибок, нелепых сокращений слов. Ученик, который в диктантах по русскому языку и в сочинениях по литературе старается правильно расставить знаки препинания, пренебрегает ими, когда записывает решение задач, особенно когда записывает формулы, преобразует уравнения и т.д. Редкий учитель математики снизит за это оценку, тем самым оказывая ученику плохую услугу. В младших классах за небрежные, неграмотные записи в письменных работах по математике снижают оценки, в старших – почти никогда. Так от урока к уроку, из года в год вырабатывается устойчивая привычка неаккуратно, безответственно относиться к делу. Исправить это можно только путем усиления требовательности.
Одним из самых распространенных недостатков организации уроков является многословие учителя. Оно чаще всего выражается в обилии вспомогательных, дополнительных вопросов. При этом предполагается, что вспомогательные вопросы активизируют класс, помогают ученикам лучше понять объяснения, точнее изложить материал, найти путь решения задачи. Но на самом деле многочисленные вопросы учителя чрезмерно опекают деятельность школьников, сковывают их инициативу, уменьшают общее время урока, отводимое для устной и письменной речи.
Пример. Урок алгебры в VIII классе. Коллективно решают задачу с помощью уравнения. По ходу решения классу и вызванному ученику задается ряд дополнительных вопросов. Эти вопросы грамотны, ускоряют темп урока, обращают внимание ребят на особенности условия задачи, на рациональный выбор неизвестного и т.д. Но всего за 14 минут, затраченных на решение задачи, было задано… 27 (!) вопросов. Подобная “беседа” исключает, очевидно, самостоятельность в мышлении детей, сковывает их инициативу.
Следующую аналогичную задачу учитель предложил решить самостоятельно. При этом сначала был проведен устный разбор задачи, во время которого учитель опять задал 12 дополнительных вопросов. Несмотря на такую подготовку к самостоятельной работе многие ученики за последующие 15 минут не успели закончить решение второй задачи. Проверка тетрадей выявила массу ошибок.
При анализе урока пришли к выводу, что большое число дополнительных вопросов свидетельствует о слабом усвоении материала, это выявилось на самостоятельной работе. Дома многие не смогут самостоятельно решить подобную задачу. Значит, указанные беседы дали им мало пользы и целесообразно отказаться от такой методики, выбрав другую.
Овладение терминологией – необходимое условие развития речи
Каждый предмет, изучаемый в школе, в том числе и математика, имеет множество специальных терминов, особых речевых оборотов, специфических именно для данного предмета. Естественно, что ученики должны овладеть этими терминами в первую очередь. Не научившись активно владеть языком данного предмета, ученик с большим трудом понимает объяснения учителя и ответы коллег, не успевает вникнуть в смысл того, о чем идет речь на уроке, не может грамотно выразить свои мысли.
Отсюда ясно, что овладение терминологией изучаемого предмета – необходимое условие и успешного усвоения программного материала, и развития речи школьников, и хорошей организации уроков.
Оно сводится к формированию прямых и обратных обобщенных ассоциаций типа осознание термина – представление образа и, наоборот, осознание образа, символа – мгновенное вспоминание соответствующего термина. Эти ассоциации образуются прежде всего с помощью упражнений “на распознавание”.
Для того чтобы познание математики доставляло удовлетворение, нужно, чтобы ребенок проник в суть идей этой науки и прочувствовал внутреннюю связь всех звеньев рассуждений, что только позволяет понять глубокую и одновременно прозрачную логику математических доказательств. Если хотя бы раз ученик достигнет ясности в понимании сущности дела, проникнет во внутреннюю связь понятий и рассуждений логических выводов, то ему будет трудно удовлетвориться впоследствии суррогатом знаний, который дает заучивание без понимания, зубрежка без вдохновения.
Ирина ГОНЧАРОВА,
учитель математики средней школы N 6
Вышний Волочек,
Тверская область
Комментарии